+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Порядок регистрации ип закон 2019 год

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей

В настоящее время федеральное законодательства о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативно правовых актов РФ. Субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией.

Государственная регистрация — первый и обязательный шаг будущего предпринимателя, который требует оплаты государственной пошлины в размере 400 рублей.

Единственным регистрирующими органами индивидуальных предпринимателей являются налоговые инспекции.

В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в цели государственной регистраций индивидуального предпринимателя, является формальный признак — регистрация гражданина по месту жительства (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет).

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Например, что считать местом жительства: имеющуюся у гражданина на праве собственности квартиру в городе, которой он не пользуется, но зарегистрирован по ее адресу, ил дом в сельской местности, где он фактически проживает постоянно? На практике окажется, что факт постоянного проживания в сельской местности не будет иметь юридического значения, причем даже в том случае, если гражданин зарегистрирован в этом доме по месту проживания.

Надо помнить, что место жительства гражданина, по которому он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. определенное жилое помещение (дом, квартира, служебное помещение, комната в общежитии или коммунальной квартире и т.п.), не может использоваться места где непосредственно осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с промышленным производством. Согласно ст. 288 ГК РФ, жилые помещения предназначены для проживания граждан и размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.

В то же время эти нормы ГК РФ следовало бы толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом помещении деятельность, не нарушающую охраняемые законом права других проживающих в данном помещении лиц, а также соседей. Например, непосредственно по месту жительства могут работать предприниматели, чей труд связан преимущественно с интеллектуальной деятельностью — сбором и анализом информации, созданием научных и литературных произведений, подготовкой произведений к опубликованию, программированием, бухгалтерским учетом и аудитом, репетиторством, консалтингом и др.

Обратим внимания, что закон не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет, осуществляется предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

В регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляется:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (по форме № Р21001). Регистрирующий орган обязан бесплатно предоставить формы заявления.

копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, — для граждан Российской Федерации;

копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, для иностранных граждан;

копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, — для лиц без гражданства;

копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством России или международным договором Российский Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте его рождения);

копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, — для иностранных граждан или лиц без гражданства;

подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном порядке адрес места жительства физического лица в Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

для несовершеннолетних граждан — нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителе или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копи свидетельства о заключении брака таким лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении такого лица полностью дееспособным;

документ об оплате государственной пошлины.

Заявление и другие документы, необходимые для государственной регистрации не могут быть оформлены в произвольной форме. Они оформляются в строгом соответствии с утвержденными формами.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, гражданин не вправе уполномочить иное лицо представить от своего имени в регистрирующий орган необходимые для государственной регистрации документы, для этого он может использовать лишь один из указанных ранее способов (представить документы лично, либо по почте).

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Представление физическим лицом заявления без нотариального удостоверенной подписи заявителя фактически означает непредставление необходимых для государственной регистрации документов и может повлечь отказ в регистрации индивидуального предпринимателя.

При поступлении в регистрирующие (налоговые) органы документы для государственной регистрации осуществляется проверка правильности заполнения платежных документов, свидетельствующих об уплате государственной пошлины.

Заполнение полей платежного документа иными показателями (в частности, не правильное указание кода бюджетной классификаций) является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации связи с непредставлением документа, свидетельствующего об уплате государственной пошлины.

Возможны два способа предоставления документов — непосредственно заявителем или почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

После получения документов регистрирующий орган обязан выдавать на руки или направить по почте заявителю расписку в получении документов.

Заявителю, непосредственно представившему документы, в тот же день выдается расписка, а получение документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Датой представления документов для государственной регистрации считается день их получения надлежащим регистрирующим органом. Под получением регистрирующим органом документов следует понимать поступление в этот орган представленных документов непосредственно от заявителя или по почте. Дата поступления документов подтверждается распиской регистрирующего органа.

Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации.

Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки влечет административную ответственность на основании ч.1 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации, тогда должностное лицо может быть одновременно привлечено к дисциплинарной ответственности или, в зависимости от обстоятельств дела, к уголовной ответственности, например по ст. 169, 293 УК РФ.

После принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации и не позднее одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр заявителю выдается одно из ранее названных свидетельств подтверждающее факт внесения записи в государственный реестр.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р61001;

свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме № Р60004;

свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р65001;

свидетельство о внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе записи, зарегистрированном од 01 января 2004 года, по форме № Р67001.

Регистрирующий орган, совершивший акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю соответствующий документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записи в государственный реестр).

По запросу физического лица в регистрирующий (налоговый) орган ему может быть повторно выдан документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Размер пошлины по повторную выдачу свидетельства о государственной регистраций физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или о государственной регистраций юридического лица составляет 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию, т.е. 80 рублей для физического лица.

В ст. 23 Федерального закона «О государственной регистраций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ о государственной регистраций исчерпывающе определены случай отказа в государственной регистрации:

не представление предусмотренных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов. В каждом случае государственная регистрации в регистрирующий орган должны быть представлены все без исключения документы, определенное для соответствующего случая и перечисленные в указанных статьях. Нужно обратить внимание еще на два обстоятельства: во-первых, документы должны быть представлены только одним из способов (по почте заказным письмом или лично); во-вторых, они должны быть надлежаще оформлены в соответствии с требованиями Закона;

представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, т.е. не по месту жительства заявителя. Если документов представлены в такой орган, он не обязан пересылать их в надлежащий регистрирующий орган;

случае, когда не допускается регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

не истек год со дня принятия арбитражным судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанное с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельности;

не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено право заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе от государственной регистрации принимается в течение того же срока, который отведен для принятия решения о государственной регистраций (не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган) оно должно быть мотивированным, с обязательной ссылкой на конкретные нарушения из числа названных выше.

Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке (в Арбитражном суде). Административный порядок обжалования (в вышестоящий орган) законом не предусмотрено.

С 1 января 2004 г. зарегистрированный предприниматель не обязан совершать организационные действия, связанные с постановкой на налоговый учет, — эта обязанность возложена на регистрирующий орган (п.10 ст.83 НК РФ). Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре, в порядке установленном Правительством РФ (п.3 ст.83 НК РФ). Территориальные органы ФНС России обязаны осуществлять постановку на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на основании сведений о его государственной регистрации.

Документом, подтверждающим факт постановки предпринимателя на налоговый учет, является свидетельство о постановки на учет в налоговом органе. Обязанность выдать предпринимателю такое свидетельство возложена на тот налоговый орган, который осуществил постановку индивидуального предпринимателя на налоговый учет (т.е. налоговый оран по месту жительства).

Регистрация в качестве страхователя:

Помимо регистрации в качестве налогоплательщика необходима регистрация индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Индивидуальный предприниматель более не обязан самостоятельно совершать действия, необходимые для его регистрации в качестве страхователя. Регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации и (или) внесения изменении в государственный реестр представляет сведения об индивидуальном предпринимателе в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике. Указанные сведения представляются в виде выписки из государственного реестра.

Органы соответствующих внебюджетных фондов, получившие такие сведения, обязаны зарегистрировать предпринимателя в качестве страхователя.

Сведения о дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя, его регистрирующий номер, наименование органа, осуществившего указанную регистрацию, либо сведения о дате снятия индивидуального предпринимателя с учета в качестве страхователя представляются органами государственных внебюджетных фондов не позднее 5 дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя либо снятия с учета в качестве страхователя.

Основные правила регистрации страхователей в органы внебюджетных фондов (страховщиков) определяются в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации», от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и с Законом РФ от 28 июля 1991 г. «О медицинском страховании граждан в российской Федерации». Не позднее 5 дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя указанные органы должны предоставить в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (п.4 ст.5 Закона о госрегистрации). Эти сведения отражаются в государственном реестре.

Присвоение кодов по общероссийским классификаторам осуществляют территориальные органы Госкомстата России в недельный срок после получения от регистрирующего органа сведений.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» открытие кредитным организациям банковских счетов индивидуального предпринимателя осуществляется на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Это интересно:  Заявление на регистрацию ип от руки 2019 год

В настоящее время представление индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих регистрацию данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского счета в кредитную организацию не требуется.

Чтобы открыть в банке расчетный счет, индивидуальному предпринимателю необходимо представить в банк, помимо свидетельства о постановке на учет в налоговый органе, также и иные документы. Перечень всех документов, необходимых для открытия расчетного счета, законодательно не определен и устанавливается банком самостоятельно. Обычно банки требуют представления, во-первых, заявление на открытие счета в банке. Бланк заявления можно получить в банке (форма разрабатывается каждым банком самостоятельно). Во-вторых, два экземпляра карточки с образцами подписей, а также оттиском печати (если имеется). В-третьих, нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации. В-четвертых, копию свидетельство постановке на учет в налоговом органе. И, наконец, в-пятых, копию справки из Госкомстата.

Банк не вправе отказывать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ем разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п.2 ст.23 НК РФ в обязанность налогоплательщика входит информирование в 10-дневный срок налоговых органов по месту учета об открытии ил закрытии счета в банке. Нарушение данного срока в соответствии с п.1 ст.118 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов индивидуального предпринимателя банки обязаны представить сведения об указанных счетах в орган, осуществляющий государственную регистрацию данного предпринимателя. Сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя в обязательном порядке включается в государственный реестр.

Расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств со вновь открытого счета не принимаются к исполнению кредитными организациями до получения информационного письма налогового органа, в котором налоговый орган сообщает о получении извещения кредитной организации об открытии счета. Операции по банковскому счету осуществляется на основании договора банковского счета.

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.

Порядок регистрации ИП

Регистрация ИП сейчас занимает всего пару дней, а сервисы на сайтах ФНС и МФЦ помогут заполнить формы и найти регистрирующий орган.

Общая информация об ИП

Чем ИП удобнее ООО?

Пошаговое руководство 2018: как зарегистрировать ИП самостоятельно?

Определяемся с налоговым режимом

Где регистрировать ИП и сколько это будет стоить?

Какие понадобятся документы

Время регистрации и получение документации

Последствия незаконной предпринимательской деятельности

Комментарии и Отзывы

Общая информация об ИП

Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, которое законно зарегистрировано для ведения бизнеса. Другими словами, ИП – это то же физлицо с основанием на коммерческую деятельность.

Чем ИП удобнее ООО?

Рассмотрим поэтапно, почему ИП выгоднее:

  1. Регистрация: количество подготавливаемых документов, необходимых для ИП в два раза меньше. Госпошлина для ИП – 800 рублей, для ООО – 4 тыс. рублей.
  2. Для ИП отсутствует требование уставного капитала.
  3. ООО должно иметь юридический адрес. С физическим может не совпадать. ИП регистрируется по месту жительства. Но если предпринимательская деятельность, например, в Ростове-на-Дону, а зарегистрированы вы в Краснодаре, придётся ехать по месту прописки и подавать документы лично, либо делать это с помощью доверенности удалённо.
  4. Более простой бухучет.
  5. Меньшее количество отчётов в ФНС.
  6. Штрафы в случае нарушения закона для ИП меньше.
  7. Патенты (ПСН) доступны лишь ИП.
  8. Ключевые различия в имущественной ответственности ИП и ООО. Если в ваших планах нет крупных кредитов на развитие бизнеса, а шанс остаться с долгами невысок, то имеет смысл выбрать ИП. Поскольку будучи им, проходить процедуры регистрации, сдачи отчётности или прекращения деятельности гораздо легче, а система налогообложения будет выгоднее. Но имейте в виду, что являясь ИП, вы обязаны отвечать перед кредиторами абсолютно всем имеющимся у вас имуществом. Кроме, единственного жилья и имущества, к которому взыскание не применимо.
  9. Обязательные платежи. ИП обязан вносить страховые взносы вне зависимости от того, осуществляет ли он на данный момент коммерческую деятельность, или нет, и приносит ли она прибыль. Но не стоит считать это недостатком и безоговорочным аргументом в пользу ООО. Выплаты являются не налогами на ведение бизнеса, а страховыми взносами, которые начисляются на пенсионный счёт. Если ИП не работает полгода и платит страховые взносы, то это время учитывается в стаж. А в аналогичной ситуации с ООО, начисление страховых выплат и стажа не происходит.
  10. Разница в налоговых платежах между ИП и ООО зависит от выбранной системы налогообложения, а не от формы деятельности. Единственное отличие есть в налоге на прибыль – для ООО он равен 20%, для ИП – 13%.

ООО отличается от ИП тем, что здесь юридическое лицо ответственно исключительно в рамках имущества и финансов, имеющихся в распоряжении компании.

Пошаговое руководство 2018: как зарегистрировать ИП самостоятельно?

Кратко рассмотрим инструкцию самостоятельной подачи документации на ИП:

  1. Изучаете все нюансы по необходимым документам и справкам.
  2. Определяетесь с налоговым режимом.
  3. Выбераете ОКВЭД.
  4. Заполняете документацию любым удобным для вас способом.
  5. Передаете в налоговый орган.

Определяемся с налоговым режимом

В выборе системы налогообложения у ИП вариантов больше, чем у ООО:

  1. ОСНО иногда полезна, но эта система предполагает ведения полного бухучёта. Если вы начинаете бизнес, выбор ОСНО выльется в дополнительные траты времени и финансов на обучение или на бухгалтера.
  2. УСН лучше за счёт сдачи отчётности раз в год, и, вообще, бухучет с ней проще. Но тут имеются ограничения на годовую выручку, а количество сотрудников должно быть меньше ста. УСН бывает 2 видов – 6% (доходы) или 15% (доходы минус расходы). Выбор здесь напрямую зависим от сферы деятельности. При выполнении услуг с небольшими тратами на материалы или производство имеет смысл выбрать 1 вариант. А если вы планируете ИП с немалыми тратами, второй.
  3. Патентная система налогообложения (ПСН) — тоже тип «упрощёнки». Она доступна не во всех субъектах Федерации и видах деятельности. Ограничена она и рамками по количеству нанимаемых сотрудников – до 15. Выгода ПСН в том, что патент с определённой стоимостью, независимой от прибыли, вы можете приобрести на конкретный период – от месяца до года. Имеет смысл применять эту систему, когда предприятие уже развито.
  4. ЕНВД тоже доступен не всем видам деятельности, определяются они местным законодательством и Налоговым кодексом. Плюсы в том, что размер налоговых отчислений независим от выручки. Считается он на основе площади офиса и прочих данных. Выгода системы в том, что когда дела у бизнеса идут хорошо и реальная выручка превышает изначально предполагаемую, налог остаётся неизменным. Но в противном случае, если выручка снижается, вы обязаны платить налог в том же объёме.

Начинающему предпринимателю стоит отдать предпочтение УСН (6% или 15%), а затем перейти на ПСН, если позволяют региональные законы. ЕНВД стоит пробовать, когда бизнес разовьётся.

Выбор ОКВЭД

Регистрация и лицензирование

Если ваш вид деятельности подразумевает наличие лицензии, после регистрации ИП вы обязаны лицензировать деятельность. Для этого надо проходить по определённым нормам и заплатить госпошлину.

Лицензированию подлежит 51 вид деятельности, среди них:

  • производство медтехники;
  • фармацевтика;
  • осуществление теле- и радиовещания;
  • образование;
  • перевозки;
  • и прочие.

Лицензии выдаются местными филиалами специальных лицензирующих органов, и у каждого вида он свой:

  • Рособрнадзор;
  • Россельхознадзор;
  • Ространснадзор;
  • Роспотребнадзор и другие организации.

Ограничения в выборе деятельности

Список сфер, недоступных для ИП:

  • производство и продажа алкоголя (кроме розничной торговли пивом крепостью до 5%);
  • деятельность, связанная с оружием, боеприпасами, военной техникой;
  • частная охранная деятельность;
  • трудоустройство людей за границей;
  • инвестиционные фонды;
  • банковская сфера;
  • фармацевтика;
  • перевозки самолётами;
  • космическая промышленность.

Для них предусмотрено лицензирование и осуществлять их имеют право лишь организациями.

ИП и судимость

К обычному пакету документов добавляется справка об отсутствии судимости для деятельности, связанной с детьми или осуществлением медицинского и социального обеспечения.

А также для кодов, начинающихся с цифр:

Справка об отсутствии судимости запрашивается ФНС по межведомственным каналам.

Практический опыт и подводные камни в выборе между ИП и ООО в бизнес-уроке с Анной Соколовой:

Где регистрировать ИП и сколько это будет стоить?

Регистрация ИП проходит в налоговом органе по месту прописки. Если регистрации нет, открыть ИП возможно по месту пребывания. Расходы составлят 800 рублей на оплату госпошлины.

Лично в ИФНС

Визит в инспекцию зачастую является преимущественным, поскольку на практике у инспекторов появляются дополнительные вопросы по документации. Найдите контакты ФНС через сервис «Адрес и платёжные реквизиты вашей инспекции». Чтобы перестраховаться, позвоните в указанное отделение и удостоверьтесь, чтобы не ездить зря.

Через МФЦ

Найдите МФЦ, к которому прикреплён ваш адрес регистрации, и позвоните туда для уточнения, принимает ли конкретное отделение документацию на ИП.

По почте

Если вы живете не по прописке, есть вариант подачи документов удалённо — по почте заказным письмом с описью содержимого. Подпись на заявлении и копию паспорта засвидетельствуйте у нотариуса.

Соответственно, к сумме гомпошлины прибавляются расходы на заказное письмо и оплату услуг нотариуса.

Через представителя по доверенности

Если у вас нет возможности предоставить документы самому и/или забрать их после регистрации, подготовьте у нотариуса доверенность.

Тогда в форме Р21001 следует сделать пометку на клетке «2» на листе Б, то есть выдать заявителю или лицу, действующему на основании доверенности.

Через Интернет

Можно скачать программу ППДГР , заполнить заявку, и затем отправить в электронном варианте (с электронной подписью) или распечатать и подать лично.

Современные сервисы позволяют подать заявку на регистрацию бизнеса онлайн несколькими способами:

  • через портал госуслуг ;
  • на сайте ФНС;
  • через online сервисы.

Фотогалерея

Какие понадобятся документы

В необходимый пакет документов входят:

  • заявление по форме Р21001;
  • уведомление о выборе системы налогообложения;
  • копия вашего паспорта;
  • оплаченная квитанция по госпошлине.

Обязательно подпишите форму Р21001 и возьмите у инспектора ФНС /МФЦ расписку о том, что он получил документы.

Если нет ИНН

Заполняя документацию, поле для его указания оставляйте пустым. Загрузите с сайта ФНС заявление на получение ИНН и заполните его. Принесите вместе с документами на ИП и получите ИНН заодно с регистрацией. Время на процедуру продлится за счёт его выдачи.

Дополнительные документы

Если вы гражданин другого государства, для госрегистрации потребуют копию разрешения на пребывание или копию регистрации и нотариальный перевод паспорта.

Время регистрации и получение документации

Срок регистрации – не больше 3 рабочих днёй. Дату получения документов проставляют в расписке. Не забудьте в назначенный срок принести её с собой.

  • лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме No Р60009;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе.

Перепроверьте ваши данные в выписке из ЕГРИП на месте. Если там есть опечатки, вновь подойдите к сотруднику, выдающему документацию, чтобы составить протокол разногласий. Ошибки сотрудников инспекции быстро и безвозмездно исправляют. Но если вы найдёте их позже, придётся исправлять их по процедуре внесения изменений в сведения об ИП (5 рабочих дней).

Последующие действия

Если регистрация ИП состоялась, порядок действий следующий:

  • если требуется нанимать работников, встаньте на учёт в ПФР и ФСС как наниматель;
  • получите коды статистики;
  • создайте печать;
  • заведите расчётный счёт;
  • при найме сотрудников, оформляйте их;
  • если вид деятельности лицензируемый, получите лицензию;
  • при необходимости купите кассовый аппарат;
  • наладьте бухучёт.

Открытие ИП в Украине

По законодательству Украины право занятия частным предпринимательством имеют все совершеннолетние дееспособные граждане, зарегистрировавшиеся в статусе ФЛП (физическое лицо-предприниматель). Не разрешается вести бизнес некоторым категориям госслужащих, в частности, военным, сотрудникам СБУ, прокуратуры, судов и ряда других госструктур.

Процесс оформления ФЛП закреплён в законе № 755. Сейчас, кроме госрегистраторов, статус ФЛП могут выдавать и органы местного самоуправления и нотариусы. Список документов в целом аналогичен списку по российскому законодательству: заявления на оформление ФЛП и на систему налогообложения, паспорт. Особенно отмечается необходимость сдачи документации исключительно на украинском языке по ст. 15 Закона No 755.

Сроки открытия ФЛП составляют всего 24 часа (кроме праздников и выходных) с подачи документации, если она соответствует нормам. Иначе рассмотрение могут приостановить на 15 дней.

Процедура первичной регистрации и регистрации прекращения остаются бесплатными. Административный сбор в размере 0,1 от прожиточного минимума взимается только при внесении изменений в сведения ФЛП. Также предусмотрено ускоренное внесение изменений за двукратный (6 часов) и пятикратный (2 часа) административный сбор.

Причины отказа

Возможные причины отказа:

  • документы предоставлены не полностью или в ненадлежащий орган;
  • даны ложные сведения или сведения с ошибками/опечатками;
  • уже есть регистрация как ИП;
  • наличие судимости;
  • процедура банкротства была пройдена меньше года назад.

При отказе можно обжаловать решение в ФНС, а затем подать в суд. Но при такой простой процедуре регистрации, лучше провести работу над ошибками и снова принести документацию в надлежащем формате, заплатив 800 рублей.

Последствия незаконной предпринимательской деятельности

Незаконным предпринимательством признаётся:

  • ведение бизнеса без свидетельства ИП;
  • деятельность, отличная от заявленных изначально кодов ОКВЭД;
  • ведение бизнеса, нуждающегося в лицензировании, без её получения;
  • подача недостоверных данных в ФНС с дальнейшим ведением бизнеса.

В статье 171 УК РФ прописана уголовная ответственность за нанесение крупного ущерба людям, юрлицам или государству.

По статье 171 УК РФ незаконное предпринимательство наказывается в зависимости от обстоятельств.

Если деятельность производится без регистрации/лицензирования, суд назначает:

  • оштрафовать на сумму до 300 000 рублей;
  • оштрафовать на сумму в размере зарплаты или дохода до 2 лет;
  • обязательные работы (до 480 часов);
  • арестовать до 6 месяцев.
Это интересно:  Когда открывать расчетный счет при регистрации ип 2019 год

Если незаконное предпринимательство совершалось группой людей или последствием действий стал ущерб в особо крупном размере, суд имеет право наложить санкции:

  • оштрафовать на 100 000–500 000 рублей;
  • оштрафовать на сумму в размере зарплаты или другого дохода осуждённого за 1-3 года;
  • принудительные работы (до 5 лет);
  • лишить свободы до 5 лет и оштрафовать на сумму до 80 000 рублей или в размере дохода/зарплаты за 6 месяцев.

Видео

Анна Соколова объясняет, как не сделать ошибку в выборе системы налогообложения при открытии ИП и сэкономить на налогах.

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 1 статьи 22.1 Закона №129-ФЗ представляются:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма №Р21001, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439, порядок заполнения которой приведен в Приказе ФНС РФ от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя»);

2) копия основного документа (паспорта) физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

3) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если регистрируемое лицо в качестве индивидуального предпринимателя является иностранным гражданином);

4) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если регистрируемое лицо является лицом без гражданства);

5) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

6) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

7) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

8) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

9) документ об уплате государственной пошлины.

С 2005 года предприниматели не представляют в государственные внебюджетные фонды для постановки на учет документы, аналогичные представляемым в регистрирующий орган. Зарегистрировав предпринимателя, налоговые органы направляют сведения из реестра во внебюджетные фонды для его регистрации в качестве страхователя. Фонды, осуществив постановку на учет, направляют налоговым органам информацию о дате и номере регистрации, а налогоплательщикам высылают свидетельство почтой.

· если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

· не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

· не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Сроки и место

Государственная регистрация согласно пункту 1 статьи 8 Закона №129-ФЗ осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Таким образом, предприниматель вправе открыть счет в банке и начать предпринимательскую деятельность уже на шестой день после подачи комплекта документов на регистрацию, так как момент начала деятельности не зависит от сроков постановки на учет во внебюджетных фондах.

Отметим, что в начале 2004 года предприниматели сталкивались с определенными трудностями при открытии счетов в банке. Но после опубликования письма ЦБ РФ от 30 января 2004 года №15-Т «По вопросу открытия кредитными организациями банковских счетов» ситуация изменилась. В указанном письме разъяснялось, что в соответствии с дополнениями, внесенными в статью 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности», предоставление индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих регистрацию данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского счета в кредитную организацию не требуется.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК РФ).

«Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713. В случае, если гражданин уже был ранее зарегистрирован по старому месту жительства, в его паспорте должен стоять штамп о снятии его с учета.

Таким образом, гражданин Российской Федерации, подающий в регистрирующий орган документы для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, должен иметь место жительства на территории, подведомственной данному регистрирующему органу. Место жительства гражданина Российской Федерации подтверждается наличием вышеупомянутого штампа в паспорте.

Свидетельство о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания не может в этом случае являться документом, подтверждающим его регистрацию по месту жительства. При представлении этого документа в рассматриваемом случае регистрирующие органы должны вынести решение об отказе в государственной регистрации (см. раздел 1.3.3. настоящей книги).

В качестве индивидуального предпринимателя может быть зарегистрирован иностранный гражданин или лицо без гражданства. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» считается лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином — лицо, получившее вид на жительство.

Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года №794 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, а Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года №789 — Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание. Кроме того, МВД РФ издан Приказ от 14 апреля 2003 года №250, утвердивший Инструкцию об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство. При применении данного документа следует учитывать, что Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная миграционная служба, которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Правоотношения, возникающие при регистрации по месту жительства в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, регулируются этими вышеперечисленными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года №794 иностранный гражданин (лицо без гражданства), достигший 18-летнего возраста и проживший на территории Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, может получить вид на жительство. В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство. Вид на жительство выдается:

— иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет;

— лицу без гражданства на 5 лет.

Лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность, разрешение на временное проживание выдается в виде документа установленной формы. Разрешение на временное проживание выдается на 3 года.

При регистрации иностранного гражданина по месту временного проживания проставляется штамп установленной формы на оборотной стороне страницы документа, удостоверяющего личность, на которой проставлена отметка о разрешении. Отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства проставляются и в виде на жительство.

Следует заметить, что Закон №129-ФЗ не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а деятельность собирается осуществлять в другом населенном пункте, то он подлежит государственной регистрации по месту жительства.

Порядок представления документов

Все документы, необходимые для государственной регистрации представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией (зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя). Другие лица, в том числе и действующие на основании доверенности, заявителями быть не могут.

Заявление (форма №Р21001), представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные (или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа) и идентификационный номер (при его наличии).

Расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения выдается регистрирующим органом в следующем порядке:

если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем — заявителю в день получения документов регистрирующим органом;

в ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом.

День получения документов регистрирующим органом является датой представления документов при осуществлении государственной регистрации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены в Постановлении Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439. При направлении документов почтовым отправлением на конверте рекомендуется делать пометку «Регистрация».

В соответствии с пунктом 1 Требований к оформлению документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439, документы, используемые при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Если документы представлены в электронном виде, то их юридическая сила подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При получении регистрирующим органом документов для государственной регистрации должностным лицом регистрирующего органа делается соответствующая запись в книге учета государственной регистрации индивидуальных предпринимателей (смотрите раздел 1.2 настоящей книги).

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Законом №129-ФЗ (смотрите раздел 1.3. настоящей книги). Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Решение о государственной регистрации

После принятия документов для регистрации и выдачи расписки о приеме документов уполномоченное лицо регистрирующего органа, руководствуясь действующим законодательством, принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в регистрации.

Для принятия решения проверяется полнота представленных на регистрацию документов, соответствие их формы установленной законодательством форме, а также наличие в регистрирующем органе информации о заявителе, запрещающей ему в это время заниматься предпринимательской деятельностью (например, наличие решения суда в отношении заявителя, запрещающего ему заниматься этой деятельностью).

Принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение соответствующей записи в государственный реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган выдает (либо направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа согласно пункту 3 статьи 11 Закона №129-ФЗ устанавливаются Правительством РФ.

Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма №Р61001) а также свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (форма №Р60004) утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Закона №129-ФЗ, как уже было отмечено, регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Органы внебюджетных фондов, получившие такие сведения, обязаны зарегистрировать предпринимателя в качестве страхователя. Основные правила регистрации страхователей в органах внебюджетных фондов определяются в соответствии:

— Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (статья 6);

— Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (статья 11) (далее — Закон №167-ФЗ).

Не позднее 5 дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя указанные органы должны представить в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (пункт 4 статьи 5 Закона №129-ФЗ).

Кроме того, регистрирующий орган в этот же срок (не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации) представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ.

Это интересно:  Как правильно заполнить оквэд при регистрации ип 2019 год

В настоящее время Перечень государственных органов и органов местного самоуправления, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, законодателем не установлен.

Отказ в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Отказ в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя согласно статье 23 Закона №129-ФЗ допускается в следующих случаях:

• не представлены документы, необходимые для государственной регистрации;

• документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган;

• случаи, предусмотренные пункт 4 статьи 22.1 Закона №129-ФЗ:

— не утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

— не истек год со дня принятия судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

— не истек срок, на который физическое лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Например, у физического лица в паспорте имеется отметка о регистрации по месту жительства, а он представляет документы для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган по месту временного пребывания (не совпадающего с местом регистрации по месту жительства). В этом случае регистрирующий орган должен вынести решение об отказе по причине представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Налоговый орган вправе отказать в государственной регистрации, в частности, при отсутствии описи вложения при пересылке документов почтовым отправлением, сославшись на подп. «а» пункт 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ (непредставление необходимых для государственной регистрации документов).

Если физическое лицо, прекратившее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которому ранее был присвоен государственный регистрационный номер, вновь обратится в регистрирующий орган за государственной регистрацией в том же качестве, ему не вправе отказать в регистрации, поскольку никаких оснований для отказа таких лиц в статье 23 Закона №129-ФЗ не содержится.

Решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона №129-ФЗ должно быть принято в течение 5 рабочих дней со дня представления документов на регистрацию.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждены следующие формы решений об отказе в государственной регистрации:

— решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов (форма №Р60001);

— решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (форма №Р60002);

— решение об отказе в государственной регистрации в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 22.1 Закона №129-ФЗ (форма №Р60003).

Как видно из названия форм, они содержат прямые указания на ошибки, допущенные заявителем при обращении за государственной регистрацией.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма №Р21001), с уведомлением о вручении решения (пункт 4 статьи 23 Закона №129-ФЗ).

В случае вынесения решения об отказе в государственной регистрации документы, представленные для государственной регистрации физическим лицом не возвращаются, а остаются в регистрирующем органе и образуют регистрационное дело об отказе.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 5 статьи 23 Закона №129-ФЗ).

Законодательством предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение законодательства о государственной регистрации.

Более подробно с вопросами, касающимися порядка регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, лицензирования, а так же различные налоговые режимы, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Индивидуальные предприниматели».

Что говорится в законе об ИП и предпринимательской деятельности: изменения 2019 года

Начинающий предприниматель или уже опытный и длительное время работающий бизнесмен всегда испытывает правовой информационный голод. Если он не является по специальности юристом, и не имеет правовой практики, то ему достаточно трудно разобраться во всем многообразии законодательных актов которые регулируют положение индивидуальных предпринимателей и вопросы предпринимательской деятельности.

Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях, о принятии которого говорили одно время, так и не был принят и единого нормативного акта объединяющего в себе все нормы направленные на регулирование деятельности предпринимателей в настоящее время в России не существует.

В предлагаемой статье постараемся восполнить данный пробел и объединить все, что говорит закон об ИП, его статусе и деятельности, которую он ведет.

Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей

Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ. Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.

Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью. Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.

Расшифровка понятия предпринимательской деятельности содержится в Гражданском кодексе РФ. Данный нормативный акт, по мнению многих экспертов правоведов, является вторым по значимости законом в нашей стране. Предпринимательская деятельность, согласно статье 2 Кодекса, характеризуется следующими признаками:

  • данная деятельность осуществляется самостоятельно, на основе автономной воли субъекта,
  • она осуществляется на свой риск, и вся ответственность за результаты деятельности лежит на лице её осуществляющем,
  • направленность деятельности – получение прибыли, причем систематическое,
  • источники такой прибыли – использование имущества, продажа производимых или перепродаваемых товаров, оказание (выполнение) услуг (работ),
  • осуществляется при обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

На предпринимательскую деятельность физических лиц распространяются те же нормы Гражданского кодекса РФ, что и на деятельность коммерческих организаций – юридических лиц.

Одновременно Гражданским кодексом РФ, установлено прямое условие, выполнение которого необходимо для возможности занятия гражданином предпринимательской деятельностью. Статьей 23 Кодекса установлено, что физическое лицо вправе заниматься предпринимательством только с момента его государственной регистрации. При этом если гражданин не осуществил предписываемой законом регистрации, но, тем не менее, такой деятельностью занимается, то к нему также будут применяться эти нормы.

Регистрация граждан в качестве предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закон устанавливает, что для сбора информации обо всех гражданах ведущих предпринимательскую деятельность ведется Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Государственным органом уполномоченным регистрировать индивидуальных предпринимателей является Федеральная налоговая служба РФ. Именно в территориальный орган налоговой инспекции по месту своего постоянного жительство и требуется обращаться гражданину, если он желает зарегистрироваться в качестве предпринимателя.

Налоговые вопросы деятельности ИП

Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.

Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.

Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.

Лицензирование деятельности ИП

Другим нормативным актом, с которым стоит ознакомиться, гражданину перед началом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Обратите внимание: Некоторые требования для лиц желающих заняться лицензируемыми видами деятельности являются трудновыполнимыми. Предпринимателю стоит заранее ознакомиться с тем, какие требования предъявляются законом и оценить свои возможности.

В законе установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых предпринимателям, как и юридическим лицам, одной только государственной регистрации будет мало. Для того что бы заниматься такой деятельностью требуется разрешение (лицензия) специально уполномоченного на это органа.

В законе указываются, куда следует обращаться, в случае если предприниматель желает осуществлять лицензируемые виды деятельности и в каком порядке. Так же определены условия оформления и переоформления лицензий и сроки, в течение которых лицензии действуют.

Проверки индивидуальных предпринимателей

Немаловажным моментом деятельности предпринимателя являются ситуации, когда государственные и муниципальные контрольные и надзорные органы проявляют интерес к его деятельности. Законный интерес контрольных и надзорных органов в отношении ИП проявляется в проведении контрольных мероприятия — проверок. Дабы в процессе их проведения не возникало злоупотреблений со стороны контролеров, был принят закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении контроля. Закон содержит основные правила проведения проверок, и с его основными положениями предпринимателю надо быть знакомым.

Так в частности, законом установлено, что проверки бывают двух видов: плановые и внеочередные. Как видно из названия первых, их проведение заранее планируется. О чем информированный предприниматель не может не знать.

Плановые проверки должны проходить не чаще чем один раз в три календарных года. Законом установлено, что до начала года в котором контролирующий орган планирует провести проверку в отношении того или иного предпринимателя он должен включить данные о нем (о планируемой проверке) в годовой план проверочных мероприятий. Подготовленный таким образом план направляется контрольным органом в органы прокуратуры. И уже соответственно, после проверки этого плана работниками прокуратуры, план проверочных мероприятий становится частью общего (сводного) плана проверок на год.

Практическое значение, этот момент, для предпринимателей имеет следующее. До начала нового года, все сводные планы проверок, на предстоящий год, должны быть размещены в сети Интернет. Индивидуальный предприниматель может получить информацию о том, планируется ли проведение в отношении него плановой проверки, и когда это произойдет, как на сайте того субъекта федерации в котором он ведет деятельность, так и на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Поиск на сайте Генпрокуратуры осуществляется по ОГРН, ИНН предпринимателя, его фамилии, имени и отчеству, или по названию организации.

Внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры, как правило, в индивидуальном порядке. Узнает о них предприниматель, обычно, незадолго перед началом проверки.

Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?

Анализ законодательной базы, существующей на 2019 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.

Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008№ 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном новшестве законодателей с начала 2019 года — введении специального режима, подразумевающего уплату налога на профессиональный доход (НПД) как предпринимателями, так и гражданами, чья самостоятельная работа не нуждается в оформлении ИП (репетиторами, нянями). Для этого был принят закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее — закон № 422-ФЗ).

Новую систему налогообложения пока будут применять только несколько субъектов РФ:

  • Татарстан;
  • Калужская область;
  • Московская область;
  • Москва.

Если такой эксперимент завершится удачно, то новый закон для ИП и граждан, таковыми не являющихся, будет распространён на всю территорию РФ. Срок эксперимента установлен до 2028 года. Цель введения нового налога — учёт самозанятого населения, вывод его из теневого бизнеса. Для ИП, ставших плательщиками НПД, его ставка будет составлять 6%.

Статья написана по материалам сайтов: biznesok.com, www.audit-it.ru, ipshnik.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector