+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

НаКазание за непроведение обязательного аудита 2019 год

Автор: Administrator 03.05.2017 00:00

—>

Обязательный аудит 2017 года призван максимально открыто и прозрачно раскрыть информацию об экономических субъектах. Вместе с тем он позволяет повысить эффективность компании, снизить давление на добросовестные организации, выявить риски и ошибки, устранить их с минимальными потерями. Обязательный аудит в 2017 году, как и раньше, регулируется законом и его непроведение может привести к неприятным последствиям.

Ответственность за обязательную проверку в 2017 году

На самом деле непроведение обязательного аудита в 2017 году не наказывается законом. Но это не значит, что его можно не проводить. Если предприятие должно по закону выполнить проверку годовой отчётности и не сделает этого, то понесёт административную ответственность.

Ответственность за непроведение обязательного аудита 2017 года наступает, когда нужно сдать в органы государственной статистики финансовый отчёт, так как он представляется вместе с аудиторским заключением. А этот документ можно получить только после проведения обязательного аудита. При отсутствии заключения ответственность регламентирует Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Следовательно, за непрохождение проверки ответственность не предусмотрена. Но чтобы получить аудиторское заключение нужно пройти проверку финансовой отчётности сторонними специалистами.

Штрафы за непрохождение аудита в 2017 году

Если по закону предприятие обязано провести обязательную проверку бухгалтерской (финансовой) отчётности, то в службу государственной статистики нужно сдать годовой отчёт и аудиторское заключение. И успеть сделать это в сроки установленные государством: или вместе с бухгалтерской отчётностью или не позднее 10 дней со дня последующего за датой выданного заключения, но до 31 декабря года, который следует за отчётным годом. Иначе по ст. 19.7 КоАП РФ придётся выплатить такие штрафы за обязательный аудит в 2017 году:

  • Предприятие – от 3 000 до 5 000 руб.,
  • Бухгалтер – от 300 до 500 руб.

Позвоните нам прямо сейчас!

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Что грозит за непроведение обязательного аудита?

Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности контролирующим органам регулируется на федеральном уровне. Несоблюдение законодательных норм влечет за собой соответствующее наказание. Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита.

Ключевые понятия

Ежегодно Министерство Финансов определяет перечень организаций, которым надлежит осуществлять обязательную аудиторскую проверку.

Правила и порядок проведения такой проверки закреплены в ФЗ № 307 (от 13.12.08). Начиная с 2017 года она выполняется согласно международным стандартам. Законом определяется и основная цель ее осуществления – необходимость убедиться в достоверности представляемой бухгалтерской и финансовой отчетности.

Наличие двух из перечисленных признаков становится однозначной причиной для ее осуществления:

  • Двухгодичная прибыль превысила сумму 800 млн. руб. (за основу берут два года, которые предшествуют отчетному периоду).
  • Размер активов согласно балансу на конец каждого из двух лет (предшествовавших отчетному) составляет более 400 млн. руб.
  • Количество работников предприятия превышало 100 человек (подсчет идет опять же за предыдущие года).

Но не все АО обязаны теперь делать аудит (начиная с 2018г). Он необходим только организациям, которые можно отнести к публичным и имеющим общественное значение.

Осуществлять проверку надлежит ежегодно. При этом специалисты рекомендуют при существенном объеме отчетности, разбить ее на несколько этапов и делать поочередно.

Порядок осуществления

Для осуществления аудита необходимо провести небольшую подготовительную работу. Заключается она в разработке стратегии и определении графика будущей проверки. Фирма, осуществляющая аудит, должна вместе с клиентом составить план и сформировать группу, которая и будет проводить проверку.

Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.

Итогом проверки становится аудиторское заключение. Согласно правилам оно может быть двух типов:

  • Модифицированное. Формируется, если проверка выявила серьезные неточности в представляемых финансовых отчетах, или аудиторы не имеют возможность получить доказательство того, такие неточности в них отсутствуют.
  • Немодифицированное. Составляется, когда проверенная отчетность, соответствует всем законодательным нормам.

Завершающим этапом становится подача аудиторского заключения в Росстат. Вместе с ним должна быть представлена документация по бухучету, которая и подвергалась проверке.

Санкции за игнорирование

Согласно законодательству за непроведение аудита как такового никакое наказание не предусмотрено. Связано оно только с процессом предоставления в Росстат аудиторского заключения. Если организация не успела уложиться в отведенные сроки, то наказание может быть следующим:

  • От 3 до 5 тыс. руб. – штраф, налагаемый на всю организацию.
  • От 300 до 500 руб. – штраф, предусмотренный для ответственного лица.

Грубое нарушение

Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает. Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.

Нарушение правил по раскрытию

КоАП РФ (ст. 15.19) регламентирует необходимость для Акционерных Обществ раскрывать информацию о результат аудиторской проверки (т.е. представлять аудиторское заключение) не только в Росстат, но и на финансовых рынках, а также по запросу акционеров. Невыполнение такой обязанности влечет наказание:

  • Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на должностных лиц. При повторном нарушении – дисквалификация на срок до 2 лет.
  • Штраф от 700 тыс. до 1 млн. руб. на организацию.

На 2018 г. все акционерные общества обязаны раскрыть информацию до 3 апреля.

При этом всегда необходимо учитывать, что наложение наказания не освобождает ответственное лицо от необходимости выполнить аудиторскую проверку и представить заключение по ней.

Об ответственности в 2016 г. за непроведение обязательного аудита

Какая ответственность предусмотрена в 2016 г. за непроведение обязательного аудита? Организация является акционерным обществом.

В 2016 г. налоговый орган не вправе оштрафовать организацию за непредставление аудиторского заключения по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Территориальный орган Росстата за непредставление в соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) аудиторского заключения к отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, может привлечь организацию и ее руководителя или главного бухгалтера к ответственности согласно ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно вынести предупреждение или наложить штраф: на должностных лиц в сумме от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц в сумме от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Банк России может применить санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет, а на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей, в случае если акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или если суд не смягчит наказание и не снизит минимальный предел штрафа.

Разберем по ведомствам, кто потенциально может попытаться привлечь организацию к ответственности за непредставление аудиторского заключения.

Ответственность, вменяемая налоговым органом

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 , 129.4 и 129.6 НК РФ, а также п. 1.1 и п. 1.2 ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере двухсот рублей за каждый непредставленный документ.

В силу ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В то же время согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, и при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Таким образом, учитывая позицию ведомств, организация, подлежащая обязательному аудиту, не обязана представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью. В таком случае налоговый орган не вправе оштрафовать организацию за непредставление аудиторского заключения по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Ответственность, вменяемая территориальным органом Росстата

Непредставление в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ аудиторского заключения к отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, грозит вынесением предупреждения или наложением штрафов на организацию и ее руководителя или главного бухгалтера согласно ст. 19.7 КоАП РФ.

В силу нормы ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Ответственность, вменяемая Банком России, до сентября 2013 г. — Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР)

Согласно п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ) публичное общество обязано в том числе раскрывать сведения, определяемые Банком России. В соответствии с п. 2 ст. 92 Закона N 208-ФЗ обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.

До сентября 2013 г. контроль за деятельностью акционерных обществ был подведомственен Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Однако Указом Президента РФ от 25.07.2013 N 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» она была упразднена, а ее функции были переданы Банку России. До замены Банком России нормативных документов по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка продолжают действовать документы, утвержденные ФСФР.

В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон N 39-ФЗ) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Согласно п. 26 ст. 30 Закона N 39-ФЗ состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки представления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России.

Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Банком России 30.12.2014 N 454-П (далее — Положение), устанавливает требования к раскрытию информации о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, информации в форме проспекта ценных бумаг, консолидированной финансовой отчетности эмитента ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг, информации о существенных фактах эмитента ценных бумаг, иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам, а также требования к порядку обязательного раскрытия информации акционерными обществами.

В соответствии с п. 69.1 Положения акционерное общество, которое обязано раскрывать информацию в соответствии с п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ, а также акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать: годовой отчет акционерного общества; годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; устав и внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов; сведения об аффилированных лицах акционерного общества; решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества; дополнительные сведения, предусмотренные гл. 75 Положения.

Также согласно п. 71.3 Положения годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

В свою очередь, в силу п. 71.4 Положения годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты ее составления, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, — не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

Согласно п. 2.13 Положения, в случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и (или) в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ определяет, что нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному предоставлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Однако тут следует отметить, что Конституционный Суд РФ ( Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П) указал, что минимальный размер административного штрафа за административные правонарушения, который установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.

В то же время Конституционный Суд РФ полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.

Позиция Конституционного Суда РФ позволяет теперь судам снижать минимальные штрафы для организаций по подобным правонарушениям.

Также тут необходимо обратить внимание на следующий факт. Законами N N 39-ФЗ и 208-ФЗ предусмотрены случаи освобождения от исполнения обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах ( ст. 92.1 Закона N 208-ФЗ, ст. 30.1 Закона N 39-ФЗ).

Подытоживая все вышесказанное, можно заключить следующее. Налоговый орган не вправе оштрафовать организацию за непредставление аудиторского заключения по п. 1 ст. 126 НК РФ. Территориальный орган Росстата за непредставление в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ аудиторского заключения к отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, может привлечь организацию и ее руководителя или главного бухгалтера к ответственности согласно ст. 19.7 КоАП РФ, а именно вынести предупреждение или наложить штраф: на должностных лиц в сумме от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — в сумме от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Банк России может применить самые серьезные санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет; а на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей. Если, конечно, акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или если суд не смягчит наказание и не снизит минимальный предел штрафа.

Чем грозит отсутствие аудиторского заключения в случае обязательного аудита

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон «О бухгалтерском учете») организации обязаны предоставлять в органы статистики обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если организация подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение представляется вместе с бухгалтерской отчетностью в следующем порядке (п. 2 ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете»):

не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Критерии проведения обязательного аудита установлены п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон «Об аудиторской деятельности»).

В тоже время, ни Законом «Об аудиторской деятельности», ни КоАП РФ не установлена ответственность организации за отказ от проведения обязательного аудита. Однако отсутствие аудиторского заключения все-таки не останется безнаказанным.

Непредоставление аудиторского заключения в органы статистики

За непредоставление органам статистики обязательного экземпляра аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ в следующем размере:

  • от 300 руб. до 500 руб. (на должностное лицо);
  • от 3 000 руб. до 5 000 руб. (организация)

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету

Налоговые органы могут привлечь к ответственности должностное лицо организации за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, если при проведении налоговой проверки будет установлено отсутствие аудиторского заключения. Штраф составляет (п. 1 ст. 15.11 КоАП РФ):

  • от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Неопубликование аудиторского заключения

Также акционерное общество (притом как публичное, так и не публичное) может быть привлечено к ответственности за неопубликование аудиторского заключения.

Порядок опубликования установлен п. 71.4 Положения «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденным ЦБ РФ 30.12.2014 № 454-П, в котором указано, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения (но не позднее 3 дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра в органы статистики).

За данное нарушение организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ:

  • от 30 000 руб. до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (должностное лицо);
  • от 700 000 руб. до 1 000 000 руб. (организация)

Судебная практика

Можно ли избежать ответственности

Избежать ответственности получится только если на момент выявления нарушения истек срок привлечения к административной ответственности. Срок привлечения должностных и юридических лиц к административной ответственности за не опубликование аудиторского заключения составляет 1 год (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Резюме

Для наглядности приведем в таблице размеры штрафов, предусмотренных в случае отсутствия аудиторского заключения при обязательном аудите.

Кого могут привлечь к ответственности

За непредоставление аудиторского заключения в органы статистики

За отсутствие аудиторского заключения (грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету)

За неопубликование (несвоевременное опубликование) аудиторского заключения в сети Интернет

Статья написана по материалам сайтов: adm-pravo.ru, www.erbp.ru, www.camer-ton.ru.

»

Это интересно:  Инвестиционная банковская деятельность научная статья 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector