+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Особенности правового регулирования банковской деятельности 2019 год

Правовое регулирование банковской деятельностиосуществляется на основании:

1) Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. В области банковского права Конституция устанавливает:

– правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти;

– регулирует денежно-кредитную систему РФ в целом, закрепляя, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ;

– принцип независимости Центрального банка РФ от органов государственной власти при осуществлении им своих основных функций;

2) ГК РФ, где определяются:

– понятие предпринимательской деятельности и ее признаки;

– понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т. п.;

3) иных федеральных законов:

– Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

– Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

– Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

– Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»;

– Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;

– Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.;

4) указов Президента РФ, которые принимаются на основе и в развитие законов;

5) постановлений правительства;

6) актов специализированных министерств и ведомств;

7) актов ЦБ РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции. Они обязательны для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, вступают в силу со дня опубликования в Вестнике ЦБ РФ, за исключением случаев, когда иной срок установлен советом директоров Банка России, не имеют обратной силы;

8) норм международного права– международных договоров и межбанковских соглашений. При этом международное право имеет приоритет перед нормами российского права.

Вопросы банковского праварегулируются двумя группами международных норм:

1) нормами международного права – межправительственные соглашения, межведомственные договоры;

2) нормами, не имеющими силы международных, – они становятся обязательными:

– только при ссылке на них в международных контрактах;

– при специальном объявлении их в качестве таковых актами государственных органов РФ.

1)Особенности правового регулирования банковской деятельности.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется на основании:

1) Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. В области банковского права Конституция устанавливает:

– правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти;

– регулирует денежно-кредитную систему РФ в целом, закрепляя, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ;

– принцип независимости Центрального банка РФ от органов государственной власти при осуществлении им своих основных функций;

2) ГК РФ, где определяются:

– понятие предпринимательской деятельности и ее признаки;

– понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т. п.;

3) иных федеральных законов:

– Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

– Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

– Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

– Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»;

– Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;

– Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.;

4) указов Президента РФ, которые принимаются на основе и в развитие законов;

5) постановлений правительства;

6) актов специализированных министерств и ведомств;

7) актов ЦБ РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции. Они обязательны для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, вступают в силу со дня опубликования в Вестнике ЦБ РФ, за исключением случаев, когда иной срок установлен советом директоров Банка России, не имеют обратной силы;

8) норм международного права– международных договоров и межбанковских соглашений. При этом международное право имеет приоритет перед нормами российского права.

Вопросы банковского права регулируются двумя группами международных норм:

1) нормами международного права – межправительственные соглашения, межведомственные договоры;

2) нормами, не имеющими силы международных, – они становятся обязательными:

– только при ссылке на них в международных контрактах;

– при специальном объявлении их в качестве таковых актами государственных органов РФ.

2.Банковская деятельность как предмет банковского законодательства.

БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — все виды деятельности (операций), осуществление которых в соответствии с прямыми императивными предписаниями федерального законодательства и нормативными актами ЦБ РФ возможно только после регистрации кредитной организации и получения разрешения (лицензии) ЦБ РФ.

Особенности правового регулирования банковской деятельности.

Особенности правового регулирования банковской деятельности.

Правовое регулирование банковской деятельностиосуществляется на основании:

1) Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. В области банковского права Конституция устанавливает:

– правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти;

– регулирует денежно-кредитную систему РФ в целом, закрепляя, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ;

– принцип независимости Центрального банка РФ от органов государственной власти при осуществлении им своих основных функций;

2) ГК РФ, где определяются:

– понятие предпринимательской деятельности и ее признаки;

– понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т. п.;

3) иных федеральных законов:

– Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

– Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

– Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

– Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»;

– Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;

– Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.;

4) указов Президента РФ, которые принимаются на основе и в развитие законов;

5) постановлений правительства;

6) актов специализированных министерств и ведомств;

7) актов ЦБ РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции. Они обязательны для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, вступают в силу со дня опубликования в Вестнике ЦБ РФ, за исключением случаев, когда иной срок установлен советом директоров Банка России, не имеют обратной силы;

8) норм международного права– международных договоров и межбанковских соглашений. При этом международное право имеет приоритет перед нормами российского права.

Вопросы банковского праварегулируются двумя группами международных норм:

1) нормами международного права – межправительственные соглашения, межведомственные договоры;

2) нормами, не имеющими силы международных, – они становятся обязательными:

– только при ссылке на них в международных контрактах;

– при специальном объявлении их в качестве таковых актами государственных органов РФ.

Недостатки законодательства в области банковского права:

1) отсутствие единого нормативного документа;

2) многообразие ведомственных актов;

3) многие вопросы урегулированы актами Государственного банка СССР.

Кроме нормативно-правовых актов, банковская деятельность регулируется обычаями делового оборота, которыми признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2.Банковская деятельность как предмет банковского законодательства.

БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — все виды деятельности (операций), осуществление которых в соответствии с прямыми императивными предписаниями федерального законодательства и нормативными актами ЦБ РФ возможно только после регистрации кредитной организации и получения разрешения (лицензии) ЦБ РФ.

Субъекты банковской деятельности.

Субъектами банковской деятельности являются Банк России и кредитные организации. Они обладают специальной правоспособностью, которая используется ими для налаживания и осуществления банковской деятельности. При этом их правоспособность определяется закрепленными в законе целями банковской деятельности. Эти цели различны, поэтому различны характер и объем их правоспособности.
а) Банк России действует в соответствии со своим правовым статусом, закрепленным в Федеральном законе О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Он регулирует процесс создания банковской системы и, соответственно, отвечает за предотвращение системных рисков, которые возникают в процессе взаимодействия кредитных организаций. Поэтому он устанавливает определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации. Но, прежде всего он принимает решение о регистрации вновь создаваемых кредитных организаций. Он обязан организовать нормативное регулирование всей банковской деятельности и банковский надзор за ней в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов.
б) Кредитные организации являются коммерческими юридическими лицами и действуют на основании своих уставов и в соответствии с выданными им Банком России лицензиями, в целях извлечения прибыли. Они создаются в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством. Однако Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» сузил возможности использования других организационно-правовых форм в банковской деятельности, кроме хозяйственного общества — акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Банковская система Российской Федерации

Современная кредитная система — это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институциональных звеньев или ярусов:

  1. Центральный банк.
  2. Банковский сектор:
    • коммерческие банки;
    • сберегательные банки;
    • ипотечные банки.
  3. Страховой сектор:
    • страховые компании;
    • пенсионные фонды.
  4. Специализированные небанковские кредитные институты.

Основной частью кредитной системы выступает банковская система, предполагающая совокупность банковских учреждений.
В настоящее время характерными для банковской системы России являются следующие тенденции:

  1. Преобладают мелкие и средние банки.
  2. По форме собственности банки делятся на паевые, акционерные и смешанные.
  3. Основная часть банков все так же сосредоточена в Центральном районе.
  4. Увеличивается количество филиалов, представительств, причем как на территории России, так и за рубежом.
  5. Для Российской Федерации характерны универсальные банки, практически не развита сеть специализированных банков, например, таких, как ипотечные.
  6. Основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов — населения, предпринимателей и государства. В этом плане отечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием населения занимается практически только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков.
  7. В структуре пассивных операций основную долю занимают рублевые вклады населения и юридических лиц.
Это интересно:  Виды аудита обязательный и инициативный аудит 2019 год

Постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все в большей степени начинает становиться развитой системой, и не только внешне, но и по сути проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений.

Подотчетность Банка России.

Банк России подотчетен Государственной Думе. Председатель Банка России назначается Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации. Члены Совета директоров назначаются ею на должность и освобождаются от должности по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

В статье 5 Федерального закона предусматривается, что Государственная Дума «рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение». Кроме того, Государственная Дума «рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение».
Новый Федеральный закон, по сравнению с ранее действовавшим законом, усилил роль Государственной Думы в отношении проверок финансово-хозяйственной деятельности Банка России.
В прошлом, Государственная Дума определяла аудиторскую фирму в целях аудиторской проверки Банка России. Теперь же данный вопрос решается Национальным банковским советом.
В Главе IV «Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления» Федерального закона, содержится ряд запретов. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Отчетный период (отчетный год) Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно. (Глава V «Отчетность Банка России»).
Банк России ежегодно не позднее 15 мая, представляет в Государственную Думу свой годовой отчет (отчет за прошедший год). Этот отчет Государственная Дума направляет Президенту Российской Федерации, а также на заключение в Правительство Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает его до 1 июля этого же года и не позднее 15 июля он должен быть опубликован.
В Федеральном законе, по сравнению с действовавшим до 2002 года законом, предусмотрено намного больше позиций, по которым должен отчитываться Банк России. В частности, в предыдущем законе в одном и том же пункте 1 части второй статьи 25 было сформулировано положение о том, что Банк России представляет отчет о своей деятельности, и там же говорилось, что он должен предоставить анализ состояния экономики. В нынешнем Федеральном законе требование представить отчет о своей деятельности, выделено в отдельную часть статьи. Другой пример. Раньше Банк России указывал в своем годовом отчете «порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России». Теперь же он должен дать «отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России».
Появились и такие позиции, по которым Банк России раньше не отчитывался. Например, Банк России должен включать в годовой отчет анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России представляет годовую финансовую отчетность. В нее включается годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении; отчет об управлении ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества; отчет о расходах на содержание служащих Банка России; отчет об исполнении сметы капитальных вложений и отчет о формировании и использовании резервов. Банк России должен представлять годовую финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней. Кроме того, в годовой отчет включается заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
В статье 9 Федерального закона сохранено положение о том, что Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками, иностранных государств. Его взаимоотношения с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.
В Федеральном законе закреплено, что Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, и, кроме того, он может обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Показатели деятельности

На 1 апреля 2009 года объём средств фонда составлял 76,6 млрд руб. Из них 43 % было инвестировано в государственные облигации, 36 % — в корпоративные облигации, 5 % — в наиболее ликвидные акции. [1]

В 2008 году выплаты вкладчикам разорившихся банков составили 10,6 млрд руб.; чистый убыток АСВ составил 11,5 млрд руб., он стал, в основном, результатом переоценки ценных бумаг на сумму 16 млрд руб. [1]

Понятие банковского счета.

Банковский счет – это денежный счет в банковском учреждении, отражающий сумму средств какого-либо клиента. Банковский счет может иметь положительный, или кредитовый, остаток, если банк принимает деньги от клиента, или отрицательный, или дебетовый, остаток, если клиент должен деньги банку.

Счет является инструментом, позволяющим фиксировать движение денежных средств при ведении бухгалтерского учета и отчетности. Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» клиенты вправе открывать необходимое им количество счетов в неограниченном числе банков (кредитных организаций) при согласии последних.

В соответствии с характером деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки вправе открывать расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.

Виды банковских счетов.

(Глава 2. Инструкции ЦБР от 14 сентября 2006 г. N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»)

Банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Текущие счета открываются физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения расчетов, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.

Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Корреспондентские счета открываются кредитным организациям. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах.

Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.

Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления расчетов, связанных с деятельностью по доверительному управлению.

Специальные банковские счета открываются юридическим и физическим лицам в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.

Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством Российской Федерации деятельности и в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Счета по вкладам (депозитам) открываются физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Открытие банковских счетов

Открытие текущего счета физическому лицу (Глава 3. Инструкции ЦБР от 14 сентября 2006 г. N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»)

Для открытия текущего счета физическому лицу — гражданину Российской Федерации в банк представляются:

а) документ, удостоверяющий личность физического лица;

б) карточка (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.12 настоящей Инструкции);

в) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете (если такие полномочия передаются третьим лицам), а в случае когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии).

Открытие банковских счетов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, занимающемуся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (Глава 4. Инструкции ЦБР от 14 сентября 2006 г. N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»)

Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, в банк представляются:

а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

б) учредительные документы юридического лица.

Юридические лица, действующие на основе типового устава, утверждаемого Правительством Российской Федерации; действующие на основе типовых положений об организациях и учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и разрабатываемых на их основе уставов; действующие на основе типового положения и устава, представляют указанные документы.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления представляют законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об их создании и правовом статусе.

в) лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;

д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

Это интересно:  Аудиторское заключение по оплате труда пример 2019 год

е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях открытия банковского счета.

Комментарий к статье 858

1. В соответствии со ст. 27 Закона о банках арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора.

Однако в последней части данная норма противоречит ст. 115 УПК РФ, в соответствии с которой прокурор, а также дознаватель или следователь с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации. Судья, рассмотрев ходатайство, выносит постановление о разрешении данного следственного действия или об отказе в его производстве (ст. 165 УПК РФ).

Суд или судья может своим определением наложить арест на денежные суммы, принадлежащие ответчику в качестве меры по обеспечению гражданского иска (ст. ст. 133, 134 ГПК). Арбитражный суд вправе принять аналогичные меры по обеспечению иска (ст. ст. 75, 76 АПК).

Право наложить арест на денежные средства, находящиеся на счете в банке, предоставлено также начальнику таможенного органа РФ, должностное лицо которого ведет производство по делу о нарушении таможенных правил, либо его заместителю, которые выносят соответствующие постановления (ст. 340 Таможенного кодекса РФ).

2. При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счете клиента, банк обязан прекратить расходные операции по данному счету (ст. 27 Закона о банках). Под расходными операциями следует понимать операции по списанию денежных средств.

В ст. 340 ТК указывается, что при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счете, прекращаются какие-либо операции по счетам. Из этого не следует делать вывод, что запрет устанавливается не только на расходные операции, но и на операции по зачислению денежных средств.

Запрет на совершение расходных операций при аресте счета не должен нарушать права и охраняемые законом интересы третьих лиц (иных кредиторов ответчика), препятствуя исполнению документов в соответствии с очередностью списания денежных средств, установленной ст. 855 ГК. При отсутствии на соответствующем счете иных средств кроме арестованных сумм кредиторы ответчика, которым в соответствии с законом предоставлено право на получение денежных средств со счета ответчика до взыскания задолженности в пользу истца, вправе обратиться с ходатайством о разрешении списать определенные суммы в порядке установленной законом очередности. Арбитражным судам рекомендовано удовлетворять такие ходатайства при их обоснованности (Информационное письмо ВАС РФ от 25 июля 1996 г. N 6 «О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики». Вестник ВАС РФ. 1996. N 10).

3. Согласно ст. 27 Закона о банках запрет на совершение расходных операций по счету устанавливается в пределах средств, на которые наложен арест.

При наличии на счете большей суммы, чем арестованная, списание с данного счета производится банком в обычном порядке до той суммы, которая арестована. При отсутствии на счете ответчика денежных средств, указанных в заявлении истца о наложении ареста, такое заявление не может быть удовлетворено, так как арест не может быть наложен на сам счет ответчика, а также на суммы, которые в будущем поступят на этот счет (Информационное письмо ВАС РФ от 25 июля 1996 г. N 6).

4. Второй формой ограничения распоряжения счетом является приостановление операций по счету. Законом о банках данная мера никак не регламентирована. Разграничить арест денежных средств и приостановление операций по счету представляется возможным только по основаниям и субъектам их применения, так как последствие у них одно — прекращение расходных операций по счету.

Приостановление операций по счету применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора на основании решения руководителя налогового органа, направляемого в банк (ст. 76 Налогового кодекса). Однако данное ограничение не распространяется на платежи, очередность которых в соответствии со ст. 855 ГК предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Правом принимать решение о приостановлении операций по счетам при попытке уклонения от уплаты таможенных платежей наделяется Государственный таможенный комитет РФ по представлению таможенного органа (ст. 124 ТК).

Должностные лица органов и агентов валютного контроля вправе приостанавливать операции по валютному счету клиента, не представившего документы и информацию, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля (п. 1 ст. 15 Закона о валютном регулировании).

Комментарий к статье 854

1. Основанием для списания денежных средств, по общему правилу, является распоряжение клиента. Распоряжение может быть дано клиентом в форме соответствующего расчетного документа (платежного поручения, аккредитива, чека) или согласия оплатить расчетный документ (платежное требование, оплачиваемое с акцептом плательщика).

2. Списание может быть произведено банком и без согласия клиента в безакцептном или бесспорном порядке. Безакцептное списание производится на основании платежного требования, оплачиваемого без акцепта плательщика, а бесспорное списание — на основании инкассового поручения (п. 8.2 ч. I Положения о безналичных расчетах).

Безакцептное списание денежных средств осуществляется в случаях, установленных законом или предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Бесспорное списание допускается:

1) в случаях, предусмотренных законом, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции (например, п. 3 ст. 630 ГК, ст. 46 Налогового кодекса РФ);

2) при взыскании по исполнительным документам. Следует особо отметить, что исполнительный лист, выдаваемый судом, не является расчетным документом, поэтому при взыскании средств на основании исполнительных документов взыскатели должны предоставить в банк инкассовое поручение, содержащее ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

3. В соответствии с комментируемой статьей случаи безакцептного и бесспорного списания могут быть установлены законом, а не иными правовыми актами. Однако до принятия соответствующего закона согласно ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» подлежат применению нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, принятые до введения в действие части второй ГК, а также применяемые постановления Правительства СССР (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 19 апреля 1999 г. N 5).

4. Списание денежных средств в безакцептном (бесспорном) порядке в случаях, предусмотренных договором между клиентом и его контрагентом, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств в безакцептном (бесспорном) порядке либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие (п. 11.2, п. 12.10 ч. II Положения о безналичных расчетах).

Закрытие банковских счетов.

1. Основанием для закрытия банковского счета является прекращение договора банковского счета;

(Статья 859. Расторжение договора банковского счета

1. Договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время.

2. По требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях:

когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;

при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

3. Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.

4. Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента.)

2. После прекращения договора банковского счета приходные и расходные операции по счету клиента осуществляются, за исключением операций, предусмотренных пунктом;

3. После прекращения договора банковского счета до истечения семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента остаток денежных средств по счету выдается клиенту либо по его указанию перечисляется платежным поручением банка;

4. В связи с прекращением договора банковского счета клиент обязан сдать в банк неиспользованные денежные чековые книжки с оставшимися денежными средствами, чеками и корешками в порядке, установленном законодательством Р.Ф.;

5. При отсутствии денежных средств на банковском счете указанный счет подлежит исключению из книги регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения договора банковского счета.

Наличие предусмотренных законодательством Р.Ф. ограничений распоряжением денежными средствами на банковском счете при отсутствии на банковском счете денежных средств не препятствует исключению банковского счета из книги регистрации открытых счетов.

При наличии на банковском счете денежных средств на день прекращения договора банковского счета указанный счет исключается из книги регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств со счета.

В случае прекращения договора банковского счета при наличии предусмотренных законодательством Р.Ф. ограничений распоряжением денежными средствами на банковском счете и наличии денежных средств на счет, исключение соответствующего счета из книги регистрации открытых счетов производится после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств со счета.

Наличие неисполненных расчетных документов не препятствует прекращению договора банковского счета и исключению банковского счета из книги регистрации открытых счетов.

Понятие и способы расчетов

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. В качестве законного платежного средства на всей территории России выступает рубль, обязательный к приему по нарицательной стоимости. Использование в качестве платежного средства иностранной валюты допускается только в случаях, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (ст. 140 ГК). Если дело касается расчетов между гражданами, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, то в отношении них в ГК отсутствуют какие-либо ограничения. Такие расчеты могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами без ограничения суммы. Расчеты между юридическими лицами или с участием граждан, которые связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, должны производиться в безналичном порядке. Что касается расчетов наличными деньгами, то они могут иметь место только в тех случаях, если иное не установлено законом (ст. 861 ГК).

Это интересно:  Какие законы регулируют банковскую деятельность 2019 год

Законом РФ «О денежной системе Российской Федерации» (ст. 13) было установлено, что расчеты между юридическими лицами, а также физическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном порядке. К примеру, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами был определен на уровне 2 млн. руб. по одному платежу.

Как правило, безналичные расчеты должны осуществляться через банк и иные кредитные организации (далее — банки), в которых открыты соответствующие счета организаций и предпринимателей, принимающих участие в расчетах. Однако законом может быть предусмотрен другой порядок расчетов. Использование иной конструкции осуществления расчетов может быть также обусловлено избранной контрагентами формой расчетов (например, расчет векселем).Закон не содержит исчерпывающего перечня форм безналичных расчетов, которые могут быть использованы участниками имущественного оборота, а ограничивается регулированием основных из них: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо. Стороны по договору вправе избрать любую из существующих форм расчетов. При этом их выбор ограничен формами расчетов, предусмотренных законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами, а также иными формами расчетов, которые имеют место в соответствии с применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 862 ГК).

Расчеты по аккредитиву.

В соответствии с п.1 ст.867 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) при расчетах по аккредитиву кредитная организация, действующая по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием ( банк — эмитент ), обязуется произвести платежи получателю средств либо дать полномочие другой кредитной организации ( исполняющему банку ) произвести платежи получателю средств (бенефициару). В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора (п.4.1 ч.I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» — далее Положение № 2-П).

Понятие и способы расчетов

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. В качестве законного платежного средства на всей территории России выступает рубль, обязательный к приему по нарицательной стоимости. Использование в качестве платежного средства иностранной валюты допускается только в случаях, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (ст. 140 ГК). Если дело касается расчетов между гражданами, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, то в отношении них в ГК отсутствуют какие-либо ограничения. Такие расчеты могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами без ограничения суммы. Расчеты между юридическими лицами или с участием граждан, которые связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, должны производиться в безналичном порядке. Что касается расчетов наличными деньгами, то они могут иметь место только в тех случаях, если иное не установлено законом (ст. 861 ГК).

Правовое регулирование банковской деятельности

Банковская система страны предназначена для осуществления денежных расчетов между организациями, необходимость которых вызывается в первую очередь осуществлением предпринимательской деятельности. Через банковскую систему проходят практически все денежные ресурсы, кроме наличности, находящейся на руках у населения. От работы банков во многом зависит нормальное функционирование денежного оборота, финансовой системы и экономики в целом. Наглядным доказательством этого можно назвать события, вызванные решениями Правительства РФ от 17 августа 1998 года, за которыми последовало разрушение многих банков, нарушение денежных расчетов между юридическими лицами и потеря доверия иностранных инвесторов. И это при том, что существующие в стране банки представляют собой не простую совокупность разрозненных кредитных организаций, а организованную систему.

В первые годы перестроечного процесса в стране появлялось огромное число различных коммерческих банков с разветвленной сетью филиалов и отделений по всей стране. Многие из них, не выдерживая конкуренции или просто не найдя своей ниши в банковской структуре, прекращали свою деятельность, вызывая неблагоприятные экономические последствия для своих клиентов.

Количественный состав кредитных учреждений в рыночной экономике не может регулироваться государством. Он может зависеть лишь от объективной потребности экономики в банках. Регулирование со стороны государства должно быть направлено на упорядочение банковской системы, обеспечение ее стабильности и эффективности.

Банковская сфера России открыта и доступна для иностранных инвестиций. В нашей стране могут создаваться кредитные организации с долевым или полным участием иностранного капитала. Зарубежным банкам предоставлена возможность учреждать в России свои дочерние кредитные организации — юридические лица, открывать филиалы и представительства.

Кредитные организации с участием иностранного капитала подчиняются действующему в Российской Федерации правовому режиму и входят в банковскую систему России. Подобные же кредитные учреждения российских банков за рубежом подчиняются установленному в стране пребывания национальному правовому режиму и не входят в состав российской банковской системы.

Таким образом, банковскую систему Российской Федерации составляют: Банк России, его учреждения, кредитные организации, включая дочерние банки иностранных и международных банков, их филиалы и представительства.

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) возглавляет банковскую систему России.

Основные цели и задачи Центрального банка РФ заключаются в организации финансовых отношений и контроле за их состоянием. Центральный банк РФ монопольно осуществляет эмиссию денежной массы, организует обращение денег.

В качестве органа исполнительной власти Банк России наделен широкими полномочиями по регулированию кредитно-расчетных отношений. К его компетенции в соответствии с действующим законодательством относится:

установление правил расчетных и других банковских операций;

государственная регистрация кредитных организаций;

выдача лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом; отзыв выданных лицензий;

определение порядка ведения кассовых операций, всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации (ч.3 ст.26 указанного закона);

установление обязательных для кредитных организаций экономических нормативов;

организация системы рефинансирования, т.е. аккумулирование части финансовых резервов кредитных организаций и использование аккумулированных средств как своих кредитных ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам в качестве кредитов;

регулирование размера ссудного процента путем установления учетной ставки по кредитам Банка России (ставки рефинансирования);

надзор за деятельностью кредитных организаций;

регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями;

В качестве кредитной организации Банк России:

осуществляет межбанковское кредитование, т.е. представляет кредиты коммерческим банкам на условиях срочности, возвратности и возмездности;

совершает операции по покупке и продаже иностранной валюты, в частности, систематически участвует в аукционных торгах на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), по результатам которых определяется текущий обменный курс рубля относительно американского доллара и других иностранных валют;

открывает и обслуживает банковские счета некоторых организаций, финансируемых из федерального бюджета через Федеральное казначейство.

Банк России вправе осуществлять самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, если это не запрещено законом.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Основными структурными подразделениями Банка России являются его главные территориальные управления и национальные (централизованные государственные банки) субъектов Федерации; безналичные расчеты осуществляются через действующие при этих подразделениях расчетно-кассовые центры, в которых открыты корреспондентские счета кредитных организаций; инкассация денежной наличности производится местными отделениями Российского объединения инкассации.

Высшим органом Банка России является Совет директоров в составе Председателя Банка России и двенадцати членов. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на 4 года.

Двойственная правовая природа Центрального Банка РФ сказывается на его правовом статусе. В соответствии с Законом, Банк России является юридическим лицом, но тем не менее он не регистрируется в налоговых органах как налогоплательщик. Законом Банк России и его учреждения освобождены от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации (ч.3 ст.26 указанного закона). Это вызвано особым правовым режимом прибыли Банка России, которая является единым из основных источников федерального бюджета.

По Закону получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ст.3). Но, совершая банковские операции как обычная кредитная организация, например, продавая иностранную валюту, золото, совершая сделки по купле-продаже ценных бумаг, Банк России не может не преследовать цели извлечения прибыли, иначе он не был бы банком. К тому же совершение таких сделок без получения прибыли противоречило бы интересам государства.

Законодатель обязывает Банк России перечислять в Федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения (ч.1 ст.26). Таким образом, де-факто Банка России является коммерческой организацией, но законодатель не отнес его к коммерческим организациям с тем, чтобы создать для Банка России особые правовые условия деятельности, отличные от других кредитных организаций.

У Банка России нет устава. Свою деятельность он осуществляет непосредственно на основании Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Поскольку Банк России обладает всеми признаками юридического лица и признан таковым Законом, он является участником гражданско-правовых отношений. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Банком России своих обязательств, он должен нести ответственность перед лицами, чьи интересы им нарушены. Имущественная ответственность Банка России как участника кредитно-расчетных правоотношений должна строиться согласно п.3 ст.401 ГК РФ независимо от его вины.

Не исключена ответственность Банка России и как государственного органа в порядке ст.16 ГК РФ за убытки, причиненные незаконными действиями (или бездействием), например, в случаях несвоевременного отзыва лицензии у коммерческого банка, прекратившего в одностороннем порядке банковские операции, необоснованного отказа в регистрации эмиссии ценных бумаг коммерческого банка, просрочки возврата резервного фонда банку, находящемуся в процессе ликвидации и т.д. В сфере управленческих отношений Банк России несет имущественную ответственность только при наличии вины.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, infopedia.su, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector