+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Минимальный размер уставного капитала унитарного предприятия 2019 год

Уставный фонд унитарного предприятия

25.10.2018

Источниками, за счёт которых формируется имущество унитарного предприятия, являются:

1) имущество собственника (Российской Федерации, ее субъектов или муниципального образования), закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарным предприятием. Круг объектов прав хозяйственного ведения или оперативного управления практически неограничен: всœе виды имущества, закрепленного за собственником — РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием. Это бывают здания, сооружения, оборудование и т.д., переданные собственником на баланс предприятия;

2) доходы унитарного предприятия от его деятельности. Поскольку данные предприятия являются коммерческими, они могут осуществлять деятельность, приносящую прибыль, но в тех пределах, которые установлены собственником имущества и определœены предметом и целями деятельности таких предприятий. Так, предприятия, находящиеся на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать переданное недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться им без согласия собственника, движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно. Право оперативного управления имеет целœевой характер, который должен соответствовать целям деятельности, заданиям собственника и назначению имущества. Право оперативного управления казенным предприятием предполагает, что имущество, закрепленное за казенным предприятием, может отчуждаться только с согласия собственника; произведенную продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, в случае если иное не установлено законом; доходы, полученные казенным предприятием, распределяются также собственником;

3) иные источники, не противоречащие законодательству. Так, к примеру, унитарные предприятия могут самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, реализовывать произведенную ими продукцию (работы, услуги), получать коммерческие и бюджетные кредиты, доходы от ценных бумаг, пожертвования от граждан и некоммерческих организаций, международные гранты и другие источники. Принципиальным является то требование, чтобы эти источники не противоречили законодательству, а распоряжение имуществом осуществлялось в пределах, не лишающих такого предприятия возможности осуществлять деятельность, предмет, цели и виды которой определœены уставом унитарного предприятия.

Передача в хозяйственное ведение или оперативное управление создаваемому унитарному предприятию части государственного или муниципального имущества имеет определœенные особенности:

1) такая передача осуществляется специально уполномоченными федеральными государственными органами (к примеру, Росимуществом и его территориальными органами), государственными органами субъектов РФ либо органа местного самоуправления;

2) передача имущества унитарному предприятию осуществляется на основании распорядительного акта͵ принятого в соответствии с компетенцией вышеназванных органов.

3) непосредственная фактическая передача имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление, как правило, осуществляется по акту приема-передачи имущества в стоимостной оценке имущества, утверждаемой учредителœем.

Уставный фонд государственного (муниципального) предприятия представляет собой сумму денежных средств и стоимость материальных и нематериальных ценностей, предоставляемых учредителями создаваемому предприятию для формирования собственных базовых и оборотных средств для его нормального функционирования. Целью формирования уставного фонда, с одной стороны, является возможность обеспечения прав третьих лиц, вступающих в гражданско-правовые отношения с предприятием, поскольку им закрепляется минимальный размер имущества предприятия.

Размер МРОТ

С другой стороны, уставный фонд предприятия — это своего рода стартовый капитал, на основании которого созданное юридическое лицо может полноценно участвовать в деловом обороте.

Особенности уставного фонда предприятия:

— формируется учредителœем предприятия за счёт имущества, передаваемого собственником на праве хозяйственного ведения;

— является единым и неделимым;

— сведения о нем должны быть закреплены в уставе предприятия;

— полное формирование уставного фонда является основанием возникновения правоспособности предприятия в полном объёме.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Такая позиция законодателя обусловлена спецификой ответственности казенного предприятия, по обязательствам которого, в случае недостаточности имущества самого казенного предприятия, отвечает собственник имущества. Учитывая, что основное предназначение уставного фонда состоит в формировании минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия, то в случае с казенными предприятиями крайне важно сть формирования такого фонда отпадает, поскольку интересы кредиторов казенного предприятия гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя — собственника имущества.

Законодательство позволяет увеличивать уставный капитал предприятия за счет дополнительных взносов средств, запасов или необоротных активов. Средства учредители могут вносить как в безналичной, так и наличной форме: через кассу банка или кассу предприятия. О каких важных аспектах учета и налогообложения при этом необходимо помнить бухгалтеру?

Налоговые последствия

Напомним, что внесение наличных в кассу предприятия оформляется приходным кассовым ордером.

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Объясним почему. Взнос в уставный капитал относится к внереализационным поступлениям, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (работ, услуг). Поскольку корпоративные права не являются ни товаром, ни услугой, при внесении денег в качестве вклада в уставный капитал РРО не нужно применять.

Также следует помнить об ограничениях для наличных.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения налогом на прибыль является финансовый результат (прибыль или убыток), определенный по правилам бухгалтерского учета, с учетом разниц.

Согласно п. 5 П(С)БУ 15 «Доход», рост капитала за счет взносов участников предприятия не признается доходом. Кроме того, налоговые разницы, связанные с формированием уставного капитала, Налоговым кодексом Украины (далее − НКУ) не предусмотрены. Поэтому операция по осуществлению взносов в уставный капитал предприятия не влияет на размер объекта обложения налогом на прибыль.

Это интересно:  Ооо гранд капитал Москва 2019 год

Если предприятие находится на упрощенной системе налогообложения, такие средства не влияют на объект налогообложения единым налогом. Таким образом, сумма средств, внесенная учредителями или участниками в уставный капитал плательщика единого налога, не является доходом такого плательщика (пп. 8 п. 292.11 НКУ).

Что касается налога на добавленную стоимость (далее − НДС), то, учитывая требования пп. 196.1.1 НКУ, операция по выпуску (размещению) акций и корпоративных прав не является объектом обложения НДС. Поэтому у эмитента не возникают налоговые обязательства. Получение взноса тоже не приводит к возникновению налогового кредита по НДС, поскольку эта операция не является поставкой товаров или услуг (пп.пп. 14.1.185, 14.1.191 НКУ). По этим же причинам не распределяют входной НДС, как того требует п. 199.1 НКУ, по приобретениям для операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Следовательно, налоговые последствия не возникают.

Нюансы учета

При отображении операций по увеличению уставного капитала путем дополнительных взносов средствами корреспонденция счетов будет такой же, как и при формировании уставного капитала. Отображение получения денежных средств от учредителя в бухгалтерском учете происходит следующим образом.

Обосновать пополнение уставного капитала необходимо выданным приказом о его пополнении. Также необходимо внести изменения в устав предприятия относительно увеличения размера уставного капитала. В бухучете осуществляется запись: Дт 46 «Неоплаченный капитал» — Кт 401 «Уставный капитал».

В дальнейшем можно вносить средства любым способом, в т. ч. через кассу или на счет в банке. Эта операция сопровождается проводкой: Дт 301 «Наличность в национальной валюте» или 311 «Текущие счета в национальной валюте» — Кт 46.

После этого предприятие может использовать средства по назначению в хозяйственных операциях.

Уставный фонд государственных и муниципальных унитарных предприятий

Уставный фонд (англ. authorizedcapital) — наиболее устойчивая величина начального (стартового) капитала, дающая импульс для деятельности предприятия, учреждения, организации, акционерного общества; номинальная денежная сумма, вносимая участниками акционерного общества, а также других обществ при их образовании; совокупность собственных основных и оборотных средств предприятия, выделенных ему учредителями (государством, общественной организацией, кооперативом и т.д.) для обеспечения его деятельности.

Размер уставного фонда устанавливается учредительным соглашением и фиксируется в уставе. В качестве взноса в уставный фонд могут быть здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам; права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, интеллектуальной собственностью, а также иные имущественные права; сырье, материалы и другие материальные ценности, относимые к оборотным средствам. Вклад, оцененный в денежных единицах, составляет долю участника в уставный фонд. Он делится на доли (паи, акции) среди членов.

В балансе корпораций многих стран Запада статьи «Уставный фонд» нет. Вместо нее в пассиве балансазначится величина находящихся на отчетную дату в обращении акцийкомпании. Уставный фонд для общества закрытого типа создается за счет взносов (паев) учредителей, а для общества открытого типа — посредством обмена взносов на акции (и для учредителей, и для приглашенных). Увеличение или уменьшение размера уставного фонда происходит по-разному, что зависит от форм собственности на имущество. Так, увеличение уставного фонда на государственных предприятиях осуществляется на первоначальную стоимость поступающих, сумму износа выбывающих основных фондов, долю прибыли, используемую на увеличение уставного фонда, а также на сумму средств, выделяемых государством предприятию для его нормального функционирования. Уменьшение размера уставного фонда совершается путем ежемесячного начисления износа основных фондов, списания первоначальной стоимости выбывающих фондов, а также в результате отдельных иных хозяйственных операций.

Уставной фонд унитарного предприятия

Выпуск акций на величину уставный фонда акционерного общества разрешается только после юридической регистрации общества в государственных органах. В течение тридцати дней после регистрации общества уставный фонд должен быть оплачен не менее чем на 50% его объявленной суммы. Вся величина уставного фонда должна быть оплачена в течение первого года деятельности общества. В случае неуплаты общество считается несостоявшимся. Действуют и формальные ограничения величины уставного фонда.

Увеличение или уменьшение суммы уставного фонда акционерного общества может быть осуществлено только решением общего собрания акционеров. Это возможно в следующих случаях. Общество расширяет свою деятельность посредством выпуска дополнительных акций или общество сокращает величину уставного фонда путем выкупа и аннулирования определенной доли акций. Номинальная стоимость одной акции может быть изменена либо путем ее разделения, либо консолидации. Особую трудность представляет установление суммы уставного фонда для государственных предприятий, реорганизуемых в акционерные общества. Важно дать научно обоснованную оценку производственных фондов. В случае завышения стоимости уставного фонда будут завышены номинальные и эмиссионные (при первичном распределении) цены акций. В итоге обнаружится недоплата уставного фонда в требуемой сумме и установленные сроки. Уменьшение же величины уставного фонда путем занижения номинальной стоимости акций неизбежно ослабит их конкурентоспособность.

Уставный фонд выполняет следующие основные функции: имущество, внесенное в его оплату, выступает материальной основой хозяйственной деятельности; размер уставного фонда является тем масштабом, который гарантирует ответственность по своим обязательствам; посредством уставного фонда определяется доля участников данного общества.

Это интересно:  Ооо капитал мс росгосстрах 2019 год

45.Уставной капитал унитарного предприятия. Управление унитарным предприятием.

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда определяется в рублях и должен составлять: для государственного предприятия — не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, а для муниципальных предприятий – не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Управление: Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия, подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия, действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

46.Право хозяйственного ведения.

ГК РФ: Статья 294. Право хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.
Это интересно:  Зао управляющая компания капитал инвест 2019 год

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Статья написана по материалам сайтов: obd2bluetooth.ru, studfiles.net, advokat-malov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector