+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Основы аудиторского заключения по мса 2019 год

1. Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности

Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности преду­смотрены специальным стандартом 200 «Цель и общие принципы ау­дита финансовой отчетности». Стандарт включает следующие пара­графы: введение, цель аудита, общие принципы аудита, объем ауди­та, достаточная уверенность и ответственность за финансовую отчетность. Принципы данного стандарта являются наиболее уни­версальными и гибкими, именно поэтому на их основе были разра­ботаны многие национальные нормативы аудита, в том числе и рос­сийские.

Целью аудита финансовой отчетности является предоставление возможности аудитору «выражать свое мнение, в соответствии с ус­тановленными основами финансовых отчетов». Аудит предполагает изучение финансовой информации экономического субъекта неза­висимо от его величины, юридической формы и прочих факторов.

К общим принципам аудита относится соблюдение Кодекса эти­ки профессиональных бухгалтеров МФБ — независимость, чест­ность, объективность, профессиональная компетентность и надлежа­щая добросовестность, конфиденциальность, профессиональное по­ведение и следование техническим стандартам. Аудитор должен проводить аудит в соответствии с МСА, которые содержат перечень основных принципов и необходимых процедур, а также сопутствую­щие пояснительные материалы. Рассматриваемый стандарт требует от аудитора при планировании и проведении аудита соблюдать оп­ределенный профессиональный скептицизм. Это означает, что ауди­тор предполагает найти доказательства в подтверждение информа­ции, содержащейся в заявлениях руководства экономического субъекта и не рассматривает данную информацию как непременно верную.

Объем аудита финансовых отчетов определяется тем, что любая аудиторская проверка должна обеспечивать охват всех аспектов объ­екта, относящихся к финансовому отчету рассматриваемых как еди­ное целое. При этом важность информации определяет сам аудитор. Объем аудита относится к аудиторским процедурам, необходимым для достижения цели аудита при данных условиях. Состав и виды процедур определяются аудитором с учетом требований МСА, соот­ветствующих профессиональных организаций, законов, норматив­ных актов и при необходимости с учетом условий договоренности о проведении аудита и требований по составлению отчетности.

Согласно МСА аудит призван обеспечить достаточную уверен­ность в том, что рассматриваемая отчетность не содержит сущест­венных искажений. Понятие «достаточная уверенность» применимо ко всему процессу аудита. По отношению к процессу получения ау­диторских доказательств достаточная уверенность определяется как количественная мера аудиторских доказательств, необходимых ау­дитору, чтобы сделать вывод об отсутствии существенных искаже­ний в проверяемой финансовой отчетности.

Аудиту присущи ограничения, влияющие на возможность обна­ружения аудитором существенных искажений, в силу следующих причин:

наличия ограничений, присущих любым системам бухгалтер­ского учета и внутреннего контроля (возможность сговора);

• преобладающая часть аудиторских доказательств носит скорее убедительный, чем исчерпывающий характер.

Кроме того, работа аудитора основывается на его суждениях и, в частности, в отношении:

а) сбора аудиторских доказательств, например, при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур;

б) выводов, сделанных на основе собранных аудиторских доказательств, например, путем разумности расчетов руководства в ходе подготовки финансовой отчетности.

Названным стандартом предусмотрена также ответственность за финансовую отчетность. Аудитор отвечает за свое мнение по фи­нансовым отчетам, однако ответственность за их составление лежит на управленческом аппарате проверяемого субъекта, т.е. аудит фи­нансовой отчетности не освобождает его руководство от ответствен­ности. Руководство организации несет ответственность за подготов­ку и предоставление финансовой отчетности, за предупреждение, выявление злоупотреблений и других аномалий в организации бух­галтерского учета и внутреннего контроля фирмы. Ответственность же аудитора рассматривается с двух позиций:

• как результат нарушения требований законодательства;

• за непроявление должной тщательности и мастерства при проведении аудита.

В первом случае ответственность возникает перед государством, во втором — перед клиентами или лицами, пострадавшими в резуль­тате недобросовестно проведенного аудита. В отношении клиентов аудитор несет ответственность: за соблюдение условий договора, быстрое представление счета за оказанные услуги: разумное мастер­ство и тщательность, предупреждение злоупотреблений, выявление существенных искажений в бухгалтерском учете и внутреннем кон­троле; исполнение своих обязанностей, сохранение конфиденциаль­ности в отношениях с клиентом.

ВИДЫ АУДИТОРСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С МСА

Аудиторские заключения могут быть различных видов:

4. отказ аудитора от выражения мнения.

Каждый вид аудиторского заключения имеет свои особенности.

Положительное аудиторское заключение выдается в том случае, когда аудиторы имеют возможность выражать свое мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Обычно в этом случае клиент не вносит в учетные регистры исправлений и уточнений, т.е. выводы формируются по результатам непосредственно проверки.

Условно-положительное аудиторское заключение обычно составляется в тех случаях, когда по ходу проверки экономический субъект вносит исправления, уточнения, выполняет дополнительные расчеты или оформляет отчетность. Аудитор в аналитической части указывает все нарушения и отклонения, выявленные при проверке и исправленные клиентом.

Отрицательное аудиторское заключение означает, что бухгалтерская финансовая отчетность недостоверна, она составлена с существенными нарушениями в учете, с несоблюдением законодательных и нормативных актов. Аудитор должен указывать не только факт нарушений, но и сослаться на нормативный документ.

Заключение с отказом выражения мнения о достоверности отчетности означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторы не могут выразить мнение о бухгалтерской финансовой отчетности. Это возможно в тех случаях, когда клиент не полностью предоставил необходимые документы аудитору или в ходе проверки выясняются обстоятельства, не позволяющие выражать мнение о достоверности отчетности.

Если аудиторы выполнили специальные аудиторские задания, например, составление бизнес-плана, налоговых деклараций, проверка состояния дебиторской или кредиторской задолженности и т.д., то в этом случае аудиторы должны отдельно составить заключение по специальным аудиторским заданиям.

Оба вида аудиторских заключения необходимы при налоговых проверках.

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Стандарты аудита. Международные стандарты аудита

Стандарт – официальный государственный или нормативный технический документ отрасли, предприятия, формы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции товара.

Стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

  • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
  • создают общественный имидж профессии;
  • устраняют контроль со стороны государства;
  • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
  • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.

Система стандартов в обобщенном виде включает в себя международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты. В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

Значение системы стандартов состоит в том, что она:

  • обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
  • создает общественный имидж профессии.

Международные аудиторские стандарты

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

  • аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
  • аудитор должен быть независим от клиента;
  • аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
  • аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из пяти взаимосвязанных последовательных частей:

1. Основные постулаты – это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие собой общую основу стандартов аудиторской деятельности.

2. Общие стандарты – это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи.

3. Рабочие стандарты – правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующие изучения и оценка системы внутреннего контроля).

4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения. В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

5. Специфические стандарты (аудит международных коммерческих банков; особенности аудита малых предприятий; аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций; учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.

Международные стандарты не превалируют над национальными стандартами. В разных странах по–разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп:

  • первая группа стандартов – это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;
  • вторая группа – это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;
  • к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их ведения;
  • четвертая группа стандартов – это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией.

Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

  • первая группа – законодательные акты государства;
  • вторая группа – аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, а также этические нормы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.
Это интересно:  Инвестиционная банковская деятельность научная статья 2019 год

Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандарты аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

  • федеральные стандарты аудиторской деятельности;
  • внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
  • внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.

Стандарты аудиторской деятельности – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Таким образом, стандарты – это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению.

Постановлениями правительства РФ №696 от 23.09.2002 г. и №405 от 04.07.2003 г. утверждены шесть стандартов и пять Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Документирование в аудите.

4. Существенность в аудите.

5. Аудиторские доказательства.

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Внутренний контроль качества работы в аудите.

8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

9. Аффилированные лица.

10. События после отчетной даты.

11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

Новые стандарты носят не рекомендательный, а обязательный характер.

Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит их четырех взаимозависимых последовательных блоков:

1. Общие стандарты.

2. Рабочие стандарты.

3. Стандарты отчетности.

4. Прочие стандарты.

Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:

  • письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
  • порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
  • права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
  • образование аудитора и др.

Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:

  • планирование аудита;
  • аудиторская выборка;
  • аудиторские доказательства;
  • документирование аудита;
  • письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
  • первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.

Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:

  • порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
  • дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.

Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:

  • особенности аудита малых экономических субъектов;
  • аудит в условиях компьютерной обработки данных;
  • характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и другое.

Внутрифирменные стандарты аудита

Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов определен ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».

Согласно данным нормативных документов, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений.

Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам и международным стандартам. В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых – разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.

Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:

  • целесообразности – иметь практическую пользу;
  • преемственности и непротиворечивости – каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
  • логической стройности – обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
  • полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
  • единства терминологической базы – содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.

Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.

Организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

Значение внутрифирменных стандартов заключается в том, что оно позволяет аудиторским организациям:

  • полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
  • содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
  • обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
  • детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.

Источник — Основы аудита : учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.

Организация аудита на основе применения МСА

1. Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности

Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности предусмотрены специальным стандартом 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности». Стандарт включает следующие параграфы: введение, цель аудита, общие принципы аудита, объем аудита, достаточная уверенность и ответственность за финансовую отчетность. Принципы данного стандарта являются наиболее универсальными и гибкими, именно поэтому на их основе были разработаны многие национальные нормативы аудита, в том числе и российские.

Целью аудита финансовой отчетности является предоставление возможности аудитору «выражать свое мнение, в соответствии с установленными основами финансовых отчетов». Аудит предполагает изучение финансовой информации экономического субъекта независимо от его величины, юридической формы и прочих факторов.

К общим принципам аудита относится соблюдение Кодекса этики профессиональных бухгалтеров МФБ — независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение и следование техническим стандартам. Аудитор должен проводить аудит в соответствии с МСА, которые содержат перечень основных принципов и необходимых процедур, а также сопутствующие пояснительные материалы. Рассматриваемый стандарт требует от аудитора при планировании и проведении аудита соблюдать определенный профессиональный скептицизм. Это означает, что аудитор предполагает найти доказательства в подтверждение информации, содержащейся в заявлениях руководства экономического субъекта и не рассматривает данную информацию как непременно верную.

Объем аудита финансовых отчетов определяется тем, что любая аудиторская проверка должна обеспечивать охват всех аспектов объекта, относящихся к финансовому отчету рассматриваемых как единое целое. При этом важность информации определяет сам аудитор. Объем аудита относится к аудиторским процедурам, необходимым для достижения цели аудита при данных условиях. Состав и виды процедур определяются аудитором с учетом требований МСА, соответствующих профессиональных организаций, законов, нормативных актов и при необходимости с учетом условий договоренности о проведении аудита и требований по составлению отчетности.

Согласно МСА аудит призван обеспечить достаточную уверенность в том, что рассматриваемая отчетность не содержит существенных искажений. Понятие «достаточная уверенность» применимо ко всему процессу аудита. По отношению к процессу получения аудиторских доказательств достаточная уверенность определяется как количественная мера аудиторских доказательств, необходимых аудитору, чтобы сделать вывод об отсутствии существенных искажений в проверяемой финансовой отчетности.

Аудиту присущи ограничения, влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений, в силу следующих причин:

наличия ограничений, присущих любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля (возможность сговора);

*преобладающая часть аудиторских доказательств носит скорее убедительный, чем исчерпывающий характер.

Кроме того, работа аудитора основывается на его суждениях и, в частности, в отношении:

  • а)сбора аудиторских доказательств, например, при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур;
  • б)выводов, сделанных на основе собранных аудиторских доказательств, например, путем разумности расчетов руководства в ходе подготовки финансовой отчетности.

Названным стандартом предусмотрена также ответственность за финансовую отчетность. Аудитор отвечает за свое мнение по финансовым отчетам, однако ответственность за их составление лежит на управленческом аппарате проверяемого субъекта, т.е. аудит финансовой отчетности не освобождает его руководство от ответственности. Руководство организации несет ответственность за подготовку и предоставление финансовой отчетности, за предупреждение, выявление злоупотреблений и других аномалий в организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля фирмы. Ответственность же аудитора рассматривается с двух позиций:

  • *как результат нарушения требований законодательства;
  • *за непроявление должной тщательности и мастерства при проведении аудита.

В первом случае ответственность возникает перед государством, во втором — перед клиентами или лицами, пострадавшими в результате недобросовестно проведенного аудита. В отношении клиентов аудитор несет ответственность: за соблюдение условий договора, быстрое представление счета за оказанные услуги: разумное мастерство и тщательность, предупреждение злоупотреблений, выявление существенных искажений в бухгалтерском учете и внутреннем контроле; исполнение своих обязанностей, сохранение конфиденциальности в отношениях с клиентом.

2. Условия договоренности о проведении аудита

Специальный стандарт 210 «Условия договоренности об аудите» включает следующие параграфы: введение, письмо-обязательство о проведении аудита, повторные аудиторские проверки, понятие изменений в договоренности и приложение (пример письма-обязательства о проведение аудита). Данный стандарт регулирует вопросы согласования с клиентом условий проведения аудита и содержание ответа аудитора клиенту на изменение условий договора.

Это интересно:  Аудиторское заключение в статистику оригинал или копия 2019 год

Результатом переговоров между клиентом и аудитором должно стать достижение согласия по условиям договоренности. Условия договоренности необходимо отразить документально. Стандарт предполагает два варианта документального отражения условий договоренности: в письме-обязательстве или в любой другой подходящей форме договора.

Письмо-обязательство составляется как при аудите финансовой отчетности, так и при сопутствующих аудиту услугах. При одновременном проведении общего аудита и оказании консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского или управленческого учета необходимо составлять отдельные письма-обязательства. В некоторых странах цели и объем аудита, а также обязанности аудитора устанавливаются в специальных законодательных актах. Однако при составлении письма-обязательства необходимо учитывать только те его положения, которые содержат полезную для клиентов информацию. Письмо-обязательство о проведении аудита направляется клиенту до его начала. Оно является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение аудита, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств аудитора перед клиентом и формой отчетов. Структура и содержание письма-обязательства приведена на рис. 1.

Рис. 1. Структура и содержание письма-обязательства

Кроме того, письмо-обязательство может содержать:

мероприятия, связанные с планированием аудита;

обязательства клиента о предоставлении письменных заявлений, связанных с аудитом;

*перечень дополнительных писем или отчетов, которые аудитор предполагает составить для клиента;

основу исчисления гонорара, а также любые соглашения по поводу выставления счетов;

договоренность о привлечении других аудиторов и экспертов по некоторым аспектам аудита;

договоренность о привлечении внутренних аудиторов;

порядок координирования работы с предшествующим аудитором в случае, если аудитор впервые работает с данным клиентом;

любое ограничение ответственности аудитора там, где это возможно;

ссылки на любые дополнительные соглашения между аудитором и клиентом.

В случае повторной аудиторской проверки деятельности клиента аудиторской фирме разрешается не составлять новое письмо-обязательство. Однако в стандарте перечислены факторы и ситуации, когда необходимо составлять новое письмо-обязательство:

  • а)любой признак, указывающий на неправильное понимание клиентом цели и объема аудита;
  • б)любые пересмотренные или особые условия договоренности;
  • в)недавнее изменение в составе высшего руководства, совета директоров или в структуре собственности;
  • г)значительное изменение характера или масштабов деятельности клиента;
  • д)требование законодательства.

В стандарте также предусмотрено, что условия договоренности об аудите меняются в случае неправильного понимания характера аудита или сопутствующих услуг, запрашиваемых клиентом изначально в письме-обязательстве. При изменении условий договоренности аудитору и клиенту необходимо согласовать новые условия, а также учесть и рассмотреть юридические и другие последствия, связанные с данными изменениями. При этом отчет аудитора о проведении проверки должен отражать пересмотренные условия договоренности. В отчет не должны включаться ссылки на первоначальную договоренность и любые другие процедуры, которые могли быть выполнены в соответствии с нею.

Если аудитор не может согласиться на изменения условий договоренности и ему не разрешают продолжать работу согласно первоначальной договоренности, ему следует отказаться от аудиторской проверки с обоснованием причин отказа.

3. Общие условия планирования аудита

Стандарт 300 «Планирование» включает такие параграфы, как введение, планирование аудита, общий план аудита, программа аудита, изменения в общем плане и программе аудита. Данный стандарт регулирует вопросы планирования аудита финансовой отчетности. Необходимость планирования обусловлена целью эффективности проведения аудита.

Планирование аудита означает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам и масштабу аудиторской проверки. Аудиторская проверка должна быть проведена эффективно и своевременно. Планирование аудиторской проверки позволяет:

обозначить наиболее важные области аудита;

эффективно распределить объем работ среди аудиторов;

определить размеры субъекта, сложность аудиторской проверки;

приобрести знания о бизнесе клиента;

обозначить существенные события, операции, влияющие на финансовую отчетность.

Форма и содержание общего плана аудита может изменяться в зависимости от размеров бизнеса экономического субъекта, сложности аудиторской проверки, конкретных методик и технологий, применяемых аудитором в процессе аудита. Аудитор может обсудить элементы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством организации-клиента в целях координации своих действий с работой персонала данной организации для обеспечения эффективности проверки. Однако за аудитором сохраняется ответственность за общий план и программу аудита.

В соответствии с требованиями рассматриваемого стандарта аудитору необходимо разработать и документировать программу аудита. Программа аудита включает характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, задачи по каждой области аудита, бюджет времени на проверку каждого участка аудита. Таким образом, программа аудита — это набор инструкций для аудиторов, и их ассистентов, а также средство контроля за надлежащим качеством выполнения аудита. В процессе подготовки плана и программы необходимо принять во внимание оценку риска организации учета, оценку риска системы контроля, требуемый уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности, результаты тестирования систем учета и контроля.

Процесс планирования осуществляется непрерывно на протяжении всего срока выполнения аудиторской проверки с учетом меняющихся обстоятельств или неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур. Поэтому в общий план и программу аудита не только могут, но и должны вноситься изменения в процессе аудиторской проверки по мере необходимости. Причины внесения значительных изменений в план и программу аудита должны аргументироваться и документироваться.

Понимание бизнеса клиента

Стандарт 310 «Знание бизнеса» объединяет следующие параграфы: введение, получение знаний, применение знаний и приложение (знание бизнеса — вопросы, подлежащие рассмотрению). Этот стандарт дает разъяснения относительно понимания знания бизнеса клиента и его важности для аудиторской фирмы. Полученные знания о бизнесе клиента необходимы для:

получения общих знаний экономики и отрасли — сферы функционирования субъекта, рассмотрения коммерческих рисков и действий руководства в связи с таковыми;

выявления и понимания событий, операций и методов работы клиента;

оценки неотъемлемого риска и риска системы контроля, определения характера, сроков и объема аудиторских процедур и разработки общего плана аудита и программы аудита;

определения уровня существенности и оценки того, насколько выбранный уровень существенности остается адекватным;

сбора аудиторских доказательств для определения их соответствия и установления достоверности соответствующих утверждений, лежащих в основе финансовой отчетности;

анализа заявлений руководства и оценочных значений, установления связанных сторон и их хозяйственных операций, выявления противоречивой информации (например, противоречивых заявлений), наведения справок и оценки обоснованности ответов;

определения областей, где могут потребоваться специальные аудиторский анализ и навыки;

выявления необычных обстоятельств (например, мошенничества, несоблюдения законов и нормативных актов, неожиданной взаимосвязи статистических и операционных данных с отражаемыми в учете данными о финансовых результатах);

анализа соответствия учетной политики и сведений, раскрываемых в финансовой отчетности.

Аудитор может получать сведения об отрасли и экономических субъектах из разных источников. Такими источниками, например, могут быть:

предыдущий опыт работы с данным субъектом и его отраслью; беседы с сотрудниками субъекта (например, директорами и ведущими специалистами); беседы с внутренними аудиторами и обзор отчетов внутренних аудиторов; беседы с другими аудиторами, юристами и консультантами, которые оказывали услуги данному субъекту или в данной отрасли;

беседы с компетентными людьми, не работающими в данном субъекте (например, отраслевыми экономистами, представителями отраслевых органов регулирования, заказчиками, поставщиками, конкурентами);

публикации, относящиеся к отрасли (например, официальная статистика, обзорные материалы, статьи в профессиональных журналах, отчеты, подготовленные банками и дилерами, занимающимися операциями с ценными бумагами);

законодательство и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность экономического субъекта;

посещение производственных помещений и административных зданий субъекта;

* документы, подготовленные субъектом (например, протоколы заседаний, материалы, рассылавшиеся акционерам и представленные органам государственного регулирования; рекламные материалы, годовые и финансовые отчеты за предыдущие годы; бюджет, внутренние отчеты руководства; промежуточные финансовые отчеты; руководство по управленческой политике; указания по ведению бухгалтерского учета и системам внутреннего контроля; план счетов; должностные инструкции; планы маркетинга и продаж). Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению для оценки знаний о бизнесе клиента, приведен в приложении к данному стандарту и охватывает общие экономические и отраслевые факторы, деятельность субъекта и его систему управления, основные показатели и тенденции финансовой деятельности, внешние условия, влияющие на деятельность клиента и процесс подготовки финансовой отчетности, законодательную среду (приложение 5).

Знание бизнеса клиента является основой, в соответствии с которой выражается профессиональное суждение аудитора. На всех стадиях аудиторской проверки аудитор вырабатывает суждения в отношении многообразных аспектов бизнеса клиента, т.е. применяет полученные знания. Поэтому необходимо, чтобы все участники (аудиторы, ассистенты) аудиторской проверки получили достаточный объем знаний о бизнесе клиента для обеспечения определенного уровня ее качества. Аудитор должен проанализировать полученные знания о бизнесе клиента с точки зрения влияния на финансовую отчетность и установить соответствуют ли утверждения в финансовой отчетности знаниям аудитора о данном бизнесе.

Определение уровня существенности

Стандарт 320 «Существенность в аудите» включает следующие разделы: введение, существенность, взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском, оценка последствий искажений. Данный стандарт устанавливает требования, касающиеся существенности, ее оценки и взаимосвязи с аудиторским риском.

В Основах подготовки и представления финансовой отчетности, разработанных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, понятие «существенность» определяется так: «информация считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятых на основе финансовой отчетности, т. е. существенность, скорее, определяет пороговое значение или точку отсчета и не является качественной характеристикой, которой должна обладать информация, чтобы быть полезной».

Согласно цели аудита финансовой отчетности аудитор выражает мнение относительно того, что финансовая отчетность составлена во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами. Оценка существенности является предметом профессионального суждения. Аудитору следует оценивать существенность при:

  • *определении характера, сроков и объема аудиторских процедур;
  • *оценке последствий искажений.

Существенность в аудите имеет качественную и количественную стороны. При разработке плана аудита необходимо установить приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных искажений с точки зрения количественного измерения этих искажений. Помимо количественной оценки искажений аудитор рассматривает и принимает во внимание их характер (качество искажений), например, недостаточное описание учетной политики. Аудитор также должен учесть возможность систематических искажений в отношении сравнительно небольших сумм, но которые в совокупности могут оказать существенное искажение на финансовую отчетность клиента.

Аудитор рассматривает существенность на уровне как финансовой отчетности в целом, так и отдельных сальдо счетов бухгалтерского учета, класса операций и прочих раскрываемых сведений.

Оценка существенности и аудиторского риска после обобщения результатов проверки может отличаться от первоначально запланированных показателей при разработке общего плана аудита.

Рассматриваемый стандарт определяет соотношение между существенностью и аудиторским риском как обратную зависимость. Аудиторская оценка существенности позволяет аудитору определять, какие статьи отчетности исследовать, использовать ли выборку и какие процедуры применять, чтобы свести аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

При оценке последствий искажений аудитору необходимо установить, является ли существенной совокупность выявленных и неисправленных искажений. Совокупность неисправленных искажений включает:

  • а)конкретные искажения, выявленные аудитором, включая и чистый эффект неисправленных искажений, установленных в предшествующую аудиторскую проверку;
  • б)искажения, которые не могут быть конкретно определены, т.е. прогнозируемую ошибку.

Если аудитор признает выявленные искажения существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск. Для этого он может:

Это интересно:  Дела по корпоративным спорам в арбитражном процессе 2019 год

расширить круг аудиторских процедур, для того чтобы выяснить реальную величину искажений (она может оказаться меньше прогнозируемой величины);

предложить руководству организации-клиента внести поправки в финансовую отчетность.

4. Оценка рисков и системы внутреннего контроля организации-клиента

Стандарт 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля» включает параграфы: введение, неотъемлемый риск, системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск системы контроля, взаимосвязь между оценками неотъемлемого риска и риска системы контроля, риск необнаружения, аудиторский риск в малых предприятиях, информирование руководства о недостатках и приложение (иллюстрация взаимосвязи между компонентами аудиторского риска). Данный стандарт содержит рекомендации по получению представлений о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта, определении аудиторского риска и его компонентов.

В целях планирования и эффективности аудиторской проверки аудитору необходимо иметь представление и понимание о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента. Система бухгалтерского учета — серия задач и записей экономического субъекта, с помощью которых результаты хозяйственных операций обрабатываются в качестве способа ведения финансовых записей. Такие системы применяются в целях идентификации, сбора, анализа, расчета, классификации, регистрации, обобщения и отражения результатов операций и других событий. Система внутреннего контроля включает такие элементы, как упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности; обеспечение сохранности активов; предотвращение обнаружения фактов мошенничества и ошибок; точность и полнота бухгалтерских записей и своевременная полнота достоверной финансовой информации.

Аудитору необходимо получить представление о контрольной среде для правильного понимания действий руководства экономического субъекта, а о процедурах контроля — для эффективного планирования и разработки общего плана аудита. Полное представление о системе бухгалтерского учета клиента обеспечит понимание о видах операций и способах их инициирования, а также о процессе ведения учета и составления отчетности.

Рациональные и эффективно функционирующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля обеспечивают:

санкционированный доступ к активам клиента, записям и осуществление операций;

своевременный учет всех операций в установленные отчетные периоды и в точной сумме;

сопоставление учетных данных с фактическими в установленные периоды и принятие мер в отношении обнаруженных недостатков.

Однако система внутреннего контроля не может быть абсолютно эффективной вследствие присущих ей ограничений:

  • а)требование экономичности — расходы на организацию и осуществление контроля не должны превышать ожидаемые выгоды от функционирования данной системы;
  • б)ориентация средств контроля на текущие, постоянно повторяющиеся операции не позволяют эффективно контролировать редкие и нехарактерные для субъекта операции;
  • в)влияние человеческого фактора, т.е. возможность ошибок и злоупотреблений со стороны персонала;
  • г)изменение условий деятельности клиента и сложности в адаптации к ним контрольных процедур.

Для получения представления о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации-клиента аудитор использует предыдущий опыт общения с ним, опрос сотрудников и ознакомление с их служебными обязанностями, анализ документов и записей в них, а также наблюдение за деятельностью и операциями данной организации.

Аудиторский риск включает следующие компоненты: неотъемлемый риск, риск системы контроля и риск необнаружения. Понятие «аудиторский риск» означает, что аудитор выразит несоответствующее аудиторское мнение в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.

Неотъемлемый риск представляет собой подверженность сальдо счета или класса операций искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций при условии отсутствия соответствующих средств внутреннего контроля.

Неотъемлемый риск оценивается при разработке программы аудита на уровне финансовой отчетности.

Риск системы контроля — это риск того, что искажения сальдо счета или класса операций, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций, не будут предотвращены, выявлены или своевременно исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск системы контроля позволяет оценить эффективность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. Этот вид риска оценивается аудитором как высокий в том случае, когда:

  • а)системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта не являются эффективными;
  • б)оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта не является целесообразной.

Риск системы контроля оценивается с использованием таких методов как описание, вопросники, проверочные списки и блок-схемы, тестирование. Тесты контроля включают, как правило, проверку документов, проведение опросов и наблюдение, повторное применение средств внутреннего контроля (например сверка банковских счетов).

Оценка системы внутреннего контроля и аудиторского риска позволяет определить виды искажений в финансовой отчетности; учитывать факторы, которые влияют на риск появления существенных искажений; и разрабатывать соответствующие аудиторские процедуры.

Риск необнаружения состоит в том, что аудиторские процедуры проверки по существу не позволяют обнаружить искажение в сальдо счетов или класса операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций.

Риск необнаружения связан с аудиторскими процедурами проверки по существу. При определении характера, сроков и объема процедур проверки по существу, необходимых для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня, аудитор должен учитывать оцененные уровни неотъемлемого риска и риска систем контроля. В этой связи аудитор рассматривает:

  • *характер процедур проверки по существу, например проведение тестов, ориентированных на независимые стороны за пределами субъекта, а не на сторону или документацию внутри него, либо проведение в дополнение к аналитическим процедурам детальных тестов, направленных на решение какой-либо конкретной цели аудита;
  • *сроки выполнения процедур проверки по существу, например, проведение данных процедур в конце отчетного периода в более ранний срок;
  • *объем процедур проверки по существу, например использование большего объема выборки.

Характер, сроки и объем процедур по оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля зависят от размера и структуры организации-клиента, уровня существенности и применяемых субъектом средств контроля. Аудитор обязан документировать выполненные процедуры по оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также информировать руководство экономического субъекта о выявленных существенных искажениях в этих системах.

Перед окончанием аудиторской проверки, основываясь на результатах процедур проверки по существу и других аудиторских доказательствах, аудитор должен проанализировать подтверждение первоначальной оценки аудиторского риска и его компонентов.

5. Документирование аудиторской проверки

Стандарт 230 «Документирование» включает следующие разделы: введение, форма и содержание рабочих документов, конфиденциальность, обеспечение сохранности, хранение рабочих документов и право собственности на них. Данный стандарт устанавливает общие требования к ведению документации в процессе аудита финансовой отчетности. Аудитор должен документально оформить сведения, которые им получены в процессе аудита для формирования доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.

Под термином «документация» понимаются материалы (рабочие документы), составляемые аудитором в процессе проверки. Рабочие документы представляются в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде и т. д. Основное назначение рабочих документов аудитора заключается в том, что они:

помогают при планировании и проведении аудита;

помогают при осуществлении надзора и проверки качества аудиторской работы;

содержат аудиторские доказательства, получаемые в результате аудиторской работы, выполняемой с целью подтверждения мнения аудитора.

Для обеспечения общего понимания аудита аудитор должен составлять рабочие документы полно и подробно. В связи с этим к форме и содержанию рабочих документов предъявляются следующие требования: полнота и подробность изложения сведений; отражение информации о планировании аудита, характере и временных рамках, объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах и выводах.

На форму и содержание рабочих документов, оказывают влияние такие факторы как: характер аудиторского задания; форма аудиторского заключения; характер и сложность бизнеса; характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта; необходимость при определенных обстоятельствах направлять работу ассистентов аудитора, осуществлять надзор и проверять ее; конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

Рабочие документы должны составляться и систематизироваться таким образом, чтобы соответствовать обстоятельствам и потребностям аудитора при каждой аудиторской проверке. Рекомендуется использовать стандартизированные рабочие документы (проверочные списки, образцы писем, графики, аналитические таблицы и др.), что повышает эффективность их подготовки, проверки и одновременно усиливает их роль как средства контроля и качества выполненной работы.

Содержание и состав рабочих документов, как правило, должны отражать следующую информацию:

1) сведения, касающиеся юридической и организационной структуры субъекта;

выдержки или копии важных юридических документов, соглашений и протоколов;

данные об отрасли, экономической и правовой среде, в которой субъект осуществляет свою деятельность;

подтверждение процесса планирования, включая программы аудиторской проверки и любые изменения к ним;

доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, риска системы контроля и любые корректировки данной оценки;

доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы внутреннего аудита и сделанные выводы;

анализ операций и сальдо счетов; анализ существенных коэффициентов и тенденций;

записи о характере, сроках и объеме выполненных аудиторских процедур и результатах таких процедур;

доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная ассистентами, осуществлялась под надзором;

указание на то, кто выполнял аудиторские процедуры и когда они были выполнены;

описание процедур в отношении компонентов, финансовая отчетность которых проверялась другим аудитором;

копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам, и полученных от них, а также письма-заявления, полученные от субъекта;

копии писем или протоколы встреч по вопросам аудита, доведенным до сведения субъекта или обсуждавшимся с ним, включая условия договоренности об аудите и существенные недостатки внутреннего контроля;

выводы, сделанные аудитором по важным аспектам аудита включая то, каким образом исключение и необычные обстоятельства, раскрытые аудитором в ходе выполнения аудиторских процедур, разрешались или трактовались, если таковые имели место;

16)копии финансовой отчетности и аудиторского заключения. Содержание рабочих документов является конфиденциальным.

Аудитор должен обеспечить сохранность рабочих документов, а также их хранение в течение определенного времени в соответствии с правовыми и профессиональными требованиями. Право собственности на рабочие документы принадлежит аудитору. По своему усмотрению аудитор может предоставить клиенту отдельные документы или выдержки из них, но они не могут быть заменой бухгалтерских документов субъекта.

Сформулируйте цель и принципы аудита финансовой отчетности в соответствии с МСА.

Что понимается под объемом аудита?

Сформулируйте цель составления письма-обязательства и охарактеризуйте его содержание.

Охарактеризуйте порядок получения знаний о бизнесе клиента.

Что понимается под процессом планирования аудита?

Определите различие между общим планом и программой аудита.

С какой целью определяется существенность в аудите?

Охарактеризуйте взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском.

Назовите и охарактеризуйте основные компоненты аудиторского риска.

Охарактеризуйте содержание системы внутреннего контроля.

Статья написана по материалам сайтов: finlit.online, www.catback.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector