+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Особенности регистрации некоммерческих организаций 2019 год

В соответствии со ст. 13 закона «О некоммерческих организациях» выделяются два способа создания НКО: учреждение и реорганизация существующей НКО. Учреждение НКО происходит по решению учредителей (учредителя). Количество учредителей зависит от организационно-правовой формы создаваемой НКО и определяется соответствующими законами.

При наличии нескольких учредителей решение об образовании НКО должно быть принято единогласно. В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ никто не может быть принужден к участию в акте учреждения организации. Учреждение НКО возможно лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью. Следовательно, филиалы и представительства юридических лиц не вправе быть учредителями НКО.

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001г. №129-ФЗ (В ред. от 1 декабря 2007г. №318-ФЗ) НКО подлежит государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти. При регистрации происходит внесение в единой государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации НКО.

Для государственной регистрации НКО при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы: заявление, подписанное уполномоченным лицом (заявителем); учредительные документы НКО; решение о создании НКО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных органов; сведения об учредителях; документ об уплате государственной пошлины; сведения об адресе постоянно действующего органа НКО, по которому осуществляется связь с НКО; документы, подтверждающие правомочие на использование в наименовании НКО личного имени гражданина, символики, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования.

Все необходимые для регистрации документы предоставляются в уполномоченный орган не позднее чем через 3 месяца со дня принятия решения о создании такой организации. В течение 14 рабочих дней после получения документов уполномоченный орган принимает решение о государственной регистрации НКО и направляет в регистрирующий орган необходимые документы и сведения. На основании полученных документов регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации НКО. Данный орган не позднее 3-х рабочих дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. За государственную регистрацию НКО взимается государственная пошлина.

Регистрация некоммерческих организаций. Как создать НКО. Отличительные особенности НКО.

Некоммерческая организация (далее – НКО, организация или компания некоммерческого характера) создается в виде компании без членства для занятия некоммерческой деятельностью, не предусматривающей получение прибыли с целью её дальнейшего распределения между создателями и участниками организации. НКО, как и любая другая компания, занимающаяся определенными видами деятельности, для обеспечения легитимности функционирования должна узаконить своё правовое положение путем государственной регистрации. Под государственной регистрацией любой компании коммерческого и некоммерческого характера понимается процесс официального оформления в уполномоченных государственных органах компании путем прохождения ею специальной процедуры, определенной действующим законодательством. Такая процедура предусмотрена и для регистрации НКО, а уполномоченным органом, выполняющим функции официального оформления компаний некоммерческого характера, выступает Минюст России и его территориальные органы.

Особенности официального оформления НКО обусловлены отличиями организации некоммерческого характера от коммерческих компаний.

Отличительные особенности НКО

Основополагающим отличием НКО от коммерческих организаций выступает получение прибыли не с целью обогащения её создателей и участников, а для формирования материальных благ, направляемых на решение общественно полезных задач общества и его граждан.

Вторым отличием НКО является особенность в имущественных отношениях, выражаемая в исключительно целевом использовании имущества, находящегося в распоряжении компании некоммерческого характера.

Третье отличие состоит в возможности ведения предпринимательской деятельности, получаемая прибыль от которой может направляться только на достижение уставных целей некоммерческой организации.

В целом главенствующей функцией любой компании некоммерческого характера выступает реализация задач посредничества между простыми гражданами и чиновниками, наделенными государственной властью.

Как создать НКО

Для создания компании, планирующей заниматься некоммерческой деятельностью, необходимо выполнить действия по подготовке процесса учреждения НКО. К ним относятся:

а) принятие решения о создании некоммерческой компании с последующим его письменным оформлением;

б) выбор наименования компании;

в) определение юридического адреса НКО;

г) установление вида деятельности, которой будет заниматься создаваемая компания.

Решение о создании НКО одним учредителем принимается единолично и излагается на бумаге как решение единственного учредителя. При учреждении НКО двумя и более лицами в обязательном порядке проводится собрание учредителей, на котором проводится голосование по созданию компании. Такое решение должно быть принято единогласно с последующим оформлением протокола об этом.

Название НКО должно четко отражать характер некоммерческой деятельности создаваемой компании. Нельзя использовать в наименовании НКО полных или укороченных названий государственных органов, а также схожих с ними существительных.

Адрес расположения создаваемой компании некоммерческого характера – это место полноправного функционирования сотрудников органа управления НКО, место получения корреспонденции и хранения документов компании, подтверждающих её дееспособность. Поэтому адрес НКО выбирается с учетом различных факторов её деятельности и устанавливается в соответствии с адресом выбранного места размещения в конкретном муниципальном образовании.

Следует заметить, что Минюст России как регистрирующий орган часто требует подтвердить документально право размещения офиса НКО по его юридическому адресу. В случае аренды помещения – договор аренды, а при размещении компании в собственном помещении – документ о собственности. В обоих случаях не обойтись без юридических проблем. Так заключение договора аренды чисто формально неправомочно, ибо вашей компании пока нет (не пройдена государственная регистрация) и посему заключенный договор аренды является недействительным. Также может возникнуть вопрос, как несуществующее юридическое лицо получило свидетельство о собственности? Более детально о проблемах выбора юридических адресов можно ознакомиться на сайте ТАРП СВАВО в разделе «Полезная информация» в соответствующих статьях.

Выбор вида деятельности, которой будет заниматься создаваемая некоммерческая компания, определяется согласно кодам, приведенным в классификаторе экономической деятельности (далее – ОКВЭД или классификатор). Главными требованиями к выбору деятельности являются её некоммерческий характер и строгое соответствие целям, определенным уставом НКО. И второе – с 11 июля 2016 года действуют новые коды ОКВЭД, что требует особой внимательности и скрупулезности при их подборе. Ограничений на количество видов деятельности для НКО не установлено.

Однако следует знать, что классификатор, в основном, разработан в целях классификации коммерческой деятельности. Эта особенность часто ставит в трудное положение создателей компаний некоммерческого характера. А неправильно выбранный код деятельности однозначно затруднит регистрацию НКО. Поэтому при возникновении трудностей с выбором кода деятельности НКО следует прибегнуть к услугам опытных специалистов, чтобы избежать лишних временных и финансовых затрат.

После оформления решения о создании НКО, определившись с её названием, местом размещения и видом деятельности, необходимо приступить к этапу подготовки документации, требуемой для официального оформления компании.

Какие нужны документы для государственной регистрации

создаваемой некоммерческой организации?

Важно знать, что после принятия решения о создании НКО до истечения трех месяцев необходимо подготовить и представить в регистрирующий орган перечень документов, установленный законодательством, для последующего официального оформления создаваемой компании некоммерческого характера. В этот перечень входят следующие бумаги.

  1. Нотариально заверенное заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при её создании по форме РН0001. Данный документ в обязательном порядке подписывается заявителем (заявителями) с указанием персональных данных и номера телефона для связи.
  2. Решение о создании компании некоммерческого характера в двух экземплярах, подготовленное в виде протокола (при создании НКО двумя и более лицами) либо в виде решения единственного учредителя.
  3. Документы, подтверждающие учреждение НКО в трех экземплярах. К таким документам относятся:

— для общественных организаций, фондов, автономных некоммерческих организаций, частных и бюджетных учреждений – устав компании;

— для ассоциаций или союзов (объединений юридических лиц) – устав и учредительный договор;

— для адвокатской конторы или профсоюза – общее положение об организации.

Хотя учредительные документы для различных видов НКО отличаются, вместе с тем к ним предъявляется ряд общих требований по оформлению. Так, в них в обязательном порядке должны быть приведены такие данные как название компании, её место расположения, цели и предмет основной деятельности компании, а также другие положения, установленные действующим законодательством.

  1. Данные о создателях (учредителях) компании некоммерческого характера
  2. Документ, подтверждающий правомочность размещения НКО по адресу, выбранному в качестве официального адреса регистрируемой компании. Чаще всего таким документом может выступить гарантийное письмо собственника помещения о его готовности после регистрации компании заключить с ней договор об аренде помещения или передать помещение в собственность.
  3. Платежный документ о внесении оплаты государственной пошлины за официальное оформление НКО.

Государственная регистрация НКО

Подготовив требуемые документы, их следует представить в Минюст России для официального оформления создаваемой компании путем её государственной регистрации. Передача документов может быть осуществлена лично или отправлена заказной почтой.

Минюст России или его территориальный орган обязаны в течение 14 рабочих дней с момента получения бумаг принять решение о государственной регистрации компании или об отказе в её официальном признании. При этом отказ от регистрации должен быть мотивированным с указанием конкретной юридической причины отказа.

При официальном признании компании Минюст России самостоятельно направляет сведения о новой компании некоммерческой деятельности в Инспекцию Федеральной налоговой службы для её официального учета.

В случае отказа в регистрации Минюст России направляет заявителю письмо с официальным отказом, в котором должна быть изложена аргументация и правовые основания принятого решения.

Инспекция Федеральной налоговой службы в течение 5 рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о новой компании и в срок не более 1 рабочего дня уведомляет об этом факте регистрирующий орган.

Минюст России, как регистрирующий орган, после получения уведомления о записи в ЕГРЮЛ в срок не более 3 дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации, подтверждающее юридическое оформление факта создания НКО. Однако на этом этап официального оформления новой организации не окончен.

Что следует сделать после регистрации НКО?

После регистрации НКО следует выполнить следующие шаги.

  1. Получить код статистики. Руководитель (учредитель) НКО обязан получить код службы статистики в Федеральной службе государственной статистики (далее – Служба статистики).
  2. Зарегистрировать созданную организацию в пенсионном и социальном фонде, а также в фонде медицинского страхования. Такая регистрация необходима для обеспечения социальных гарантий наемным сотрудникам, работающим в компании некоммерческого характера по договорам, заключаемым согласно трудовому законодательству. При этом следует учитывать, что сведения о новой некоммерческой организации во внебюджетные фонды сообщаются либо налоговой службой, либо регистрирующим органом, а представитель НКО обязан только получить документы, подтверждающие постановку организации на учет в указанных фондах.
  3. Изготовить печать с названием НКО.
  4. Открыть финансовый счет в банке. Конечно, можно этого не делать, но тогда будет исключена возможность сбора и расхода денежных средств безналичным способом, что значительно осложнит деятельность НКО в будущем.
Это интересно:  Как узнать место регистрации ип 2019 год

Выполнив вышеперечисленные шаги, новая компания может приступать к вполне законному осуществлению некоммерческой деятельности.

В заключение необходимо отметить, что государственная регистрация НКО представляет собой достаточно сложную процедуру, требующей соблюдения многочисленных юридических тонкостей и солидного практического опыта. Любая маленькая ошибка может служить основой для отказа в регистрации с формулировкой «представленные документы оформлены с ошибками» или «имеются неточности в документах». По этой причине лучше оформление НКО доверить специалистам ТАРП СВАО, имеющего более чем 20 лет опыта в государственной регистрации компаний различного типа. Обратившись к нам, вы получите:

— 100% гарантию государственной регистрации вашей компании;

— оформление полного пакета требуемых документов без ошибок в короткое время;

— установление оперативного юридического сопровождения процесса создания и последующего официального оформления компании некоммерческого характера;

— экономию времени, нервов и финансовых затрат на создание компании.

Обращайтесь, мы всегда готовы прийти к вам на помощь.

Особенности регистрации некоммерческих организаций

Женетль С.З., доцент кафедры Гражданское право» Московского государственного университета приборостроения и информатики, кандидат юридических наук.

В статье проводится анализ административных процедур регистрации некоммерческих организаций, для которых законодательно сформирован особый порядок по отношению к общей административной процедуре регистрации. В статье показан как общий процедурный порядок государственной регистрации общественных объединений, так и особенности в процедуре регистрации наиболее распространенных организаций, таких, как политические партии, религиозные организации, в отношении которых установлен более жесткий порядок, или профсоюзы, их объединения (ассоциации), регистрация которых осуществляется в уведомительном порядке, либо близких по статусу к юридическим лицам (национально-культурные автономии, муниципальные образования).

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, некоммерческие организации, юридические лица, государственная регистрация.

The article analyzes administrative procedures of registration of non-commercial organizations which have a special procedure of registration. The article shows both general administrative procedure of registration of public associations and in particular the procedure of registration of the most widely spread organizations, such as political parties, religious organizations, which have more strict procedure or trade unions, their associations, which are being registered in notification procedure, or organizations close to juridical persons (national-culture autonomies, municipal formations).

Key words: administrative-law regulation, non-commercial organizations, juridical persons, state registration .

Zhenetl’ S.Z. Peculiarities of registration of non-commercial organizations.

В настоящее время в нашей стране действует достаточно большое количество некоммерческих организаций, имеющих разную социальную и политическую направленность и, соответственно, разный административно-правовой статус. Законодательство об этих субъектах формировалось в разные периоды нашей политической истории, в силу чего изобиловало пробелами и противоречиями, а также неоднократно корректировалось в последние десятилетия. Одной из особенностей проводимой в стране административной реформы является унификация действий органов исполнительной власти по всем направлениям, позволяющая сформулировать либо единые, либо схожие правила для исполнения большинства государственных функций.

В данной статье нам хотелось бы затронуть некоторые вопросы административной процедуры регистрации некоммерческих организаций, для которых законодательно сформирован особый порядок по отношению к общей административной процедуре регистрации некоммерческих организаций. Так, в частности, в соответствии с Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» решение о государственной регистрации данного субъекта права принимается Росрегистрацией. В соответствии со ст. 10 данного акта отказ в регистрации торгово-промышленной палаты возможен лишь в случае нарушения установленного порядка его создания (они создаются по инициативе не менее пятнадцати учредителей, членами торгово-промышленной палаты могут быть только российские предприятия и предприниматели), а также при несоответствии устава законодательству Российской Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.

Государственная регистрация общественных объединений, как следует из норм ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» , осуществляется для приобретения ими статуса юридического лица, так как многие из них (например, общественные движения) вполне могут легально существовать и без государственной регистрации. Одной из особенностей государственной регистрации общественных объединений является то, что решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации, а решения о государственной регистрации межрегиональных и региональных общественных объединений принимаются территориальными органами указанного федерального органа в соответствующем субъекте Российской Федерации.

СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

Срок для принятия решения о регистрации либо об отказе в таковой для регистрирующих органов законом установлен в течение 30 дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения. Помимо стандартных оснований для отказа в государственной регистрации (неправильно оформленные либо не полностью представленные учредительные документы) для общественных объединений ст. 23 рассматриваемого Закона предусмотрен и ряд специфических. Так, государственная регистрация не производится, если в качестве учредителя выступает лицо, которое не может быть учредителем (иностранный гражданин либо лицо без гражданства, в отношении которых в установленном порядке принято решение о нежелательности их пребывания в стране; лицо, подпадающее под законодательство о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о противодействии экстремистской деятельности; лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; малолетние граждане); если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории; если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам его нецелесообразности не допускается.

Заявителю сообщается о причинах отказа в государственной регистрации в письменной форме с указанием конкретных нарушений положений Конституции РФ и законодательства. Такой отказ либо уклонение от регистрации могут быть обжалованы в вышестоящий орган либо в суд. Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Более жесткий порядок принят в отношении политических партий, которые являются довольно сложным субъектом права. Так, в частности, Федеральный закон «О политических партиях» устанавливает, что политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в общественной жизни посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

Наиболее спорным положением является то, что партии формируют политическую волю граждан. Так, Н.В. Артамонова полагает, что сама концепция правовой культуры избирателей в Российской Федерации должна исходить не из того, что партии формируют волю народа или выражают ее, а основываться на содействии в участии граждан в политической жизни общества .

Артамонова Н.В. Политические партии в контексте развития правовой культуры избирателей // Право и политика. 2007. N 8.

Вопрос о сущности данного субъекта является непраздным, так как его задачи должны быть выражены в уставе политической партии, а противоречие устава Конституции Российской Федерации и законодательству является безусловным основанием для отказа в регистрации. При этом ст. 20 указанного Закона не содержит объемов этого противоречия.

Как следует из контекста норм Закона о политических партиях, они могут функционировать только в форме юридических лиц. При этом осуществление деятельности данного вида организаций в полном объеме возможно только после проведения государственной регистрации. Решение о государственной регистрации политической партии принимается федеральным уполномоченным органом, в отношении региональных отделений — территориальными органами Росрегистрации.

Процесс подготовки к регистрации и процедура регистрации обладают существенными особенностями. В соответствии с нормами ст. 11 Закона о политических партиях предусматриваются два способа создания таких организаций:

  • непосредственный (созыв учредительного съезда, который принимает программу партии, устав и формирует руководящие и контрольно-ревизионные органы). Делегаты учредительного съезда являются учредителями политической партии, а политическая партия признается созданной со дня принятия решения учредительным съездом;
  • путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на соответствующих съездах этих организаций. Партия при этом признается созданной со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Деятельность по созданию политической партии ограничена законодательством определенными временными рамками — одним календарным годом. Документы, необходимые для государственной регистрации, представляются в федеральный уполномоченный орган не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда либо съезда общественной организации. Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений должна быть проведена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

Учитывая жесткость данных сроков, продвижение документов в регистрирующих органах должно осуществляться в минимальные сроки. В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона он в течение пяти дней с момента получения от уполномоченного федерального органа документов вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр и не позднее следующего рабочего дня сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения. Федеральный уполномоченный орган не позднее чем через три дня с момента получения от регистрирующего органа документов обязан выдать уполномоченному лицу политической партии документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Несмотря на отсутствие в Законе конкретного срока для принятия решения о государственной регистрации, из контекста норм следует, что такое решение должно приниматься в течение одного месяца со дня подачи соответствующего заявления.

Существенным ограничительным моментом, близким по своей правовой природе к административной санкции, являются положения ч. 6 ст. 15 Закона о политических партиях, согласно которым, если политическая партия в течение месяца со дня истечения срока, установленного для регистрации региональных отделений, не представит в федеральный уполномоченный орган копии документов о регистрации ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, документ о государственной регистрации признается утратившим силу, а запись о создании данной политической партии исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.

Это интересно:  Налог сведения о регистрации юл и ип 2019 год

Основанием для отказа в государственной регистрации политической партии, помимо указанного выше, является использование вновь образованной политической партией названия и символики ликвидированных политических партий, уже существующих политических партий и общественных объединений, названий органов государственной власти и органов местного самоуправления, имен граждан, представление неполного комплекта документов, несоответствие информации, содержащейся в документах, требованиям Закона о политических партиях, а также нарушение срока представления документов.

При этом программа политической партии представляется исключительно для сведения федерального уполномоченного органа. Любые ошибки, неточности в программе политической партии не могут служить основанием для отказа в ее государственной регистрации, за исключением призыва к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 3 ст. 20).

Вышеизложенное позволяет нам сделать заключение о том, что регистрация политических партий носит далеко не формально-процедурный характер, как это выглядит в отношении иных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений. Здесь прослеживается определенная политическая воля государства, желающего выстроить политическую систему, в которой могут участвовать только крупные политические организации общенационального масштаба. При этом формальные процедурные условия сохраняются.

Следующим видом некоммерческих организаций, которые имеют особенности государственной регистрации по отношению к общей процедуре регистрации некоммерческих организаций, являются профессиональные союзы. Процедура регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц определена ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» . Согласно этим нормам государственная регистрация таких субъектов, как юридические лица, осуществляется в уведомительном порядке. Для целей регистрации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальный орган представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, перечней участников соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций). Данные документы должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца со дня их образования. Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы не вправе контролировать деятельность профсоюзов, а также отказывать им в регистрации.

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

Как видно из приведенных положений, для профсоюзов определена самая мягкая из регистрационных процедур — уведомительная, с запретом контролировать деятельность профсоюзных организаций. Это свидетельствует прежде всего о заинтересованности государства в профсоюзном движении, признании его важным элементом демократии, а также о том, что государство признает профсоюзное движение неполитизированным, в силу чего за деятельностью таких организаций не должен осуществляться плотный контроль.

Существенно более жесткая схема предусмотрена в отношении государственной регистрации религиозных организаций. В соответствии с нормами ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» решение о создании как местной, так и централизованной религиозной организации на территории одного субъекта Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации, а централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов, — федеральным органом государственной регистрации.

СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

Жесткость регистрации религиозных объединений можно проиллюстрировать на примере регистрации местных религиозных организаций, которые ранее было принято именовать сектами. Для их регистрации необходимо представлять:

  • заявление о регистрации;
  • список лиц, создающих организации, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
  • устав религиозной организации;
  • протокол учредительного собрания;
  • документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;
  • сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется с ней связь;
  • документ об уплате государственной пошлины.

В случае если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к вышеуказанным документам в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

Самым тонким моментом в перечисленной совокупности документов является оценка сущности вероучения, пропагандируемого религиозной организацией. В целях исключения субъективизма предусмотрено проведение государственной религиоведческой экспертизы, Порядок осуществления которой утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.06.1998 N 565 . Государственная экспертиза проводится образуемыми для этих целей экспертными советами, которые руководствуются в своей деятельности Положением о данном совете, утвержденным Приказом Росрегистрации от 16.07.2007 N 148 .

СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2560.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 43.

Следует отметить, что процедура организации экспертизы имеет определенные недостатки. Вместе с тем нельзя отрицать важность как усложненной процедуры регистрации религиозных объединений, так и проведения соответствующих экспертиз, так как многие из них, даже исповедующие в качестве основы традиционные мировые религии, являются по своей сути так называемыми тоталитарными, т.е. стремящимися подавить волю своих членов, лишить их имущества, наложить на них обеты, разрушающие здоровье, и т.д.

В отношении централизованных религиозных организаций регистрационная процедура более упрощена, поскольку к ним относятся сложившиеся вероучения, существующие продолжительное время.

Статьей 12 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях предусмотрено несколько оснований для отказа в государственной регистрации. Помимо обычных, связанных с недостатками в оформлении документов, основаниями являются следующие:

  • цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству (при этом обязательна ссылка на конкретные статьи законов);
  • создаваемая организация не признана в качестве религиозной.

Если противозаконность целей и деятельности религиозной организации объективировать вполне возможно, то определение «религиозности» вероучения является делом чрезвычайно сложным, если вообще возможным, поэтому данное основание, представляется, требует определенного нормативного уточнения, так как ставит правоприменительные органы, прежде всего суды, в затруднительное положение при принятии решения о правомочности отказа.

Следующим видом субъектов права, в отношении которых предусмотрен особый порядок государственной регистрации, являются национально-культурные автономии. В прямом смысле Федеральный закон «О национально-культурной автономии» не определяет данное образование как юридическое лицо, однако из контекста его норм следует, что оно по своему статусу ближе всего именно к юридическому лицу. Так, ч. 2 ст. 1 (введена Федеральным законом от 10.11.2003 N 136-ФЗ ) устанавливает, что «национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация». Среди перечня прав национально-культурной автономии, определенных ст. 4 Закона, имеются характерные для субъектов, являющихся юридическими лицами, права: право создавать средства массовой информации, образовательные научные учреждения, учреждения культуры.

СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.
СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4432.

Национально-культурная автономия может быть федеральной, региональной либо местной, что определяет особенности государственной регистрации. Каждая из них должна иметь свой устав, руководящие и контрольно-ревизионные органы. Особенностью регистрации национально-культурной автономии является то, что в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.

Тем не менее национально-культурные автономии не регистрируются в Едином государственном реестре юридических лиц. Федеральный орган исполнительной власти в области государственной регистрации осуществляет ведение отдельного реестра данных субъектов права, который является открытым для всеобщего ознакомления.

Порядок регистрации национально-культурных автономий нарушает наблюдавшееся ранее единство приобретения коллективными субъектами прав самостоятельного субъекта права — юридического лица, которое обусловлено включением данного субъекта в Единый государственный реестр юридических лиц, и, соответственно, постановки их на учет в налоговых органах как налогоплательщиков, хотя в соответствии со ст. 17 Закона о национально-культурных автономиях они обладают правом собственности на принадлежащее им имущество. Помимо этого, национально-культурные автономии вправе вступать в арендные отношения с органами публичной власти для использования различных помещений. Все указанное делает национально-культурные автономии уникальным субъектом права, если можно так выразиться — квазиюридическим лицом, приобретающим правоспособность на основании упрощенной регистрационной процедуры.

Говоря обобщенно, отметим следующее. В настоящее время в Российской Федерации создана достаточно эффективная система регистрации субъектов права, являющихся юридическими лицами, либо близких по статусу к юридическим лицам (национально-культурные автономии, муниципальные образования), позволяющая точно устанавливать момент их образования (момент приобретения или правоспособности) и подтверждение факта их участия в соответствующих правоотношениях. По степени сложности обретения правоспособности процедуры регистрации поставлены в прямую зависимость от сущности и направленности деятельности данных субъектов.

Государственная регистрация некоммерческих организаций

Согласно Гражданскому Законодательству «юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации». Это правило распространяется на все некоммерческие организации, создаваемые с правами юридического лица. Так же законодательство РФ допускает возможность существования без государственной регистрации некоторых разновидностей некоммерческих организаций.

Так, например, общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В данном случае оно не приобретает прав юридических лиц. При этом решение о создании такого субъекта, об утверждении его устава и о формировании руководящих контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным. Оно осуществляет свою деятельность, приобретает права (за исключением прав юридического лица) и принимает на себя обязанности.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствующих органах, в частности: Министерством юстиции РФ. Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации. Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения. Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Это интересно:  Как вернуть пошлину за регистрацию ооо 2019 год

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

  • 1. заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • 2. устав общественного объединения в трех экземплярах;
  • 3. выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
  • 4. сведения об учредителях;
  • 5. документ об уплате государственной пошлины;
  • 6. сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
  • 7. протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
  • 8. при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Орган, регистрирующий общественное объединение, обязан в месячный срок рассмотреть заявление с соответствующими документами общественного объединения о его регистрации и принять решение: зарегистрировать его либо отказать в регистрации и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме. Следует отметить, что регистрирующий орган также имеет право обратиться в суд с иском о признании общественного объединения прекративши свою деятельность в качестве юридического лица и исключения его из единого реестра юридических лиц, если уставная деятельность данного объединения фактически прекратилась.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

  • 1. если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • 2. если необходимые для государственной регистрации документы, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
  • 3. если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии ФЗ «Об общественных объединениях».
  • 4. если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
  • 5. если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;
  • 6. если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения. Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Что касается религиозных объединений, то ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях различает религиозные группы и религиозные организации. Религиозная группа осуществляет свою деятельность «без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица». Не обладая правами юридического лица, религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В отличие от религиозной группы, религиозная организация может быть создана только в качестве юридического лица.

Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в территориальный орган государственной регистрации:

  • 1. заявление о регистрации;
  • 2. список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
  • 3. устав религиозной организации;
  • 4. протокол учредительного собрания;
  • 5. документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;
  • 6. сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
  • 7. сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
  • 8. документ об уплате государственной пошлины.

В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

  • 1. заявление о регистрации;
  • 2. список учредителей религиозной организации;
  • 3. устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
  • 4. сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
  • 5. нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);
  • 6. соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);
  • 7. документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Орган принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации в случае несоблюдения заявителем требований вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании принятого решения о государственной регистрации религиозной организации уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

  • 1. цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • 2. создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
  • 3. устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;
  • 4. в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
  • 5. учредитель (учредители) неправомочен.

Факт государственной регистрации завершает процедуру создания некоммерческой организации в качестве юридического лица — субъекта гражданских правоотношений. С этого момента организация, согласно Закона, вправе иметь в собственности или оперативном управлении обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Статья написана по материалам сайтов: tarpsvao.ru, wiselawyer.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector