+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Обязательный аудит автономных учреждений 2019 год

Вопрос: На одном из семинаров сообщили, что автономные учреждения исключены из списка организаций по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. Должно ли автономное учреждение проводить такую проверку, если на этом настаивает учредитель?

Ответ от 15.01.2013:

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ Об аудиторской деятельности» (с дополнениями и изменениями) в государственных и муниципальных учреждениях обязательный аудит не проводится.

В п. 13 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) указан перечень документов, по которым автономное учреждение обеспечивает доступность и открытость. Среди них:

  • устав автономного учреждения, в том числе внесенные в него изменения;
  • свидетельство о государственной регистрации автономного учреждения;
  • решение учредителя о создании автономного учреждения;
  • решение учредителя о назначении руководителя автономного учреждения;
  • положения о филиалах, представительствах автономного учреждения;
  • документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения;
  • план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;
  • годовая бухгалтерская отчетность автономного учреждения.

Аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения исключено из перечня документов, по которым автономное учреждение обеспечивает доступность и открытость (пп. 3.4 п. 19 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Вместе с тем согласно ст. 11 Закона № 174-ФЗ к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения относится вопрос проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения отчета аудиторской организации. При этом учредитель автономного учреждения принимает решение о проведении аудиторской проверки после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения.

Аудит деятельности автономного учреждения

В соответствии с пп. 12 п. 1 и п. 5 ст. 11 Закона об автономных учреждениях наблюдательный совет автономного учреждения принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения, по вопросам проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации для проведения аудита.

В настоящее время с принятием Закона № 83-ФЗ обязательный аудит автономных учреждений не является обязательным. Проведение аудита может быть инициировано решением наблюдательного совета автономного учреждения.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», основной целью аудита является «выражение мнения о достоверности финансовой отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству» [9]. Аудиторской услугой для автономного учреждения является проверка учета и отчетности учреждения.

Это интересно:  Гражданско правовое регулирование банковской деятельности 2019 год

Аудиторская организация может также предоставить автономному учреждению сопутствующие аудиту услуги, перечень которых приведен в п. 6 ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

О постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

О налоговое консультирование;

О анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

О управленческое консультирование (постановка систем внутреннего контроля), в том числе связанное с реструктуризацией учреждения;

О правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по возникающим спорам;

О автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

О оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

О разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

О проведение маркетинговых исследований;

О проведение исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

О обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов учреждения в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

О оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечень услуг, оказываемых аудиторской организацией автономному учреждению, определяется договором на оказание аудиторских услуг.

При проведении аудиторской проверки должны быть учтены особенности правового положения и специфика деятельности автономного учреждения. Поэтому план аудиторской проверки должен предусматривать проверку правильности ведения учета и формирования отчетности автономного учреждения в целом, а также правильности следующих операций:

О отражение сумм бюджетного финансирования на счетах бухгалтерского учета автономного учреждения;

О отражение доходов и расходов, относящихся к приносящей доходы деятельности автономного учреждения;

О раздельный учет операций по «бюджетной» и приносящей доходы деятельности;

О учет целевых поступлений и выплат, произведенных за счет целевых средств;

О совершение крупных сделок и сделок с заинтересованностью;

О оказание платных услуг физическим и (или) юридическим лицам.

План аудиторской проверки в зависимости от рассчитанного уровня существенности и аудиторских рисков может также предусматривать проверку расчетов автономного учреждения с бюджетом по налогам и сборам.

Услуги, включенные в договор аудиторской проверки, определяют время проведения аудита и его стоимость. Расходы на проведение аудита годовой бухгалтерской отчетности учитываются при расчете объема бюджетного финансирования автономного учреждения.

Это интересно:  Гос помощь на развитие малого бизнеса 2019 год

Решения по вопросам проведения аудита бухгалтерской отчетности автономного учреждения и выбору аудиторской организации принимает наблюдательный совет по предложению руководителя автономного учреждения.

Аудиторская организация, которую автономное учреждение привлекает для проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности, должна в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» застраховать риск ответственности за нарушение договора о проведении аудита.

В штате организации, которая проводит аудит бухгалтерской отчетности автономного учреждения, должны состоять аудиторы, имеющие квалификационный аттестат в области общего аудита. Только аудитор с таким квалификационным аттестатом вправе проводить и подписывать отчет об аудитор-

ской проверке достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения.

Автономное учреждение: ежегодный аудит

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Автономное учреждение дополнительного образования имеет сумму активов менее 60 млн руб. и выручку менее 400 млн руб., нужно ли ему проводить ежегодный аудит?

Ответ

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Расчет нормы ГСМ

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

Статья 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» не содержит специальной оговорки о проведении обязательного аудита в государственных и муниципальных учреждениях.

Таким образом, автономные учреждения (в том числе, государственные и муниципальные учреждения, представляющие консолидированную отчетность) не обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности при недостижении критериев, установленных частью первой пункта 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ.

Вместе с тем, в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ наблюдательный совет автономного учреждения может принять решение о проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения.

Обязательный аудит автономных учреждений

Автономные учреждения должны обеспечивать доступность бухгалтерской отчетности. И несмотря на то что № 307-ФЗ от 30.12.08 г. «Об аудиторской деятельности» не указывает, что в таких организациях следует проводить обязательный аудит, им он необходим.

Автономным учреждением признают некоммерческую организацию, созданную с целью осуществления работ и оказания услуг в сферах образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, занятости населения, а также в других сферах, определенных Федеральным законом № 174-ФЗ от 03.11.06 года.

Согласно этому документу, автономные учреждения должны обеспечивать открытость и доступность годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому, несмотря на то что Федеральный закон № 307-ФЗ от 30.12.08 г. «Об аудиторской деятельности» прямо не указывает, что в организациях данного типа следует проводить обязательный аудит, им он все-таки необходим.

Это интересно:  Бухгалтерский аудит на заводе металлоконструкций 2019 год

В основе обязательного аудита лежит проверка правильности ведения бухучета и финансовой отчетности предприятия. В ходе процедуры может быть рассмотрено:

— верно ли отражаются в отчетах целевые поступления и выплаты;

— правильно ли ведется учет расходов и доходов, связанный с коммерческой деятельностью предприятия;

— раздельно ли учитываются коммерческие и некоммерческие операции;

— каким образом в документации отражено финансовое обеспечение учредителя;

— как формировался капитал;

— в каком порядке совершались крупные сделки;

— правильно ли оформлялись денежные операции при оказании услуг клиентам.

Помимо того, могут быть проконтролированы и другие операции. К примеру, учет основных средств, оборотных и внеоборотных активов, первичные документы по расчетам с сотрудниками по оплате труда, операции, связанные с вложением финансов, и так далее.

Осуществляя подобный контроль в автономных учреждениях, не следует забывать о том, что ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности имеет в данном случае свои особенности. Например, если на предприятии отсутствуют сведения об изменении капитала или о движении денежных средств, в составе бухгалтерской отчетности их можно не представлять.

Расходы, которые влечет за собой аудит автономных учреждений, как правило, не предусматриваются в задании учредителя в качестве субсидий. Такие проверки организация обычно финансирует за счет собственных средств, полученных в результате предпринимательства. Поэтому, согласно ПБУ 10/994 затраты на аудит следует включать в состав расходов, связанных с обычными видами деятельности.

По окончании проверки выдается аудиторское заключение, которое и является официальным подтверждением проведения данной процедуры.

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, www.budgetnik.ru, www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector