+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Общие положения о банковской деятельности 2019 год

Понятие и содержание банковской деятельности

Для правильного применения норм материального права при рассмотрении судебных дел с участием кредитных организаций важно определить правовую природу возникших правоотношений. Одна из особенностей данных правоотношений состоит в необходимости определения отраслевой принадлежности регулируемых норм, поскольку банковскую сферу одновременно регулируют нормы гражданского права и банковского.

Банковское законодательство регулируют отношения по поводу организации и функционирования банковской системы, осуществления банковских операций. Такое правовое регулирование основано преимущественно на императивном методе регулирования (оценке) правоотношений, существовании вертикальных связей между субъектами — Центральным Банком и кредитными организациями, и находится в сфере публичного права. Публичная природа банковского права предопределяет те интересы, которые защищаются в процессе воздействия права на фактические отношения. Так, основополагающим защищаемым интересом является стабильность и эффективность банковской системы, поддержание курса и покупательной способности рубля, организация эффективной системы расчетов. банковский правовой юридический гражданский

Предметом регулирования гражданского права в банковской сфере являются правоотношения, связанные с осуществлением сделок между кредитными организациями и физическими, юридическими лицами. Данные правоотношения базируются на принципах гражданского права, предусмотренных статьей 1 ГК РФ, диспозитивном методе регулирования и подчиняются требованиям, вытекающим из гражданского законодательства.

Полагаем, правовое регулирование правоотношений, возникающих в банковско-кредитной сфере, основываются на принципах и нормах разных отраслей права и подпадают под различные методы правового регулирования. Данное обстоятельство обуславливает необходимость более содержательного исследования банковских операций и банковских сделок в теории права и при правоприменительной деятельности.

БраткоА.Г. проводит нетипичную аналогию в отношении банковского права и отмечает, что банковские отношения в России можно сравнить с многоэтажным зданием: первый этаж — гражданское право; второй этаж — банковское право; следующие этажи — налоговое право, таможенное право и т.д. Есть и подвал с потайными ходами: теневая банковская деятельность и теневое банковское право — реальные (неофициальные) нормы и отношения, которые регулируют деятельность кредитных организаций в несоответствии с требованиями, продекларированными в законодательствеБратко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики) : учебное пособие /А.Г. Братко. — М.: Гарант, 2007. -С. 19..Таким образом, ученый придерживается отраслевой самостоятельности банковского права и не разделяет научные дискуссии о комплексной правовой природе банковского права.

Прежде чем перейти к вопросу о разграничении банковских операций и сделок, определения их правовой природы, необходимо затронуть вопрос, касающийся определения сущности банковской деятельности и ее содержания.

Банковская деятельность, безусловно, является как экономической, так и юридической категорией. Однако именно ее юридическая сторона, вызывающая динамику правоотношений, возникновение юридических прав и обязанностей будет рассмотрена далее. При этом следует отметить, что банковская деятельность как правовая категория не должна отождествляться с фактической деятельностью кредитной организации.

Исходя из формальной теории, правоотношение является лишь юридической формой фактических отношений, представляющее собой юридическое (идеальное) отношение. Так, В.А. Белов, являясь сторонником формальной теории, под правоотношением понимает надстроечное идеологическое отношение, являющееся результатом правового регулирования, представляющее, по сути, юридическую связь между субъектами, занимающими различное правовое положение относительно друг друга, определяемое имеющимися у них субъективными правами и обязанностями Белов В.А. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики: в 2 т. Т 1 / под общ. Ред. В.А. Белова. — 2 изд, стер. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С. 144.. Полагаем, фактические отношения, возникающие в кредитной организации, представляют собой и существующую в действительности связь между людьми, которая проявляется в тех или иных поступках. С некоторыми из этих поступков право связывает возникновение прав и обязанностей, являющихся идеальными категориями, и именно данные поступки будут рассмотрены далее.

В связи с отсутствием легальной дефиниции, определяющей банковскую деятельность, ученые вынуждены вырабатывать ее самостоятельно посредством систематического анализа нормативно правового материала. Однако прежде чем перейти к анализу существующих представлений ученых о банковской деятельности, следует внести этимологическую определенность в терминологии.

Как точно отметил Васильев А.М., в юриспруденции, как и в любой науке, задача определения (дефиниции), как логической операции над понятиями, заключается в том, чтобы раскрыть содержание этих понятий путем указания на основные, существенные признаки изучаемого предмета, которые отличают его от других общественных явлений и выделяют из числа правовых Васильев А.М. Правовые категории: Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. -М.: Юридическая литература, 1976. -С.264..

Правовые категории — научные понятия, которые выступают как инструмент научного мышления и служат для отображения объективной сути правовых явлений. Правовые категории предполагают наличие в составе теории права определенных соподчиненных понятий, суждений и умозаключений, в которых фиксируются те или иные моменты, стороны, связи изучаемого объекта.Там же. — С. 266. Таким образом, банковская деятельность как правовая категория, являющаяся предметом научного исследования, должна содержать в себе существенные признаки изучаемого явления и отражать закономерности его развития.

Рассмотрим некоторые теоретические представления ученых о банковской деятельности и ее содержании.

По мнению Тарасенко О.А., банковская деятельность связана только с осуществлением банковских операций и представляет собой: предпринимательскую деятельность кредитных организаций, а также деятельность Банка России (его учреждений), направленную на систематическое осуществление банковских операций (либо обусловленную ими) на основании: для Банка России и его учреждений — закона о Банке России; для кредитных организаций — специального разрешения (лицензии) Банка России, полученного после государственной регистрации кредитной организации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством». Таким образом, автор по субъектному составу связывает банковскую деятельность не только с осуществлением операций кредитными организациями, но и с Центральным Банком. В более поздней работе автор продолжает придерживаться данной точки зрения, и обуславливает участие Банка России в предпринимательской деятельности, в силу двойственного правового положения Банка. Так, автор пишет, что Банк России в зависимости от осуществляемой функции может быть как органом государственной власти, так и кредитной организацией особого вида, которая для достижения установленных целей имеет право осуществлять направленные на получение прибыли банковские операции и сделки, ограниченные по содержанию и кругу субъектовТарасенко О.А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России (правовой аспект) :Автореф. дис.к.ю.н.: 12.00.03 / Тарасенко Ольга Александровна; МГЮА. — М., 2009. — С.22. Так же автор, в поздней работе, расширяет круг субъектов, осуществляющих банковские операции, называя их квазибанковскими кредитными организациями. Квазибанковские кредитные организации — это организации, занимающиеся предоставлением займов за счет привлеченных и собственных денежных средств, — микрофинансовые организации, кредитные кооперативы Там же С. — 16.. Под квазибанками автор понимает юридические лица, которые имеют право осуществлять операции по привлечению денежных средств клиентов, размещению их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести клиентские счета — государственная корпорация Внешэкономбанк, международные организации, действующие в форме банков (например, Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), Международный инвестиционный банк (МИБ).

При этом Тарасенко О.А. в своей работе приходит к выводу, что квазибанки должны иметь ограниченную банковскую компетенцию, четко очерченную целями и предметом их деятельности, отражать некоммерческий или международный характер их деятельности. Кроме того, исходя из международного опыта деятельности банков развития и некоммерческих организаций, целесообразно распространить на квазибанки действующее законодательство в области банковского надзора без исключенийТам же С. — 16..

Д.Г. Алексеева расширяет понятия банковской деятельности, однако не по субъектному составу как Тарасенко О.А., а включает в ее содержание не только осуществление банковских операций, но и сделок. Д.Г. Алексеева определяет банковскую деятельность как упорядоченную совокупность систематически осуществляемых банками или небанковскими кредитными организациями как участниками единой банковской системы на основании лицензии (а для Банка России — Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») банковских операций и сделок, направленных на извлечение прибылиАлексеева Д.Г.,Банковское право :учебник / Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г.: учебник. М.: Юристъ, 2003. — С. 24..

Д.А. Пашенцев, как и Г.А. Тосунян, называет банковской деятельностью предпринимательскую деятельность кредитных учреждений, направленную на систематическое осуществление банковских операцийПашенцев Д.А. Банковское право: учебное пособие. М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. — С. 101.. Однако в данном определении, на наш взгляд, есть терминологическая неточность — банковская деятельность не может быть направлена только на осуществление банковских операций, любая деятельность обусловлена определенной целью — в данном случае извлечением прибыли, банковские операции же являются средством и формой достижения данной цели.

Н.Ю. Ерпылева рассматривает банковскую деятельность двояко: как совокупность банковских операций, которые являются формой реализации функций банков (в узком смысле), а также как комплекс банковских операций, порядок организации и функционирования банков (в широком смысле)Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право / ЕрпылеваН.Ю.. М., 2004. — С. 15..

Данное определение именно в широком смысле, на наш взгляд, нашло свое отражение в ФЗ «О банках и банковской деятельности», а именно предусматривающий участие банковского холдинга в банковской деятельности, при этом данное участие определяется долей от величины активов или доходов, входящих в холдинг кредитных организаций.

Статьей 14 данного закона определено, что доля банковской деятельности в деятельности банковского холдинга определяется как отношение величины активов и (или) доходов кредитных организаций — участников банковского холдинга, определенной на основе методики предусмотренной Указанием Банка России от 25.10.2013 N 3086-У «О методике определения величины активов и доходов кредитных организаций — участников банковского холдинга и банковского холдинга» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2013 N 30490). При этом активы и доходы кредитной организации есть результат осуществления банковских операций и сделок. Участие союзов и ассоциаций в банковской деятельности ограничивается лишь выработкой рекомендаций по осуществлению банковской деятельностью. Полагаем, законодатель разделяет опосредованное (со стороны союзов и ассоциаций) и непосредственное участие в банковской деятельности (кредитными организациями) посредством осуществления банковских операций и сделок.

Из приведенных выше определений видно, что единогласно под банковской деятельностью ученые понимают осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности», некоторые же также включает в ее содержание осуществление сделок. Однако вышеприведенные понятия не раскрывают банковскую деятельность как правовую категорию, а определяют больше экономическую сторону путем перечислением составляющих данной деятельности, сущностно отличающих данную деятельность от любой иной.

Законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлять сделки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Осуществление сделок как части банковской деятельности не может характеризовать ее как правовую категорию, так как может осуществляться любым иным лицом, обладающим общей правоспособностью.

Более широкое определение банковской деятельности дает БраткоА.Г. Так, ученый выделяет как основную, так и второстепенную банковскую деятельность. Банковская деятельность — это банковские операции, пишет ученый, а также другие действия кредитной организации, которые непосредственно направлены на развитие эффективности и повышение безопасности банковских услуг. Основная банковская деятельность — это такая деятельность кредитной организации, которая включает банковские операции и сделки. Вспомогательная банковская деятельность направлена на обеспечение благоприятных и безопасных условий осуществления основной банковской деятельности. Эта деятельность косвенно связана с результатами основной банковской деятельности. Например, к вспомогательной банковской деятельности относятся информатизация, охрана, система безопасности и другие аналогичные виды деятельности различных подразделений кредитной организацииБратко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики) : учебное пособие /Братко А.Г. — Москва : Гарант, 2007, С. — 19..

Это интересно:  Для франшизы нужно открывать ооо 2019 год

Банковская деятельность как правовая категория порождает ряд юридических фактов, с которыми банковское право как самостоятельная отрасль права связывает возникновение субъективных прав и обязанностей субъектов банковского права. Таким образом, банковская деятельность включает в себя только осуществление операций. Включение в ее содержание осуществление банковских сделок искажает правовую природу банковской деятельности, поскольку в таком случае необходимо признавать, что банковская деятельность является межотраслевым институтом банковского и гражданского права. С точки зрения экономической составляющей банковской деятельности как целенаправленной деятельности на извлечение прибыли, она включает в себя как банковские операции так и сделки, но как правая категория должна представлять собой осуществление только банковских операций.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности
Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Статья 3. Союзы и ассоциации кредитных организаций
Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.
Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.

Статья 4. Банковская группа и банковский холдинг
Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).
Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).
Под существенным влиянием в целях настоящего Федерального закона понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.
Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в порядке, им установленном, об образовании банковской группы, банковского холдинга.
Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга.
Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего Федерального закона признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.

Статья 5. Банковские операции и другие сделки кредитной организации
К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.
Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.
Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.

Статья 6. Деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг
В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.
Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Статья 7. Фирменное наименование кредитной организации
Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в фирменном наименовании кредитной организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», а также образованных на их основе слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном федеральными законами.
Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Статья 8. Предоставление информации о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга
Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:
ежеквартально — бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;
ежегодно — бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.
Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.
За введение физических лиц и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо путем предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) ежегодно публикуют свои консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения их достоверности заключением аудиторской фирмы (аудитора).
Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц. Порядок раскрытия такой информации устанавливается Банком России.

Это интересно:  Аудит достоверности бухгалтерской отчетности малого сельхоз предприятий 2019 год

Статья 9. Отношения между кредитной организацией и государством
Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.
Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства.
Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.
Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 10. Учредительные документы кредитной организации
Кредитная организация имеет учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
Устав кредитной организации должен содержать:
1) фирменное наименование;
2) указание на организационно-правовую форму;
3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;
5) сведения о размере уставного капитала;
6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;
7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, и направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Статья 11. Уставный капитал кредитной организации
Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 180 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.
Часть третья утратила силу.
Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.
Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается. Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации.
Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее — приобретение) в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20 процентов — предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным. Порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации и порядок уведомления Банка России о приобретении свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил, а также в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России отказывает в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Статья 11.1. Органы управления кредитной организации
Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.
Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.
Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее — руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала, за исключением случая, предусмотренного настоящей частью. В случае, если кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, единоличный исполнительный орган дочерней кредитной организации имеет право занимать должности (за исключением должности председателя) в коллегиальном исполнительном органе кредитной организации — основного общества.
Кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные подпунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

Статья 11.2. Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации
Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 180 миллионов рублей, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи.
Размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не менее 180 миллионов рублей.
Лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте (далее — генеральная лицензия), может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 миллионов рублей по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии.
Банк, имеющий на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) менее 180 миллионов рублей, вправе продолжать свою деятельность при условии, если размер его собственных средств (капитала) не будет уменьшаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года.
Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой настоящей статьи, с 1 января 2010 года должен быть не менее 90 миллионов рублей.
Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частями четвертой и пятой настоящей статьи, с 1 января 2012 года должен быть не менее 180 миллионов рублей.
При снижении размера собственных средств (капитала) банка вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере 180 миллионов рублей и более, в течение 12 месяцев должен достичь минимального размера собственных средств (капитала), установленного настоящей статьей, рассчитанного по новой методике определения размера собственных средств (капитала) банка, определенной Банком России, а банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей, — большей из двух величин: размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, рассчитанного по новой методике определения размера собственных средств (капитала) банка, определенной Банком России, либо размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой и шестой настоящей статьи, на соответствующую дату.

Это интересно:  Аудиторское заключение в статистику оригинал или копия 2019 год

Общие положения о корпорациях в сфере банковской деятельности

Банковская деятельность в Российской Федерации осуществляется строго ограниченным кругом субъектов, являющихся элементами банковской системы.

Банковская деятельность представляет собой исключительный вид деятельности, состоящий в осуществлении кредитными организациями и Банком России банковских операций.

На верхнем уровне банковской системы находится единственный субъект — Банк России, на нижнем — кредитные организации*(1035).

Среди указанных субъектов профессиональными предпринимателями (коммерческими организациями) являются только кредитные организации, которые осуществляют банковскую деятельность в целях извлечения прибыли. Что касается Банка России, то он осуществляет банковскую деятельность, в первую очередь, в целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы России, а также обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы. Он не предоставляет банковские услуги на соответствующем рынке любым субъектам, а осуществляет его регулирование, в том числе при помощи банковской деятельности, т.е. совершения банковских операций.

Кредитные организации на основании специального разрешения (лицензии) Банка России предоставляют банковские услуги всем юридическим и физическим лицам, чем в идеале обеспечивают перераспределение денежных потоков в те отрасли экономики, которые нуждаются в них более всего.

Необходимо заметить, что кроме собственно банковской, а также деятельности в рамках совершения сделок, прямо предусмотренных Законом о банках и банковской деятельности (ст. 5), кредитные организации осуществляют и иные виды разрешенной им предпринимательской деятельности, в частности, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Однако есть направления деятельности, которыми кредитным организациям Закон о банках и банковской деятельности прямо запрещает заниматься. Это страхование, торговля и производство.

Закон о банках и банковской деятельности устанавливает, что кредитная организация образуется на основе любой формы собственности, но только как хозяйственное общество (ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности).

Таким образом, кредитная организация — это хозяйственное общество, имеющее исключительное право на основании специального разрешения (лицензии) Банка России осуществлять банковскую деятельность.

Кредитные организации бывают двух видов: банки и небанковские кредитные организации. При этом в российской банковской системе традиционно больше банков, чем небанковских кредитных организаций. Если банков в России зарегистрировано около 1100 (действующих — около 1000), то небанковских кредитных организаций — всего около 50*(1036).

По российскому законодательству банк представляет собой универсальную кредитную организацию. Это означает, что только банк имеет право в совокупности осуществлять банковские операции по привлечению, размещению средств физических и юридических лиц, а также по ведению их банковских счетов. Однако в некоторых случаях создание такой универсальной финансовой организации, как банк, может быть нецелесообразно в силу финансовых (в том числе связанных с невозможностью поддержания необходимого уровня минимального размера собственных средств), организационных и даже кадровых причин, связанных в том числе с дополнительной надзорной нагрузкой на банки, деятельность которых является высокорискованной*(1037). В таких случаях может быть создана небанковская кредитная организация, которая в отличие от банка имеет право осуществлять только отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых определяются Банком России. При этом ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций (ст. 7 Закона о банках и банковской деятельности).

Как было отмечено выше, в регулировании деятельности кредитных организаций нормы Закона о банках и банковской деятельности имеют приоритет по сравнению с законодательством об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Регулирование правового положения корпораций, осуществляющих банковскую деятельность (иными словами — кредитных организаций) осуществляется, в первую очередь, Законом о банках и банковской деятельности. Однако данный федеральный закон не единственный регулирующий особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения. Необходимо также назвать Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»*(1038) (далее — Закон о Банке России, Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»), а также Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Положения указанных федеральных законов развиваются в многочисленных нормативных актах Банка России, принимаемых по отнесенным к его компетенции вопросам регулирования корпоративных и смежных с ними отношений, возникающих в кредитных организациях.

Следует заметить также особенность правового регулирования кредитных организаций, состоящую в том, что в ряде случаев на банки вообще не распространяются отдельные источники корпоративного права*(1039).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовое регулирование банковской деятельности

Общие положения о правовом регулировании банковской деятельности

Современное состояние национальной экономики характеризуется возрастающим доминированием сфер предпринимательской деятельности, связанных с финансовым посредничеством, преобладающей частью которого является банковская система.

Основными целями национальной банковской системы являются: аккумулирование денежных средств и дальнейшее их предоставление субъектам экономических отношений; осуществление стабильных расчетов; оказание прочих банковских услуг.

В институциональном плане в банковской системе РФ главную роль играют банки, значительно превосходящие небанковские кредитные организации по экономическому потенциалу, в связи с чем на анализе их деятельности и будет сосредоточено внимание в настоящей главе. Кроме того, существует и параллельный банковский сектор, который представляют финансовые посредники, осуществляющие кредитные услуги, деятельность которых не регулируется банковским законодательством [1] .

Представляется необходимым отметить следующие особенности, присущие правовому регулированию банковской деятельности.

При этом важно учитывать следующее.

  • 1. Роль международных принципов и стандартов, которые определяют рамочные требования к банковскому регулированию и надзору. В их числе можно отметить документы Банка международных расчетов — Ключевые принципы эффективного банковского надзора, Ключевые принципы для системно значимых платежных систем, Всемирного банка — Принципы эффективной несостоятельности и прав кредитора, ФАТФ (группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — англ. FATF — Financial Action Task Force on Money Laundering) — 40 рекомендаций, 9 специальных рекомендаций.
  • 2. Влияние норм интеграционного права прежде всего стран — членов ВТО, Европейского Союза и объединения БРИКС. В частности, для стран — членов ВТО действует Приложение по финансовым услугам к Генеральному соглашению по торговле услугами, в котором приведен перечень банковских услуг. Вместе с тем следует подчеркнуть, что, реализуя задачу построения национальной банковской системы, Россия в соответствии с протоколом от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», не приняла на себя никаких обязательств в отношении услуг по платежам и денежным переводам.

Заметную роль играют нормы европейского права. В качестве примера можно назвать Директиву от 20 марта 2000 г. № 2000/12/ЕС «Об учреждении и ведении бизнеса кредитными учреждениями» (в ред. Директивы № 2006/48/ЕС, интегрирующей в европейское право требования «Базеля И»).

Банковское право объединения БРИКС находится на этапе своего становления. В настоящий момент его действие в основном касается деятельности Банка России и Внешэкономбанка. Например, на основании Соглашения о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС российский Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Индии, а также Национальный банк социально-экономического развития Бразилии и Банки развития Южной Африки намерены осуществлять финансирование совместных проектов стран БРИКС в области энергетики, самолетостроения, инноваций, высоких технологий и др. [2]

  • 3. Влияние норм национального банковского регулирования, в частности:
    • норм банковского законодательства: приводит к возникновению у банков при совершении ими банковских операций и иных сделок не только договорных обязательств, но и дополнительных публичных обязанностей, которые могут ограничивать правоспособность банка (например, через вид лицензии, обязательные нормативы или иные требования, касающиеся надежности и платежеспособности);
    • норм валютного законодательства: обусловливает возможности банка по совершению банковских операций и иных сделок как количественно (по валюте сделки, срокам, суммам), так и качественно (по видам совершаемых сделок);
    • норм законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: обусловливает совершение банковских операций и иных сделок выполнением определенных требований (идентификация, обязательный контроль, сообщение о подозрительных сделках и т. п.). Данные могут приводить к невозможности совершения банковской операции и иной сделки (в силу права или обязанности банка отказать в совершении сделки при несоблюдении установленных требований или при ее подозрительности).
  • 4. Влияние норм законодательства об информационных технологиях. Большинство банковских операций и иных сделок совершаются путем обмена электронными сообщениями, в связи с чем возникают вопросы признания юридической и доказательственной силы таких сообщений. В некоторых случаях совершение сделки невозможно без использования электронных средств, например при оказании банковских интернет-услуг 1 .

Следует добавить, что цели правового регулирования банковской деятельности различаются в зависимости от экономических условий, в которых она осуществляется. Так, в условиях экономического кризиса или спада регулирование может и должно быть ориентировано непосредственно на поддержание ликвидности банковского сектора, бесперебойность проведения расчетов, стимулирование инвестиций. В период финансового кризиса 2008 г. акцент в регулировании был смещен именно в этом направлении. В настоящее время в условиях масштабного кризиса также необходимы в качестве целевого ориентира прежде всего выявление путей стимулирования инвестиционной составляющей, применение режима антикризисных мер, направленных на поддержание устойчивости финансового сектора, расширение возможностей кредитных организаций по рефинансированию в Банке России. Утяжеление регулятивной инфраструктуры рынка банковских услуг — не на повестке дня.

Таковы в самом упрощенном виде характерные признаки правового поля банковской деятельности, понимание которых является важным для регулирования отдельных банковских операций и иных сделок кредитных организаций.

Статья написана по материалам сайтов: samzpp.ru, studopedia.ru, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector