+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Методы правового регулирования банковской деятельности 2019 год

Читайте также:

  1. Compare Means — простые параметрические методы сравнения средних.
  2. I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  3. II) Вероятностные методы расчета надежности систем.
  4. II. Методы несанкционированного доступа.
  5. III. Методы манипуляции.
  6. III. ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  7. III.2. Основные методы и критерии разрешения педагогических конфликтов
  8. IV) Инженерные методы оценки надежности.
  9. IV. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА
  10. IV.12. Современные методы повышения эффективности регионального туризма
  11. V.8. Методы формирования ресурсов культурного туризма
  12. VI. По назначению в механизме правового регулирования

Правовые нормы, которые закрепляются в нормативных правовых актах, входящих в состав банковского права, могут относиться к нормам либо публичного, либо частного права.

Так, к публично-правовым относятся нормы, регулирующие: 1) статус центрального банка, [22] его компетенцию, систему управления; 2) отношения, связанные с осуществлением задач денежно-кредитной политики; 3) отношения, связанные с осуществлением задач банковского надзора. Этой части банковского права присущ императивный метод правового регулирования, хотя применяется и рекомендательный метод, а правовые формы реализации денежно-кредитной политики внешне связаны с диспозитивным (основанным на равенстве сторон) методом.

К частноправовым относятся нормы, регулирующие особенности отношений кредитных организаций с их клиентами. Однако хотя указанные нормы реализуют присущий частному праву диспозитивный метод правового регулирования, они зачастую в силу значительного публичного вмешательства трансформируются и приобретают императивный характер. Поэтому в основных нормативных правовых актах, регулирующих отношения, связанные с созданием и функционированием юридических лиц различных организационно-правовых форм, делается специальная оговорка, что особенности правового регулирования кредитных организаций устанавливаются специальными федеральными законами. [23] Кроме того, ряд сделок, стороной в которых выступают кредитные организации, признаются публичными договорами, [24] т. е. договорами, заключающимися в соответствии с императивно закрепленными требованиями. [25]

Международное банковское право в основном представляет своды рекомендаций. В этом смысле ему присущ рекомендательный метод правового регулирования. Вместе с тем ряд документов, прямо затрагивающих банковскую деятельность, был имплементирован в законодательство России путем ратификации или подготовки на их основе национальных правовых актов (например, Женевская конвенция 1930 г. «О единообразном законе о переводном и простом векселях»).

5. Источники банковского права: основные правовые акты и отдельные положения, составляющие банковское право Конституция Российской Федерации

Источниками банковского права являются прежде всего следующие положения Конституции РФ: п. «ж», «з» ст. 71; ст. 74; ст. 75; п. «г» ст. 83; п. «в» ч. 1 ст. 103; ч. 3 ст. 104; п. «в» ст. 106; п. «б» ч. 1 ст. 114.

Так, п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относит установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные банки. Ст. 75 закрепляет положения, согласно которым осуществление денежной эмиссии в Российской Федерации – прерогатива Банка России. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная цель деятельности Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти и управления.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации

Особое значение для применения Конституции РФ в силу п. 6 ее ст. 125, а также ст. 73, 79, 106 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1 – ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» имеют правовые позиции Конституционного Суда РФ, признаваемые «правовыми представлениями (выводами) общего характера Конституционного Суда Российской Федерации как результат толкования Конституционным Судом Конституции Российской Федерации и выявления им конституционного смысла положений законов и других нормативных актов в пределах компетенции Конституционного Суда, которые снимают конституционно-правовую неопределенность и служат правовым основанием итоговых решений (постановлений) Конституционного Суда Российской Федерации». [26] Правовые позиции, имеющие значение для банковского права, изложены Конституционным Судом РФ в таких решениях, как: постановление от 23 февраля 1999 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года “О банках и банковской деятельности” в связи с жалобами граждан О.Ю. Веселяшкиной, А.Ю. Веселяшкина и Н.П. Лазаренко»; [27] постановление от 22 июля 2002 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций”, пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации “Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков” и жалобой ОАО “Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств”»; [28] постановление от 12 марта 2001 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, касающихся возможности обжалования определений, выносимых Арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц»; [29] постановление от 3 июля 2001 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций” и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” в связи с жалобами ряда граждан»; [30] определение от 14 декабря 2000 г. № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”»; [31] определение от 3 февраля 2000 г. № 22-О «По запросу Питкярантского городского суда Республики Карелия о проверке конституционности статьи 26 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”»; определение от 5 ноября 1999 г. № 182-О «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”»; [32] определение от 8 октября 1999 г. № 160-О «По жалобам граждан О.Д. Акулининой, В.Г. Белянина, И.Н. Горячевой и других на нарушение их конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 части четвертой статьи 20 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”» [33] и др.

Это интересно:  Налоговое стимулирование банковской деятельности диссертация 2019 год

К источникам банковского права относятся такие федеральные законы, как:

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; [34]

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ; [35]

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; [36]

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; [37]

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», [38]

а также отдельные нормы Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях; Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», [39] Федеральный закон «Об акционерных обществах», [40] Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» [41] и др.

Подзаконные нормативные акты

Согласно ст. 2 Закона о банках банковская деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными актами Банка России. Указы Президента РФ и постановления Правительства в качестве источников банковского права не закреплены. Вместе с тем отдельные аспекты деятельности кредитных организаций как юридических лиц, выступающих стороной в налоговых, экологических правоотношениях, правоотношениях, связанных с обеспечением безопасности, и т. д., могут регулироваться иными нормативными правовыми актами, помимо указанных в ст. 2 Закона о банках, в том числе актами различных министерств и ведомств.

Особое значение для регулирования банковской деятельности имеют нормативные акты Банка России, так как он в соответствии со ст. 7 Закона о Банке России [42] издает по вопросам, отнесенным к его компетенции вышеназванным и иными законами (т. е. по вопросам денежно-кредитной политики, банковского надзора, расчетов, валютного регулирования и т. д.), нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Существуют следующие формы нормативных актов Банка России: указание, положение, инструкция.

Указания Банка России могут:

1) устанавливать отдельные правила по вопросам, отнесенным к их компетенции;

2) содержать положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении такого акта;

3) отменять действующий нормативный акт Банка России в целом.

Основным содержанием положений Банка России является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Инструкции Банка России определяют порядок применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе его указаний и положений).

Согласно Положению Банка России от 18 июля 2000 г. № 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России» [43] он издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение Банка России».

Правила подготовки нормативных актов Банка России установлены Положением Банка России от 15 сентября 1997 г. № 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России». [44]

Нормативные акты Банка России подписываются его Председателем и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

курсы иностранных валют по отношению к рублю;

изменение процентных ставок;

размер резервных требований;

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

прямые количественные ограничения;

правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Неотмененные акты Госбанка СССР действуют в части, не противоречащей федеральным законам и нормативным актам Банка России.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы», при этом устанавливается приоритет международного договора перед национальным законом.

В качестве примера можно привести Женевскую конвенцию 1930 г. «О единообразном законе о переводном и простом векселях», Женевскую конвенцию 1931 г. «О единообразном законе «О чеках», [45] Оттавскую конвенцию УНИДРУА 1988 г. «О международном факторинге», [46] Оттавскую конвенцию УНИДРУА 1988 г. «О международном финансовом лизинге» [47] и др.

Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике

Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике, представляют собой сложившиеся широко применяемые правила поведения, не закрепленные в законодательстве. В российской банковской практике обычаи только начинают складываться. Примерами обычаев международной банковской практики могут служить сборники Международной торговой палаты, представляющие собой кодифицированные международные обычаи, такие как Унифицированные правила и обычаи МТП для документарных аккредитивов в редакции 2007 г. (публикация МТП № 600); Унифицированные правила МТП по инкассо в редакции 1995 г. (публикация МТП № 522) и др.

Это интересно:  Бухгалтерский аудит на заводе металлоконструкций 2019 год

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Банковское право

Метод правового регулирования банковской деятельности. Понятие и система источников банковского права. Основания возникновения, изменения и прекращения банковских правоотношений. Порядок получения лицензии на осуществление банковской деятельности.

Рубрика Государство и право
Предмет Банковское право
Вид шпаргалка
Язык русский
Прислал(а) Анна
Дата добавления 06.10.2017
Размер файла 539,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Общественные отношения в сфере банковской деятельности. Регулирование банковской системы соответствующими органами государства. Метод правового регулирования «Банковского права». Механизм перераспределения денежного капитала между отраслями и регионами.

реферат [18,1 K], добавлен 25.10.2013

Теоретические аспекты российского банковского права: сущность, принципы, структура, источники. Специфика банковских правоотношений. Анализ инструментов управления банковской системой. Основная характеристика современного банковского законодательства РФ.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 10.10.2010

Понятие и сущность государства. Функции и формы (источники) права. Основные категории правового регулирования общественных отношений. Характер и формы взаимодействия права и экономики. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

контрольная работа [38,2 K], добавлен 03.05.2011

Понятие наследственного права как научной дисциплины и отрасли права, его источники. Система способов, приемов, с помощью которых регулируются наследственные отношения. Основания возникновения, изменения и прекращения наследственных правоотношений.

контрольная работа [19,7 K], добавлен 31.08.2013

Специфика банковской деятельности, роль кредитных институтов в современной российской экономике. Анализ процесса правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации. Законодательные основы и механизм регулирования банковской системы.

контрольная работа [41,0 K], добавлен 05.04.2015

Основания возникновения маркетинговых правоотношений. Исследование маркетингового права. Юридические факты – это предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений.

реферат [22,5 K], добавлен 09.05.2009

Обобщение основных принципов банковского права: неприкосновенности собственности, свободы банковской деятельности, поощрения конкуренции и запрещения монополизации. Коммерческий банк, как кредитная организация, хозяйственное общество и предприниматель.

контрольная работа [35,1 K], добавлен 15.03.2011

Меры государственного принуждения и порядок защиты прав субъектов финансовых отношений. Задержка финансирования бюджета в государственном учреждении. Устав и необходимый пакет документов для получения лицензии на осуществление банковской деятельности.

контрольная работа [105,2 K], добавлен 22.01.2011

Понятие и основные элементы гражданских правоотношений. Характеристика структуры гражданского правоотношений. Особенности общественных отношений, связанных с рассмотрением оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

реферат [46,2 K], добавлен 21.02.2014

Юридические факты как события, выступающие основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Виды административных актов, порождающих земельные правоотношения. Принудительное прекращение права на земельный участок по решению суда.

реферат [34,3 K], добавлен 29.12.2016

Методы правового регулирования банковской деятельности

Конспект лекции: Правовые методы регулирования банковской деятельности

Собственного метода у банковского права нет. Есть два наиболее используемых метода:

  • 1. Публично-правовой метод (императивный) – метод властных предписания. Например, в отношениях между Банком России и кредитной организацией по вопросам предоставления отчетности.
  • 2. Частноправовой (диспозитивный) метод – метод, характерный равенством сторон. Например, в отношениях между банком и вкладчиком по договору банковского вклада или между банком и заемщиком по кредитному договору.

Повышение роли банковской деятельности в РФ:

  • 1. Заявление Правительства РФ и Банка России от 30.12.2001 «О стратегии развития банковского сектора РФ»;
  • 2. Заявление Правительства РФ и Банка России от 05.04.2005 «О стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2012 года»;
  • 3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов.

Классификация операций, совершаемых банками (предложена М.М. Агарковым):

  • 1. Сделки, составляющие предмет деятельности банка (прием вкладов, выдача кредитов);
  • 2. Сделки, совершаемые для обеспечения организационных и материальных предпосылок работы банка.

Структура банковской деятельности (предложена А.Г. Братко):

  • 1. Основная банковская деятельность, включающая банковские операции и сделки;
  • 2. Вспомогательная банковская деятельность, направленная на создание условий осуществления основной банковской деятельности.

Соотношение категорий «Банковская деятельность» и «Деятельность банка»: деятельность банка является более широким понятием и включает в себя банковскую деятельность. Помимо банковской деятельности в деятельность банка входит уже названная вспомогательная организационная деятельность.

Понятие банковской деятельности (в узком смысле):

  • 1. Привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады;
  • 2. Размещение от своего имени и за счет привлеченных денежных средств;
  • 3. Открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц.

Банковская деятельность в широком смысле включает в себя понятие банковской деятельности в узком смысле, а также иные банковские операции, указанные в ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» — прием наличных средств, выдача наличных средств и иные (всего 9 банковских операций).

Признаки, отличающие банковскую деятельность от не банковской деятельности:

  • 1. Систематический характер деятельности;
  • 2. Размещение привлеченных средств;
  • 3. Публичность.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Это интересно:  Мса аудит отдельной части отчетности 2019 год

Методы правового регулирования банковской деятельности

В юридической литературе в настоящее время достаточно часто допускается смешение понятий «метод правового регулирования» и таких как «правовой режим» (понятие, объединяющее принципы, приемы и средства правового регулирования) и «принципы правового регулирования».

Методом правового регулирования является совокупность способов (приемов) воздействия на общественные отношения (деятельность их участников), которая предопределяет правовое положение (статус) участников этих отношений по отношению друг к другу.

Выделяют два метода правового регулирования:

  • 1) централизованное, императивное регулирование (метод субординации), при котором правовое положение субъектов по отношению друг к другу характеризуется как отношения субординации, т.е. подчинения;
  • 2) децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации), при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны.

Однако применительно к отдельным отраслям права могут выделяться также такие методы, как метод автономии и процессуального равенства сторон, метод поощрения, метод рекомендаций и некоторые другие [1] , что, по сути, является некорректной попыткой выразить своеобразие рассматриваемых отношений. На самом деле речь в этих случаях идет либо о принципах правового регулирования (автономия и процессуальное равенство сторон), либо о социально- политических, а не юридических явлениях (поощрение и рекомендация), поскольку во втором случае отсутствует общеобязательность и возможность применения мер государственного принуждения.

Наличие таких попыток является следствием подхода, что у каждой отрасли должен быть свой метод. В связи с этим данное понятие в большинстве случаев превратилось в конструкцию, объединяющую в себя все элементы юридического режима правового регулирования.

На самом деле, когда речь идет о юридическом равенстве или неравенстве субъектов правоотношений (именно определение этого и составляет смысл выделения понятия «метод правового регулирования»), имеется в виду, что эти субъекты либо вступают в отношение и участвуют в нем своей волей и в своем интересе (метод координации), либо вступают в него и участвуют в нем вне зависимости от своей воли (метод субординации). В первом случае первоначально правовое положение субъекта определяется через установление общего дозволения, а для возникновения конкретного правоотношения необходимо его волевое действие. При этом субъект вправе определять по своему усмотрению, например, контрагентов, объект правоотношения и т.д. Кроме того, правоотношение может быть прекращено волевыми действиями (соглашением с кредитором, односторонним волеизъявлением, если это допускается законом или договором). Во втором случае правоотношение возникает сразу при наступлении определенного юридического факта вне зависимости от воли подчиненного (обязанного) субъекта в силу закона. В этом случае для управомоченного лица уже заранее устанавливается круг обязанных перед ним лиц и объем их обязанностей. Например, права налоговых органов (по сути, это конкретные дозволения в рамках общего запрета) устанавливаются для обеспечения реализации и контроля за исполнением обязанностей налогоплательщиками, на которых и распространяются властные полномочия налоговых органов. Прекратить эти отношения можно только добровольным исполнением или применением к обязанному лицу ответственности.

Существует точка зрения, согласно которой в понятие метода правового регулирования включаются непосредственно и сами средства правового воздействия (правовой инструментарий) [2] , которые входят в механизм правового регулирования. Соответственно, в этом случае метод характеризуется не только через правовое положение (статус) участников регулируемых общественных отношений (вида деятельности) по отношению друг к другу, но и через особенности возникновения правовых связей между ними (характеристика юридических фактов); специфику разрешения возникающих конфликтов и особенности применения мер принудительного воздействия на нарушителей (признаки актов реализации прав и обязанностей, а также актов применения права). Однако с таким подходом как основанном на смешении понятий «способ (прием) осуществления воздействия» и «средство воздействия» согласится трудно. Кроме того, некоторые виды правоотношений, подпадающие в сферу гражданско-правового регулирования, обладают определенными отличительными признаками. В частности, юридическим фактом, порождающим возникновение правоотношений вследствие причинения вреда, могут быть только действия (как правило, неправомерные); акты государственных органов, нарушающие права собственников и других законных владельцев, в большинстве случаев могут быть обжалованы не только в судебном, но и административном порядке; для обязательственных правоотношений характерна возможность применения такого вида способов защиты прав, как меры оперативного воздействия. При таком подходе получается, что правовое регулирование этих видов общественных отношений осуществляется с помощью разных методов, хотя они составляют предмет одной профилирующей отрасли права – гражданского.

Еще одним примером некорректного выделения иного метода правового регулирования является так называемый коллизионный метод, который выделяется в международном частном праве и применяется во взаимодействии с вышеуказанными методами [3] . В данном случае понятие «метод правового регулирования» отождествляется с приемом юридической техники (правотворческой и правоприменительной), а также с принципами правового регулирования.

Для того чтобы коллизионный метод мог рассматриваться именно как метод правового регулирования наряду с методом координации и субординации, они должны подпадать под единое определение. Вместе с тем порядок выбора норм определенной правовой системы не касается определения равенства или подчинения одной стороны другой.

Исходя из этого, у банковского права нет собственного метода. При правовом регулировании банковской деятельности используется и метод субординации (отношения Банка России с кредитными организациями по поводу осуществления банковского надзора) и метод координации (договорные отношения с участием кредитных организаций и Банка России).

Статья написана по материалам сайтов: revolution.allbest.ru, www.allsummary.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector