+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Обязательный аудит малый бизнес 2019 год

Субъекты малого предпринимательства обязаны в бухгалтерском учете формировать следующие виды резервов, не зависимо от того подлежат обязательному аудиту или нет:

— резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н);

— резерв под обесценение финансовых вложений (п. 37 Положения по бухгалтерскому учету Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02);

— резерв под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01).

Организации субъекты малого предпринимательства подлежащие обязательному аудиту, с 2015 года не вправе применять упрощенные формы учета и отчетности, а значит обязаны применять ПБУ 8, ПБУ 18, и следовательно должны создавать резервы и формировать оценочные обязательства (в том числе резерв на отпуска и гарантийные обязательства, резерв под обесценение финансовых вложений). Если ваша организация применяет специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСНО, единый сельхозналог), то ПБУ 18 можно не применять.

Обратите так же внимание, что субъекты малого предпримательства попадающие под обязательный аудит составляют годовую бухгалтерскую отчетность в следующем составе:

— пояснения к годовой бухгалтерской отчетности (раскрытие учетной политики и другой информации).

Особенности аудита малых предприятий

О критериях малых предприятий в 2018 году мы рассказывали в нашей консультации. А подлежат ли субъекты малого предпринимательства обязательному аудиту и существуют ли особенности аудита малого бизнеса?

Малое предприятие: обязательный аудит?

Учитывая, что малые предприятия (кроме ИП), не освобождены от ведения бухгалтерского учета, составляют они и бухгалтерскую отчетность. А потому важно обеспечить достоверность сведений о финансовом положении малого предприятия, его финансовых результатах и движении денежных средств. Аудит как на раз направлен на то, чтобы представить пользователям квалифицированное мнение о достоверности составленной отчетности.

Конечно, малое предприятие всегда может провести аудит на добровольных началах. Однако в некоторых случаях заказывать аудит своей финансовой отчетности малые предприятия обязаны. Ведь сам по себе статус малого предприятия не является основанием для освобождения от аудита.

Критерии обязательного аудита в 2018 году мы приводили здесь.

Чтобы малые предприятия в 2018 году подлежали обязательному аудиту, достаточно, например, чтобы объем выручки за 2017 год превысил 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 оказалась выше 60 млн. рублей.

Аудит субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ не предусматривает какие-либо особенности аудита в отношении малых предприятий. В то же время, такие особенности могут содержаться в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации, членом которой является аудиторская компания, или даже в правилах самой аудиторской компании. Ведь некоторые особенности аудита малых предприятий при проведении проверки стоит учитывать. Так, для малого предприятия может быть особенно характерно, например:

  • ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, которые отвечают за ведение бухучета и подготовку отчетности;
  • преобладающее влияние владельца или руководителя на все стороны деятельности малого предприятия.

Принятие во внимание таких особенностей может повлиять на планирование аудита малого предприятия, порядок оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств.

Несмотря на то, что с 01.01.2017 аудиторская деятельность в РФ ведется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), при планировании аудита субъекта малого предпринимательства можно обратиться также к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол № 1).

Что касается МСА, то особенности аудита малых предприятий часто включаются в качестве отдельных подразделов в стандарты.

Например, в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» особенности малых организаций рассматриваются с точки зрения планирования общей стратегии аудита, руководства, контроля, обзорной проверки и документации.

В частности, указывается, что при аудите малых организаций весь аудит может проводиться очень небольшой аудиторской группой. Во многих случаях аудит проводится руководителем задания совместно лишь с одним членом аудиторской группы (или вообще без членов аудиторской группы). В условиях небольшой аудиторской группы проще координировать совместную работу ее членов и организовать информационное взаимодействие между ними.

В МСА 230 «Аудиторская документация» в качестве особенностей малых организаций, в частности, указывается, что аудиторская документация по аудиту малой организации обычно не так обширна, как при аудите крупной организации.

Это интересно:  Налоговая отчетность при реорганизации в форме присоединения 2019 год

А, например, в МСА 570 «Непрерывность деятельности» отмечается, в частности, что размер организации может влиять на ее способность противостоять воздействию неблагоприятных факторов. Малые организации могут оперативно принимать меры и использовать открывающиеся возможности, однако они могут испытывать нехватку ресурсов, необходимых для продолжения деятельности.

Аудит малого бизнеса

Значение аудита малого бизнеса

Под аудитом понимают проверку финансовой и хозяйственно-экономической деятельности, которую производят независимые специалисты.

В соответствии с российским законодательством (ФЗ «Об аудиторской деятельности») обязательная процедура аудита предусмотрена в основном для хозяйствующих субъектов, не являющихся малыми – для компаний с достаточно большой годовой выручкой или активами, а также организаций, занимающихся кредитной или страховой деятельностью, бирж, фондов. Однако обязательный аудит предусматривается и для акционерных обществ, которые могут являться субъектами малого предпринимательства. Остальные субъекты малого предпринимательства не обязаны, но могут проводить аудит.

Цели проведения аудита одинаковы для проверок организаций независимо от их размера и сложности. Однако проверки осуществляются и планируются по-разному в зависимости от особенностей аудируемого предприятия.

Особенности аудита предприятий малого бизнеса освещены в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов».

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятиях малого бизнеса

Аудиторы, планирующие проведение аудита малого бизнеса, должны учитывать особенности этих субъектов:

  • ответственность за ведение учета и подготовку отчетности слабо разделена или не разделена вовсе между сотрудниками;
  • руководитель (который нередко является и владельцем) имеет преобладающее влияние на все аспекты деятельности.

Эти особенности порождают дополнительные риски:

  • нерегулярность ведения учетных записей;
  • ошибочные ожидания заказчика – он может рассчитывать, что аудитор восстановит учет, исправит ошибки, сформирует отчетность;
  • сложности с разделением ответственности между сотрудниками;
  • невозможность сверки и перекрестного контроля, которые осуществляются при ведении разных участков учета разными сотрудниками в большой организации;
  • искажение фактов в учете – незафиксированная наличная выручка, завышение расходов.

Сама по себе заинтересованность руководителя может иметь и положительное значение (за счет повышения надежности контроля в условиях отсутствия специализированных служб внутреннего контроля). Но есть и другая сторона: вмешательство руководителя может повышать риск нарушения законодательства (в том числе налогового), способствовать возникновению преднамеренных искажений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Особенности планирования аудита малого бизнеса

Аудиторской организации целесообразно на этапе предварительного планирования ознакомиться с системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля заказчика. В некоторых случаях недостатки этих систем столь значительны, что получение надлежащих аудиторских доказательств, позволяющих подготовить обоснованное заключение, невозможно. В дальнейшем при планировании процедур – если не доказано обратное – следует предполагать низкий уровень организации этих систем, не полагаться на средства внутреннего контроля.

Кроме того, в договоре следует максимально четко обозначить, что аудиторская компания не несет ответственность за составление и своевременную подачу в компетентные органы отчетности – только за формирование мнения о ее достоверности.

Особенности получения аудиторских доказательств

При проведении аудита малых предприятий аудитор должен уделять внимание получению письменных разъяснений от руководства. Это касается как подтверждения понимания ответственности руководителей, так и обоснования позиции по спорным вопросам.

Важно учитывать специфику нормативно-правовой базы, в том числе упрощенные процедуры регистрации, ведения учета и предоставления отчетности. При этом важным этапом является проверка правомерности применения этих упрощенных процедур и отнесения аудируемого лица к субъектам малого бизнеса.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Малое предприятие подлежало аудиту, но не провела его: какое будет наказание?

Организация (ООО) является малым предприятием. Организация составила бухгалтерскую отчетность за 2016 год в полном объеме, со всеми приложениями. Бухгалтерский учет ведется по обычному плану счетов, без упрощений. Сумма активов бухгалтерского баланса превышала 60 млн. руб. по состоянию на 31.12.2015. Соответственно, бухгалтерская финансовая отчетность за 2016 год подлежит обязательному аудиту. Организация не провела аудит и ведёт упрощённый учёт (не применяет ПБУ 18/02 и т.д.). ООО не обязано публиковать свою бухгалтерскую отчетность. Какая ответственность установлена в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены. Вместе с тем за непредставление в органы государственной статистики аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ.

Не установлено прямой ответственности и за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено. Тем не менее, указанные нарушения могут повлечь негативные последствия вследствие непредставления аудиторского заключения, непредставления отдельных форм отчетности в налоговый орган и (или) в орган государственной статистики, представления такой отчетности в неполном или искаженном виде, а также если упрощенные способы привели к совершению грубого нарушения правил учета доходов и расходов.

Это интересно:  Заказать копию устава ооо в ифнс 2019 год

Указанные нарушения могут являться основанием для привлечения организации и (или) ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6, ст. 15.11 КоАП РФ.

Обоснование вывода:

1. Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности (или её части) аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон N 307-ФЗ).

В силу п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) аудиторская проверка ООО является обязательной, проводимой ежегодно в случаях, установленных законами (ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ), в частности, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены.

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Официальный документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО. Аудиторское заключение должно храниться ООО не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ, п. 1 ст. 50 Закона об ООО, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).

Обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью предусмотрена только для обществ, публикующих свою отчетность (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Однако Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ (далее — Закон N 357-ФЗ) с 1 января 2014 года ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении в органы государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

В рассматриваемом случае аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности ООО за 2016 год должно быть представлено в орган государственной статистики не позднее 31 декабря 2017 года.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3 п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Поэтому привлекать по этой статье можно только в течение трёх месяцев после наступления последнего дня срока представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности (аудиторского заключения), то есть в рассматриваемой ситуации — до 31 марта 2018 года.

Обязанность представлять аудиторское заключение иным государственным органам Закон N 402-ФЗ не предусматривает.

2. Относительно упрощенных способов ведения бухгалтерского учета сообщаем следующее.

Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предоставлено отдельным экономическим субъектам ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). В частности, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета разрешено применять организациям, имеющим статус субъекта малого предпринимательства. Для таких организаций также утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 6, п. 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ N 66н), п. 18 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 (далее — Информация Минфина)).

Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. 1.2, п. 2 Информации Минфина, пункт 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008)).

В частности, такие организации могут не применять отдельные положения по бухгалтерскому учету (например, п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», п. 2.1 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» и др.), а также применять упрощенный порядок учета, предусмотренный для таких организаций иными ПБУ (например п. 6.1, п. 15.1 ПБУ 1/2008, п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»).

Это интересно:  Внесение изменений в первичные бухгалтерские документы 2019 год

Однако п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ уточняет, что организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Законодательство также прямо не устанавливает ответственность за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено.

Согласно п. 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:

занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Отметим, что должностные лица освобождаются от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ, в случае представления пересмотренной бухгалтерской отчетности до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ).

Вместе с тем полагаем, что в случае, когда ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов приводит не к искажению статей (строк) бухгалтерской отчетности, а лишь к меньшей степени их детализации, основания для применения ст. 15.11 КоАП РФ отсутствуют.

отсутствие первичных документов;

или отсутствие счетов-фактур;

или регистров бухгалтерского учета или налогового учета;

систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

В соответствии с п. 1.12 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» налоговый орган на основании списков лиц, не представивших бухгалтерскую (финансовую) отчетность, привлекает:

налогоплательщиков-организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со ст. 101.4 НК РФ;

должностных лиц организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ путем составления в установленном порядке протокола об административном правонарушении.

Напомним, что в общих случаях годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ):

отчета о финансовых результатах;

приложений к ним.

В качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах п. 2, п. 4 Приказа N 66н предусмотрено представление:

отчета об изменениях капитала;

отчета о движении денежных средств;

отчета о целевом использовании средств;

иных приложений (пояснений).

Если бы ООО формировало бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе в соответствии с п. 6.1 Приказа N 66н, оно (и его должностные лица) могло бы быть привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Однако в рассматриваемом случае ООО сформировало и представило бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке в полном объеме форм и показателей, предусмотренных п.п. 1-4 Приказа N 66н, поэтому указанные выше санкции к ООО применены быть не могут.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;

— Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

— Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;

— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;

— Энциклопедия решений. Состав и формы годовой бухгалтерской отчетности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

22 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, spravochnick.ru, www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector