+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Обязательный аудит некоммерческих организаций 2019 год

Вам требуется инициативный или обязательный аудит некоммерческих организаций? Группа компаний «Аудит А» готова выполнить необходимый комплекс работ. Проведя проверку, команда наших специалистов представит детальный отчет. Документ будет содержать сведения, подробно характеризующие положение НКО. Приняв во внимание рекомендации специалистов, Вы сможете ликвидировать недочеты, внести коррективы, изменить в лучшую сторону положение дел на предприятии. Аудит НКО от ООО «Аудит А» осуществляется строго в рамках действующего законодательства.

Цели и особенности проверки

Работа некоммерческих организаций не преследует извлечение и распределение прибыли между участниками. Основная задача – достижение определенных целей (культура, благотворительность, политика, наука и т.д.). Независимо от направления деятельности, НКО необходимо проводить аудиторскую проверку. Ведь только она позволит выявить и свести к минимуму налоговые риски. Обязательный аудит благотворительного фонда от группы компаний «Аудит А» — способность решить любые задачи клиента.

Выполняя процедуру, наши представители работают по следующим пунктам:

  • выявление соответствия работы НКО целям, которые зафиксированы в Уставе;
  • соблюдение требований лиц, от которых поступают денежные средства;
  • правильность оформления зарплаты, иных выплат сотрудникам;
  • проверка налоговой отчетности, подтверждение данных в отчетах;
  • анализ учетной политики, обоснование трат по некоторым грантам.

Аудит НКО обязателен для тех организаций, которые перечислены в Федеральном законе № 307. Если Ваше предприятие относится к некоммерческим, то для уточнения информации просьба связаться с представителями группы компаний «Аудит А». Опытные специалисты смогут ответить на любой вопрос, связанный с инициативной или обязательной проверкой.

Услуги на высочайшем уровне

В ходе проведения обязательного аудита НКО (некоммерческих организаций) сотрудники «Аудит А» выполняют огромный объем работы. Специалисты проводят пообъектное исследование операций, выявляют ошибки при оформлении членства, членских взносов, неточности целевого использования средств. Наши представители занимаются сверкой правильности составления бюджетной сметы и анализом информации, которая в ней отражена.

Аудитом в некоммерческих организациях занимаются ответственные сотрудники «Аудит А». Они обладают обширными знаниями, используют разнообразные технологии и механизмы экономического анализа. Помимо аудиторской деятельности, наши сотрудники для НКО смогут составить бюджет проекта, проконсультировать по вопросам налогообложения и ведения бухгалтерии. Гарантией качества предоставляемых услуг являются наши постоянные заказчики. Обращайтесь! Высокий результат и оперативную работу обеспечим.

Какие виды НКО обязаны ежегодно проводить аудит?

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

В каких случаях проведение аудиторской проверки в отношении НКО является обязательной?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

Как узнать подпадает ли данный вид НКО под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Обязательность аудита по критериям финансово-экономической деятельности НКО

В первую очередь, обязательному аудиту подлежат все виды НКО при их соответствии установленным показателям финансово-экономической деятельности. Так, обязательному аудиту подлежат НКО:

с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо

с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ). НКО могут создаваться в форме (п.3 ст.2 Закона №7-ФЗ):

общественных или религиозных организаций (объединений);

общин коренных малочисленных народов РФ;

автономных некоммерческих организаций;

социальных, благотворительных и иных фондов;

ассоциаций и союзов;

в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

Таким образом, НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).

Практически это означает, что в бухгалтерском учете должны быть обособленно отражены источники формирования деятельности НКО.

Так, структура доходов НКО складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений. Поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью НКО учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», к которому открываются субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.), второго – по назначению целевых средств (например, для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, учитываются на счетах 90 «Продажи» (например, выручка от выполнения работ и оказания услуг) или 91 «Прочие доходы и расходы» (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн рублей (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным.

Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. НКО также может иметь земельные участки в собственности или на ином праве (ст.25 Закона №7-ФЗ). И если валюта баланса НКО превышает 60 млн рублей, то проведение аудита обязательно.

В случае если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

Виды НКО, подлежащие обязательному аудиту

Обязательному аудиту также подлежат следующие виды НКО, независимо от их соответствия критериям финансово-экономической деятельности (пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ):

негосударственный пенсионный или иной фонд;

акционерный инвестиционный фонд;

управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

То есть проведение аудита обязательно в отношении отчетности всех фондов.

Также обязаны проводить аудит НКО, являющиеся иностранными агентами, а также структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ). Такие НКО обязаны представлять в Минюст (контролирующий орган) наряду с отчетностью аудиторское заключение.

Это интересно:  Внесение изменений в устав через мфц 2019 год

Иные случаи проведения обязательного аудита НКО

Кроме того, обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО. Также проведение обязательного аудита требуется грантодателями в отношении НКО, получивших гранты и (или) пожертвования.

В ряде случаев обязанность проведения аудита НКО закреплена положениями федерального закона. Так, например, отчетность следующих НКО подлежит обязательному аудиту:

жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

кредитные потребительские кооперативы, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

государственные корпорации (ст.7.1 Закона №7-ФЗ, ст.35 Федерального закона от 01.12.2007 г. №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ст.9 Федерального закона от 23.11.2007 г. №270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и пр.);

НКО, связанные с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн рублей (ст.6 и ст.7 Федерального закона от 30.12.2006 г. №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала НКО»).

Следует отметить, что Минфин РФ ежегодно доводит информацию об обязательности проведения аудита (например, информация Минфина «Перечень организаций, обязанных проводить аудит за 2015 г.»).

Бухгалтерский учет НКО — Аудит НКО.

Аудит НКО. Правила и стоимость аудиторской проверки в некоммерческих организациях.

  1. Определяются его основные задачи и цели. Если проверка является инициативной, то аудит может быть полным или частичным, исходя из требований его инициаторов.
  2. Аудиторы знакомятся со спецификой характера НКО и деятельностью организации. При ознакомлении изучают виды деятельности некоммерческого объединения и его структура.
  3. Аудиторы изучают материалы предыдущих проверок, знакомятся с их результатами и заключениями.
  4. Определяются аудиторские риски, делается их оценка.
  5. Разрабатываются тактика и стратегия предстоящей аудиторской проверки. На этом этапе составляется программа проверочных мероприятий, разрабатывается план действий, устанавливается круг проверяемых лиц и определяются сроки проверки.
  • учредительных документов – проверяют соответствие фактической деятельности организации деятельности, указанной в уставных документах. Также определяют наличие дополнительных видов деятельности, разрешенных на законодательном уровне;
  • поступлений финансовых и материальных средств от членов и соучредителей НКО – проверяется, производились ли поступления в соответствии с уставной деятельностью, чтобы исключить необходимость налогообложения;
  • финансовых поступлений от других структур и организаций, в том числе получение грантов – определяют наличие документального подтверждения источников и характера финансирования;
  • пожертвований, полученных от физических лиц – проверяется, есть ли акт приема средств и их распределение;
  • внереализационных поступлений – проверяют правильность начисления налогов и ведение раздельного учета средств;
  • расходов некоммерческой организации – проверяют смету, первичную документацию, устанавливают, насколько фактические расходы соответствуют тем, которые указаны в уставных документах:
  • поступлений от деятельности коммерческого характера – проверяют законность коммерческой деятельности, правильность налогообложения и назначения расходов;
  • оплату труда сотрудников НКО – проверяется законность приема работников, правильность документального оформления приема на работу, начисления заработной платы и отчислений.
  • безоговорочно положительными – такими заключениями подтверждается, что учет ведется абсолютно правильно, все отчетности и документы составлены верно и без ошибок, деятельность ведется на законном основании, а по задачам, поставленным заказчиком аудита, сделаны удовлетворительные выводы;
  • положительными с оговоркой – такие заключения означают, что учет, заполнение документации и составление отчетности, а также деятельность НКО ведутся в рамках законодательства, но в ходе проверки были выявлены незначительные ошибки, которые должны быть устранены в указанные сроки;
  • отрицательными – такие заключения даются аудиторами, если в ходе проверки было установлено, что учет, составление отчетности, ведение документации и деятельности в целом не соответствует нормам законодательства и уставным документам некоммерческой организации;
  • отказ от вынесения решения по результатам проверки – такое заключение также может быть, если аудиторы получили для изучения и проверки недостаточно документации и материалов, что не дает возможность определить правильность ведения учета и решить остальные задачи, поставленные в рамках проверки.

Нулевая 2000р.Деятельность 5000р.

Когда может быть расторгнут договор на выполнение аудита?

Особенности аудита некоммерческих организаций

«Аудит и налогообложение», 2006, N 10

Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 18-ФЗ) внесены дополнения в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), которые расширяют сферу государственного контроля деятельности некоммерческих организаций и которыми аудитор должен руководствоваться в ходе аудита данных организаций.

В настоящее время вновь создаваемые некоммерческие организации подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Законом N 7-ФЗ.

Согласно нормам ст. 50 ГК РФ и Закона N 7-ФЗ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов. Некоммерческие организации (НКО) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Аудит учредительных документов и правовых основ деятельности НКО

Законом N 7-ФЗ определены правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации НКО, порядок использования имущества, права и обязанности учредителей, основы управления, возможные формы поддержки НКО органами государственной власти и местного самоуправления, порядок создания и деятельности на территории России подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Согласно ст. 2 Закона N 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Цели создания НКО: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Как указано в п. 4 ст. 2 Закона N 7-ФЗ, под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, для которой прибыль не является основной целью и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства (п. 5 ст. 2 Закона N 7-ФЗ).

Это интересно:  Акт аудит бюджетной отчетности в казенном учреждении 2019 год

Структурное подразделение — это отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации, которое признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в соответствии со ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ.

Закон N 7-ФЗ и ГК РФ разрешают некоммерческим организациям вести предпринимательскую деятельность, служащую целям, ради которых они созданы.

Дополнения, внесенные в ст. 32 Закона N 7-ФЗ и вступившие в силу с 18 апреля с.г., направлены на усиление государственного контроля за деятельностью НКО в целях недопущения осуществления ими внеуставной деятельности, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, экстремистской деятельности.

НКО обязаны представлять в федеральный (территориальный) орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации, документы, содержащие отчет о деятельности, сведения о персональном составе руководящих органов, расходовании денежных средств, использовании иного имущества, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»).

Для НКО, зарегистрированных в Москве, уполномоченным органом является Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве.

В случае непредставления отчетности НКО Законом N 7-ФЗ установлена возможность обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной НКО. Такое право возникает у компетентных органов в случае неоднократного непредставления НКО отчета о своей деятельности в установленный срок.

При выявлении нарушения НКО законодательства РФ или совершения ею действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, компетентный орган вправе вынести НКО письменное предупреждение, в котором указывается допущенное нарушение и срок его устранения (не менее месяца). Вынесенное предупреждение может быть обжаловано в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд. Если НКО допущены неоднократные или грубые нарушения действующего законодательства, либо действия, противоречащие уставным целям, совершаются систематически, это является основанием для предъявления компетентным органом требования о ликвидации НКО.

Структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (отделение, филиал, представительство) обязаны информировать уполномоченный орган:

  • об объеме получаемых денежных средств и иного имущества и их предполагаемом распределении;
  • о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании как самой НКО, так физическими и юридическими лицами, которым они были предоставлены;
  • о программах, предполагаемых для осуществления на территории России.

Непредставление филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации вышеперечисленной информации в установленный срок является основанием для исключения ее из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Исключение из реестра осуществляется по решению уполномоченного органа (судебного решения не требуется), причем для этого достаточно однократного непредставления указанной информации в установленный срок.

Сведения, представленные НКО или структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации, проверяются компетентными органами (федеральными органами государственного финансового контроля, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), которые устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования имущества НКО целям, предусмотренным их учредительными документами, а филиалами и представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций — заявленным целям и задачам. О результатах проверки они сообщают органу, принявшему решение о регистрации соответствующей НКО или включении в реестр филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Уполномоченный орган может запретить направление денежных средств и иного имущества определенным получателям. Такое решение может быть принято в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что соответствует положениям Конституции РФ и ГК РФ об основаниях ограничения субъективных прав. В связи с этим решение оформляется письменно и должно быть мотивированным.

Уполномоченный орган также может вынести мотивированное решение о запрете осуществления на территории России заявленной программы или ее части в случае ее противоречия законодательству РФ, интересам государства, общества или граждан. При вынесении такого решения структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации обязано прекратить деятельность, связанную с осуществлением данной программы в части, указанной в решении. Неисполнение данной обязанности влечет за собой исключение соответствующего филиала или представительства из реестра либо ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Кроме того, филиал или представительство могут быть исключены из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), в случае если их деятельность не соответствует целям и задачам, заявленным в уведомлении, а также представленным сведениям, либо в связи с ликвидацией соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Руководителю филиала или представительства может быть вынесено письменное предупреждение в случае выявления нарушения законодательства РФ или совершения структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации действий, противоречащих заявленным целям и задачам. В предупреждении указываются допущенные нарушения и срок их устранения, составляющий не менее месяца. Оно может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Таким образом, в результате проверки учредительных документов и правовых основ деятельности некоммерческих организаций аудитору следует получить достаточные доказательства, обеспечивающие уверенность в том, что деятельность, осуществляемая НКО, соответствует законодательству РФ, учредительным документам и отчетности, представленным в уполномоченный федеральный (территориальный) орган.

Аудит бухгалтерской отчетности и учетной политики НКО

Целью аудита бухгалтерской отчетности НКО является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

По объему, срокам представления и формам отчетности среди некоммерческих организаций можно выделить:

  1. бюджетные учреждения;
  2. общественные организации и объединения, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие (кроме выбывшего имущества) оборотов по продаже товаров (работ, услуг);
  3. некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в целях, предусмотренных учредительными документами.

Порядок составления и представления отчетности бюджетными учреждениями установлен Приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой квартальной и месячной бюджетной отчетности».

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ представляется в налоговые органы по месту регистрации. НКО представляют годовую бухгалтерскую отчетность территориальным органам государственной статистики (Постановление Госкомстата России от 27.09.1995 N 57 «Об утверждении Порядка сбора и обработки годовой бухгалтерской отчетности организаций и представления сводной информации органам государственной власти и местного самоуправления, а также другим заинтересованным пользователям»).

Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций, не ведущих предпринимательскую деятельность, включает согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • бухгалтерский баланс (форма N 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
  • отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).
Это интересно:  Аудиторское заключение ооо за 2019 год 2019 год

Отчетность таких НКО представляется только один раз в год по итогам отчетного года.

При подготовке годовой отчетности НКО, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предусмотренную действующим законодательством и учредительными документами, формируют бухгалтерскую отчетность в следующем составе:

  • бухгалтерский баланс (форма N 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма N 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма N 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
  • отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение (проведение обязательного аудита предусмотрено ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

В процессе проверки НКО аудитору необходимо уделить достаточное внимание правильности составления отчета о целевом использовании полученных средств (Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). В отчете о целевом использовании полученных средств отражается информация о движении средств по балансовому счету 86 «Целевое финансирование»:

  • об остатках средств, поступивших, например, в виде вступительных членских, добровольных взносов, пожертвований;
  • о поступлении средств в течение отчетного периода;
  • о расходовании средств в течение отчетного периода;
  • об остатках средств на конец отчетного периода.

НКО вправе самостоятельно добавлять в форму отчета о целевом использовании полученных средств дополнительные статьи для данных, являющихся существенными.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в НКО (кроме бюджетных учреждений) ведется согласно утвержденной руководством НКО учетной политике (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98). Одной из наиболее важных частей учетной политики для НКО является методика отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование».

В ходе аудита необходимо проверить обоснованность распределения затрат между уставной и предпринимательской деятельностью НКО и закрепление этого способа в учетной политике, соответствие данных по учету затрат в аналитическом и синтетическом учете. Напомню, согласно п. 17 ПБУ 6/01 (Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н) по объектам основных средств НКО амортизация не начисляется, а на забалансовом счете 010 начисляется износ.

Особое внимание в процессе аудита НКО следует уделить формулировкам в текстах платежных и иных первичных документов. В первичных документах должны присутствовать конкретные указания, на выполнение каких мероприятий и программ перечисляются денежные средства.

Аудит расчета налога на прибыль

Согласно ст. 246 НК РФ все НКО, как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, признаются плательщиками налога на прибыль. В ст. ст. 251 и 270 НК РФ определены доходы и расходы, не принимаемые для целей расчета налога на прибыль.

На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, не облагаемым налогом на прибыль, относятся средства целевого финансирования. В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ не подлежат налогообложению целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности.

При несоблюдении НКО нижеперечисленных условий (ст. 251 НК РФ) целевые средства могут стать объектом налогообложения:

  1. НКО обязаны обеспечить ведение раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования либо целевых поступлений;
  2. в случае невыполнения требования о целевом использовании полученные средства (имущество) включаются в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ) на дату фактического использования средств (имущества) не по целевому назначению (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).
  3. НКО должна использовать средства, поступившие в рамках целевого финансирования, в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили. Иначе указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов.

Пример. Общественная религиозная организация получает пожертвования. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ пожертвования признаются в качестве целевых поступлений, не облагаемых налогом на прибыль, при соответствии положениям ГК РФ. Пунктом 1 ст. 582 ГК РФ установлено, что получателями пожертвований могут быть граждане, лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и иные аналогичные учреждения, благотворительные, научные и учебные учреждения, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации, а также государство и прочие субъекты гражданского права, указанные в ст. 124 ГК РФ. Поскольку общественная религиозная организация числится в списке организаций, поименованных в п. 1 ст. 582 ГК РФ, следовательно, пожертвования, которые она получает, налогом на прибыль облагаться не будут.

В подтверждение целевого использования средств, предназначенных для содержания НКО и ведения уставной деятельности, по окончании налогового периода в налоговые органы должен представляться отчет о целевом использовании полученных средств. Форма отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист N 7) утверждена Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения».

Действующее законодательство РФ обязывает НКО, осуществляющие предпринимательскую деятельность, представлять отчеты о проделанной работе и полученной прибыли в государственные органы. В настоящее время контроль над расходованием средств, в особенности бюджетных, поступающих по благотворительным программам, осуществляют не только налоговые органы. Поэтому ведение учета требует точности и прозрачности отражаемых хозяйственных операций в целях обеспечения достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности НКО. Если НКО финансируется из источников, носящих как коммерческий, так и некоммерческий характер, то учет поступающих средств и их расходование ведутся раздельно.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, НКО ставит себя в ряд коммерческих организаций и отчитывается перед налоговыми органами в сроки, определенные законодательством РФ для коммерческих структур, зафиксировав в уставе свое отношение к предпринимательской деятельности.

С вступлением в силу Закона N 18-ФЗ применяется специальный порядок регистрации НКО и установлены новые, более жесткие, правила контроля их деятельности. Усиление контроля над деятельностью НКО со стороны государства, в свою очередь, возможно, потребует от аудиторских организаций при проведении проверки увеличить объем аудиторских процедур. Это вызвано тем, что в ходе проверки потребуется оценить не только достоверность отражения деятельности НКО в бухгалтерском учете, формирование и представление бухгалтерской отчетности, но также и соответствие информации о деятельности НКО, представляемой в уполномоченный орган, ее целям, закрепленным в учредительных документах, и действующему законодательству РФ.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector