Методика проведения налогового аудита 2019 год

В соответствии с Федеральным законом от 7.08.01 г. N 119-ФЗ Об аудиторской деятельности» существуют некоторые категории хозяйствующих субъектов, для которых общий аудит является обязательным. Общий аудит предполагает независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Несмотря на то что общий аудит в любом случае проводится выборочно, проверке подлежат все участки бухгалтерского учета организации.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита Законом N 119-ФЗ не выделяется, а относится, скорее, к сопутствующим услугам и поэтому является инициативным, т.е. необязательным. Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации. Однако налоговая составляющая общего аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.

Многие организации, для которых общий аудит является обязательным, указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Как правило, это увеличивает общую стоимость работ. Однако если организация действительно стремится снизить свои налоговые риски, ей необходимо проводить полный налоговый аудит. Проверка налоговой отчетности и налогового учета в отличие от общего аудита должна проводиться сплошным методом. Очевидно, что объем налоговой информации значительно меньше, чем объем всей финансовой информации организации, поэтому сплошной метод проверки вполне применим для налогового аудита.

Заказчики налогового аудита

В первую очередь налоговый аудит пользуется спросом у крупных компаний, осуществляющих несколько видов деятельности, в том числе экспортно-импортные операции. Обороты таких компаний велики, поэтому и налоговые обязательства, в том числе штрафы и пени, составляют немалые суммы. Таким образом, дабы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, крупной компании целесообразно и экономически выгодно провести налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. В данном случае под налоговым учетом понимается не только учет по налогу на прибыль организаций, регламентированный главой 25 НК РФ, но и расчет сумм к уплате по всем налогам, уплачиваемым организацией. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит. К таким организациям относятся: открытые акционерные общества; кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

В таком случае налоговый аудит целесообразно проводить в рамках обязательной аудиторской проверки. Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются. Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Методика проведения налогового аудита

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление которых и является задачей налогового аудита. В целом налоговый аудит можно определить как выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов: предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта; проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды; оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия. Так, на первом этапе необходимо: провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели; проверить правильность методики исчисления налоговых платежей; провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений; проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов; осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта. Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).

Таким образом, проверку исчисления и уплаты налогов можно проводить в тематическом разрезе. Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности. Например, при проверке правильности исчисления налога на прибыль в первую очередь обращается внимание на документальное подтверждение и экономическую обоснованность затрат.

В ходе налогового аудита проводится проверка правильности формирования налоговой базы и заполнения налоговых деклараций организации. Как уже отмечалось, под налоговым учетом мы понимаем весь учет, в том числе и бухгалтерский, который содержит данные, влияющие на формирование налоговых обязательств организации. В настоящее время практически все налоги, за исключением налога на прибыль, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на добавленную стоимость и некоторых других, исчисляются по данным бухгалтерского учета. Итак, аудиторы, проводящие проверку, проводят экспертизу бухгалтерского и налогового учета за весь период, подлежащий проверке. Экспертиза включает проведение анализа первичных документов, получение разъяснений от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета. В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством.

В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация. Дело в том, что практически любая фирма в той или иной степени и в разных масштабах заключает сделки, в которых существо отношений не соответствует их юридическому оформлению. Наиболее распространенный пример — обналичивание денежных средств. В целях документального оформления такой сделки многие организации заключают фиктивные договоры подряда. Проведение данных операций при недостаточно грамотном юридическом оформлении может привести к весьма серьезным последствиям. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок. Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок. На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением. В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Однако само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации. Поэтому заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке, в котором подробно рассмотрены все выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению. Проверяющая организация несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.

Ответственность аудиторов

Очевидно, что аудиторы, как и работники налоговых органов, способны выявить возможные нарушения действующего законодательства. Однако цель налоговых органов — привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности, а цель аудиторов — снизить вероятность привлечения к ней организации. Аудиторы не могут заставить своего заказчика принимать те или иные решения, они могут только дать обоснованные рекомендации. Таким образом, в случае выявления нарушений налогового законодательства и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности экономического субъекта, носящих существенный характер, аудиторская организация должна сообщить руководству экономического субъекта об ответственности за допущенные нарушения и необходимости внесения изменений в бухгалтерскую отчетность, уточнения налоговых деклараций и расчетов.

Если бухгалтерия организации не сочтет нужным исправить существенные нарушения, выявленные аудиторской организацией по результатам выполнения специального аудиторского задания, аудиторская организация должна направить письмо-уведомление на имя руководителя организации о данном факте и сообщить об ответственности за нарушение действующего законодательства. Решение о том, следовать или не следовать рекомендациям аудиторской фирмы, остается за руководителем организации. Таким образом, аудиторская фирма освобождает себя от ответственности и перед законом, и перед клиентом в случае привлечения последнего к ответственности. Однако у аудиторской фирмы есть определенные обязательства перед клиентом. В частности, она несет ответственность за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации проверяемой организации. По окончании налогового аудита заказчик может воспользоваться иными услугами аудиторской фирмы.

Это интересно:  Как получить помощь на развитие малого бизнеса 2019 год

Так, аудиторская фирма может предложить своим клиентам разработать и представить: рекомендации и предложения по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта; оптимальные механизмы начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта; рекомендации о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот; предложения по созданию конкретного комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на оптимизацию налогов и снижение налоговых рисков; предварительный расчет налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности; рекомендации по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта; рекомендации и предложения по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов; предложения по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства.

Аудиторская организация может также представлять интересы хозяйствующего субъекта в отношениях с налоговыми органами. Общение с налоговыми органами в ходе и по результатам проведения налогового аудита осуществляется: для получения разъяснений по актам проверок, проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта; при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и др.) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами; в других необходимых случаях.

Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть: указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства; практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства; разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов; внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды; разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования.

Однако следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих налоговому аудиту услуг может быть достигнут только тогда, когда этим услугам предшествовал налоговый аудит как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти эффективное решение проблемы.

Методика аудита налогообложения

Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения.

Целью методики аудита налогообложения является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала в области аудита налогообложения.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Задачами методики аудита налогообложения являются определение:

  • • подходов к проведению проверки на различных этапах аудита налогообложения;
  • • основ взаимоотношений аудиторской организации с аудируемым лицом и третьей стороной в ходе аудита налогообложения;
  • • ответственности сторон при проведении аудита налогообложения;
  • • порядка проведения конкретных процедур проверки;
  • • порядка оформления рабочих документов и результатов аудита налогообложения.

При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам выполняются все этапы аудита:

  • • предварительное планирование аудита налогообложения;
  • • непосредственное планирование аудита налогообложения;
  • • оценка системы внутреннего контроля организации по правильности, своевременности и полноте исчисления налогов;
  • • проведение аналитических процедур (аудит по существу);
  • • оценка результатов аудиторской выборки;
  • • оценка влияния результатов аудита налогообложения на мнение аудитора о степени достоверности финансовой отчетности.

В соответствии с целью аудита налогообложения можно выделить следующие основные направления аудита налогообложения:

  • 1) проверка элементов налогов и сборов;
  • 2) проверка исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • 3) проверка заполнения и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций.
  • 1. Проверка элементов налогов и сборов осуществляется в целях получения достаточных и надлежащих доказательств но подтверждению правильности определения аудируемым лицом по конкретному налогу или сбору следующих обязательных элементов:
    • • налогоплательщиков;
    • • объекта налогообложения;
    • • налогооблагаемой базы;
    • • налогового периода;
    • • налоговой ставки;
    • • порядка исчисления налога или сбора;
    • • сроков уплаты налога или сбора;
    • • применяемых форм отчетности.
  • 2. Проверка исчисления и уплаты налогов и сборов осуществляется в целях получения достаточных и надлежащих доказательств для подтверждения по конкретному налогу или сбору:
    • • правильности формирования налоговой базы;
    • • отражения текущих налоговых обязательств в бухгалтерской и налоговой отчетности;
    • • отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;
    • • классификации и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности с необходимой степенью детализации информации по налогам и сбору;
    • • полноты и своевременности уплаты налога и сбора.
  • 3. Проверка заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций осуществляется в целях получения достаточных и надлежащих доказательств по подтверждению по конкретному налогу или сбору:
    • • полноты и точности заполнения финансовой отчетности и налоговых деклараций;
    • • сопоставимости данных финансовой отчетности и налоговых деклараций;
    • • соблюдения правил представления финансовой отчетности и налоговых деклараций.

Задолженность по налогам является обязательством юридических лиц перед бюджетом, и для ее уплаты обычно назначается определенная дата.

При проверке расчетов с бюджетом нельзя полагаться лишь на формальное соблюдение аудиторской процедуры. Поэтому окончательное заключение о состоянии расчетов с бюджетом должен делать руководитель проекта, который имеет возможность оценить весь комплекс выявленных отклонений и их влияние на формирование налогооблагаемых баз по налогам.

В ходе проведения аудиторской проверки налогообложения аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами.

Методики аудита налогообложения разрабатываются исходя из специфики организации и деятельности аудируемых лиц, а также вида налогов и обязательных сборов.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на территории всей Российской Федерации, если иное не установлено НК РФ.

В соответствии со ст. 13 НК РФ система федеральных налогов и сборов в Российской Федерации включает в себя:

  • • налог на добавленную стоимость (НДС) (гл. 21 НК РФ);
  • • акцизы (гл. 22 НК РФ);
  • • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (гл. 23 НК РФ);
  • • налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);
  • • налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК);
  • • водный налог (гл. 25 2 НК РФ);
  • • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25 1 НК РФ);
  • • государственная пошлина (гл. 25 3 НК РФ).

Региональными налогами признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не установлено НК РФ.

В соответствии со ст. 14 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие региональные налоги:

  • • налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);
  • • налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);
  • • транспортный налог (гл. 28 НК РФ).

Местными налогами признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не установлено НК РФ. При этом ст. 12 НК РФ устанавливает исключение из данного правила для двух субъектов РФ — городов Москвы и Санкт-Петербурга. На территории данных субъектов местные налоги вводятся законами Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии со ст. 15 НК РФ в Российской Федерации установлен следующий перечень местных налогов и сборов:

  • • земельный налог (гл. 31 НК РФ);
  • • налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение

от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ.

Методика аудита налогообложения разрабатывается по той же схеме, что и методика аудита отдельных участков бухгалтерского учета и включает в себя шесть разделов.

Раздел 1 «Цель и задачи проверки отдельных налогов и сборов» раскрывает цели и задачи аудиторской проверки соответствующего налога.

Раздел 2 «Перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты соответствующих налогов и сборов» содержит все нормативные акты, регулирующие установленные правила ведения бухгалтерского и налогового учета, порядок налогообложения проверяемых налогов и хозяйственных операций, связанных с объектом проверки.

Раздел 3 «Источники информации для проверки» содержит документы, служащие основанием для отражения в учете операций, которые формируют налоговые базы проверяемых налогов. Перечень первичных документов приводится по каждому налогу. Аудиторы, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну, за ее разглашение они несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Раздел 4 «Основные направления проверки налогов и сборов» определяет основные направления проведения проверки по существу. Проверяются следующие моменты:

  • • действие федерального и регионального законодательства, а также нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований;
  • • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • • какие налоги (сборы) должен уплачивать налогоплательщик;
  • • действие актов законодательства о налогах и сборах во времени;
  • • порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах;
  • • соответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах НК РФ;
  • • действия международных договоров по вопросам налогообложения;
  • • решения, постановления, определения судебных органов, влияющих на организацию налогообложения в Российской Федерации (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ);
  • • режимы налогообложения (обычный режим, специальные режимы);
  • • статус налогоплательщика и наличие подтверждающих этот статус документов (резидент / нерезидент, коммерческая / некоммерческая организация, бюджетная / внебюджетная организация, крупнейший налогоплательщик, налогоплательщик / налоговый агент, собственник / посредник, юридическое / физическое лицо и т.д.);
  • • доходы из различных источников (в Российской Федерации, за пределами Российской Федерации и т.д.);
  • • объекты налогообложения по каждому налогу и специальному режиму;
  • • налоговая база по каждому налогу и специальному режиму;
  • • налоговый период по каждому налогу и специальному режиму;
  • • налоговые ставки по каждому налогу и специальному режиму;
  • • порядок исчисления по каждому налогу и специальному режиму;
  • • порядок уплаты по каждому налогу и специальному режиму;
  • • сроки уплаты по каждому налогу и специальному режиму;
  • • специальные вопросы, присущие данному налогу и специальному режиму;
  • • льготы и основания для их использования налогоплательщиком в предусмотренных законодательством случаях;
  • • особенности деятельности налогоплательщика, влияющие на процесс налогообложения (сезонность, ритмичность, географическое местонахождение, климатические условия, сегментарность бизнеса, межправительственные соглашения и международные обязательства, специальные решения Правительства РФ и т.д.);
  • • особенности организационной структуры налогоплательщика (вхождение в транснациональную и (или) национальную корпорацию, естественную монополию, сеть, холдинг, корпорацию и т.д., наличие филиалов и других обособленных подразделений, наличие оборудованных и необорудованных рабочих мест, место нахождения имущества, осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика и т.д.);
  • • внутренние регламенты и иные локальные акты налогоплательщика (учредительные документы, решения общих собраний, решения совета директоров и иных органов управления, приказы, включая приказы о внутренних и внешних политиках, распоряжения, указания, положения, инструкции, коллективные договоры и т.д.);
  • • права собственности на активы и обязательства налогоплательщика, включая права собственности на товары, работы, услуги;
  • • взаимозависимость при осуществлении деятельности налогоплательщика, включая договорные обязательства;
  • • обоснованность ценообразования для целей налогообложения;
  • • экономический смысл операций;
  • • цель делового характера деятельности налогоплательщика;
  • • обоснованность налоговой выгоды;
  • • возможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • • наличие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (управленческий или технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения, транспортные средства);
  • • период создания и деятельности организации (незадолго до совершения хозяйственной операции, «спящая» фирма, разовый характер операций и т.д.);
  • • ритмичность / неритмичность совершения хозяйственных операций;
  • • наличие нарушений налогового законодательства в прошлом;
  • • расчеты по налогам с использованием «проблемного» банка;
  • • транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • • расчеты при использовании посредников при осуществлении хозяйственных операций;
  • • акты контролирующих органов, решений и постановления судебных органов, решения о неисполнении и (или) отказе от исполнения обязательств, влияющие на процесс налогообложения;
  • • правильность и своевременность оформления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (первичные документы, регистры, справки, расчеты, пояснения, расшифровки, внутреннюю отчетность и т.д.);
  • • правильность заполнения и оформления бухгалтерской, налоговой, статистической и иной отчетности;
  • • своевременность сдачи бухгалтерской, налоговой и иной отчетности в соответствующие адреса;
  • • порядок и сроки урегулирования спорных вопросов с налоговыми, таможенными, финансовыми, правоохранительными и другими органами и организациям (государственными, общественными и т.д.);
  • • порядок и сроки урегулирования спорных вопросов в судебных органах;
  • • особенности налогообложения в условиях конкурсного производства, процедуры банкротства, реорганизации, ликвидации и т.д.;
  • • обоснованность, правильность и оформление предъявляемых санкций со стороны налоговых, финансовых и других органов (недоимки, а также пени и штрафы);
  • • порядок и сроки внесения исправлений, уточнений и корректировок по расчетам, уплате и оформлению документов по налогам;
  • • списание безнадежных долгов по налогам и сборам;
  • • отсрочка, рассрочка по уплате налога и сбора, инвестиционного налогового кредита;
  • • оформление в учете и отчетности порядка и условий применения обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов: залога имущества, поручительства, пени, приостановления операций по счетам в банке и наложения ареста на имущество налогоплательщика;
  • • зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов;
  • • возврат сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;
  • • отсутствие налоговых и иных правонарушений;
  • • соответствие расчетов и удержаний по налогам соглашениям и договорам об избежании двойного налогообложения.
Это интересно:  Акционерный банк Россия реквизиты 2019 год

Раздел 5 «Проверка заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций» предполагает проверку предпосылок подготовки финансовой отчетности и налоговых деклараций, а также полноту, точность и сопоставимость данных и соблюдение установленных сроков их представления.

Раздел 6 «Классификация выявленных ошибок и нарушений» содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим налогам и сборам.

Учитывая изложенное, необходимо организовать процесс проверки по конкретному налогу так, чтобы план и программа проверки были достаточно компактными и универсальными и чтобы контроль качества проверки было удобно и легко осуществлять со стороны как руководителей проверки, так и руководства и собственников (представителей собственников) налогоплательщиков.

Методика является внутренним нормативным актом аудиторской организации, которым должны руководствоваться все сотрудники при проведении аудита налогообложения.

Совершенствование методики проведения налогового аудита

Налоговый аудит является инструментом, обеспечивающим заинтересованных пользователей полной, достоверной и объективной информацией о правильности исчисления налоговых обязательств в соответствии с нормами налогового законодательства. Развитие данного сегмента аудиторской деятельности предопределено спросом, который сформирован экономической ситуацией в стране, новыми тенденциями в законодательстве, корпоративными слияниями и поглощениями, что в свою очередь, вызывает потребность в услугах аудиторов и консультантов, как у коммерческих, так и у некоммерческих организаций. Этими факторами обусловлена необходимость разработки и внедрения методических подходов к технологии и стандартизации налогового аудита предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.

Для подготовки предприятия к предстоящей налоговой проверке, а также оптимизации существующей системы налогообложения на предприятии проводится налоговый аудит предприятия. Эта процедура подразумевает собой тщательный анализ бухгалтерских и налоговых отчетов компании для подтверждения их достоверности и соответствия всем установленным государством нормам, а также факта совершившейся уплаты предприятием всех назначенных налогов и других обязательных платежей.

Значительный вклад в развитие теории аудиторской деятельности по налоговому аудиту в условиях формирования рыночных отношений внесли такие ученые-экономисты, как: H.A. Адамов, Алборов, В.Д. Андреев, Н.П. Барышников, Р.П. Булыга, О.И. Васильчук, Е.М. Гутцайт, Ю.А. Данилевский, С.И. Жминько, Т.И. Кисилевич, М.В. Мельник, М.Ф. Овсийчук, В.В. Панков, В.И. Подольский, Г.Б. Полисюк, H.A. Ремизов, А.Н. Романов, Л.В. Сотникова, В.П. Суйц, JI.B. Терехова, С.М. Шапигузов, А.Д. Шеремет и другие.

В отечественной практике еще не решен ряд организационных и методических вопросов аудиторской проверки налоговой отчетности; не определена сущность аудита налоговой отчетности, его цель, задачи, принципы проведения, критериальная область оценки. Нет и единообразия в подходах к проведению проверки налоговой отчетности, отсутствует описание этапа планирования, проверка расчетов по налогам и сборам рассматривается с позиций аудита финансовой отчетности. Для качественного проведения налогового аудита организаций, необходима методика, включающая теоретические и практические основы аудита налогообложения и учитывающая специфику деятельности аудируемого хозяйствующего субъекта, а также особенности налогообложения [1].

Следует отметить, что организации и методике аудиторской деятельности в области налогообложения посвящено незначительное количество работ в которых рассматриваются отдельные аспекты проверки налогов, зачастую противоречащие друг другу в части формулировки цели, задач, критериальной области аудита, а также различны по методикам расчета основных параметров аудита.Для отечественной аудиторской практики также характерна нехватка профессиональных рекомендаций, особенно в отраслевом разрезе, что создает трудности при разработке отраслевых внутрифирменных аудиторских стандартов, являющихся основой для эффективной организации и рациональной методики аудиторских проверок, в том числе налоговых. В связи с этим возникает необходимость в научном осмыслении методики налогового аудита. Анализ существующих методик налогового аудита позволил выделить основные фазы проведения аудита. При достаточно широком освещении вопросов, связанных с методикой аудиторской проверки, прикладной аспект проведения аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам в бюджетных учреждениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, является малоисследованной областью. Это создает научную проблему, состоящую в недостаточной изученности и отсутствии методических подходов к налоговому аудиту предпринимательской деятельности учреждений.

Проблема тем более актуальна, что до настоящего времени мы не располагаем достаточной научно-практической базой по предмету исследования, так как большинство существующих методологических работ посвящено вопросам организации налогового аудита в целом, без отраслевой направленности.

До сих пор не определено место налогового аудита в структуре услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Так же проблема налогового аудита заключается ещѐ и в том, что законодательно данный вид аудита не закреплѐн. Для решения данных проблем необходимо развитие и совершенствование методологических и организационно- методических основ налогового аудита, позволяющих получить концептуальные представления о налоговом аудите и расширить знания в области проведения налогового аудита [2].

Несмотря на то, что понятие «налоговый аудит» достаточно часто употребляется в специальной литературе и в списке услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оно до сих пор не обрело своего единственно верного и теоретически обоснованного толкования. Действующее отечественное законодательство и Международные стандарты аудита также не раскрывают понятия «налоговый аудит».

В ходе налогового аудита аудитор сделает 100 % проверку правильности определения налоговой базы по каждому из проверяемых видов налогов и правильности исчисления сумм налоговых обязательств за каждый налоговый период. Кроме того, аудитор сделает анализ имеющихся возможностей эффективного налогового планирования и предоставит консультации по построению эффективной системы управления налоговыми платежами, а также предупредит риск возможных нежелательных последствий налоговых проверок. В рамках проводимого налогового аудита Заказчик вправе получать от аудитора консультации по вопросам бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Аудит налогов — это услуга, которая предусматривает осуществление тщательной ревизии налоговой отчетности проверяемой компании. Налоговый аудит проводится для того, чтобы выявить все неточности, которые были допущены в процессе составления бухгалтерской или финансовой отчетности, либо устранить все несоответствия с налоговым законодательством РК.

Основной целью проведения налогового аудита является предупреждение штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам.

В настоящее время общий аудит и консультирование являются далеко не единственными услугами, предлагаемыми аудиторскими фирмами. За последние годы существенно вырос спрос на сопутствующие аудиту услуги, а именно:

  • -налоговое консультирование;
  • -анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  • -управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  • -правовое консультирование, а также представительство в налоговых органах; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • -оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес- планов и т.д [3].

Таким образом, у заказчиков аудиторских услуг становится все более популярным комплексный налоговый аудит.

Многие организации, для которых общий аудит является обязательным, указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Как правило, это увеличивает общую стоимость работ. Однако если организация действительно стремится снизить свои налоговые риски, ей необходимо проводить полный налоговый аудит. Проверка налоговой отчетности и налогового учета в отличие от общего аудита должна проводиться сплошным методом. Очевидно, что объем налоговой информации значительно меньше, чем объем всей финансовой информации организации, поэтому сплошной метод проверки вполне применим для налогового аудита.

Это интересно:  Зачем открывают ооо на подставных лиц 2019 год

В первую очередь заказчиками налогового аудита являются крупные компании, осуществляющих несколько видов деятельности, в том числе экспортно-импортные операции. Обороты таких компаний велики, поэтому и налоговые обязательства, в том числе штрафы и пени, составляют немалые суммы. Таким образом, чтобы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, крупной компании целесообразно и экономически выгодно провести налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Одним из направлений оптимизации налогового администрирования, как на уровне государственного масштаба, так и на уровне субъектов хозяйствования является усиление его контрольной составляющей. Закрепление на законодательном уровне ведения налогового учета для целей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль явилось толчком к появлению такой категории учетно-аналитической системы как налоговый аудит [4] .

Сам процесс налоговой проверки состоит из нескольких этапов:

  • экспертиза — то есть осуществляется предварительная оценка той системы налогообложения, которая существует у экономического субъекта на момент проверки
  • аудиторская проверка — то есть подтверждение того, насколько правильно идет исчисление и уплата налогов и сборов в бюджетные и внебюджетные фонды
  • заключительным этапом проверки является оформление и передача полученных при аудиторской проверке данных

Чем для заказчика может стать налоговый аудит? Это отличная возможность репетиции налоговой проверки, он позволяет снизить и вообще предотвратить конфликты с правоохранительными органами государственной власти.

Налоговый аудит является процедурой необязательной, его проводят по инициативе аудируемого лица в те сроки и в том объеме, которые были установлены в договоре между заказчиком и непосредственно аудитором. Налоговый аудит может быть проведен по требованию финансово-кредитных организаций и страховых фирм, например, в случае получения кредита или оформления договора. В тех случаях, когда заказчик решает подвергнуть проверке налоговый учет и отчетность своей организации, аудит налогообложения может быть включен в общую часть аудита [5].

Стабильное финансовое положение любого хозяйствующего субъекта тесно связано с величиной его налоговых обязательств и существенностью его налоговых рисков, что обусловливает возрастание роли налогового аудита. Именно на налоговый аудит заинтересованными пользователями возлагается задача получения полной, достоверной и объективной информации о правильности исчисления налоговых обязательств в соответствии с нормами налогового законодательства, от чего, в свою очередь, нередко зависит функционирование и развитие организации.

Налоговый аудит пользуется спросом, прежде всего, у крупных и средних компаний, осуществляющих несколько видов деятельности. Обороты таких хозяйствующих субъектов велики, поэтому и налоговые обязательства, в том числе штрафы и пени, составляют значительные суммы.

Аудит налогообложения является наиболее сложной областью проверки, так как одновременно затрагивает большое количество операций, в частности, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Также в связи с постоянно меняющимся законодательством могут допускаться ошибки в учете из-за несвоевременного изучения вопросов нормативного регулирования, а также неоднозначности трактовки некоторых актов. Для эффективного аудита НДС аудитору необходимо изучить не только теоретические аспекты данного вопроса, но и налоговую и арбитражную практику. Следовательно, при назначении группы аудиторов, которые в последствии будут заниматься аудитом НДС, важно подобрать высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт проверки налогообложения НДС.

В результате исследования теоретических основ налогового аудита и его роли в современной системе экономических отношений уточнено и дополнено понятие «налоговый аудит» и выработаны новые концептуальные подходы к построению модели налогового аудита. [6].

В целях повышения качества аудиторской проверки на основе анализа действующего налогового законодательства и обобщения практики аудиторских проверок были разработаны методические подходы к проведению налогового аудита, включающие систематизированный перечень аудиторских процедур, адаптированных к особенностям исчисления НДС и налога на прибыль в санаторно-курортных бюджетных учреждениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Этапы проведения налогового аудита

Рассмотрим основные этапы проведения процесса аудита налогообложения, но сначала обратим внимание на основные принципы его проведения, указанные в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами». Согласно данной Методике, налоговый аудит не выделяется в качестве отдельного вида аудиторской деятельности, а относится к категории сопутствующих аудиту услуг. Проведение налогового аудита является специальным аудиторским заданием, которое оформляется соответствующим договором согласно требованиям гражданского законодательства Российской Федерации, в котором четко обозначаются вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении проверки.

Перейдем к рассмотрению этапов проведения налогового аудита. Аудит налогообложения может проводиться в качестве отдельной консультационной услуги, а может быть включен в процесс комплексного аудита финансовой деятельности организации, поэтому выделение этапов его проведения может быть произведено в нескольких вариациях.

В Методике указано, что выполнение консультационных работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов, в частности:

а) предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта, которая включает в себя проведение общего анализа и рассмотрения элементов системы налогообложения экономического субъекта, определение основных факторов, оказывающих влияние на налоговые показатели, проверку методики исчисления налоговых платежей, оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов, а также предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта;

б) проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, включающая анализ налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также оценку правомерности использования налоговых льгот.

Если рассматривать налоговый аудит в качестве составляющей процесса комплексного аудита организации, то можно выделить три основных этапа проверки, каждый из которых будет включать в себя один из указанных выше элементов проведения налоговой проверки: планирование, проведение проверки и формирование заключений, оформление соответствующей отчетности. Первый этап представляет собой процесс планирования будущей деятельности, что предполагает предварительное ознакомление с деятельностью проверяемой организации, оценку системы бухгалтерского, налогового учета и внутреннего контроля на основании предоставленных по запросу документов, определение целей и задач проверки, выбор основных вопросов, на которые необходимо ответить в ходе проведения проверки, разработку или выбор критериев, на основании которых можно будет сделать вывод об эффективности работы системы налогового учета в организации, оценку возможного аудиторского риска, определение уровня существенности и формирование, на основании всего вышеперечисленного, рабочего плана и программы проверки.

Второй этап проведения налогового аудита заключается в оценке фактов хозяйственной деятельности организации относительно критериев, в выявлении признаков искажений информации с помощью аудиторских процедур, сборе аудиторских доказательств, оценке существенности выявленных искажений, формировании предварительных выводов. Это основной этап проверки, сущность которого выражается в оценке:

обоснованности затрат для целей налогообложения;

правильности расчета и уплаты налогов и сборов;

документальных показателей, имеющих отношение к сделкам, проводимым организацией;

наличия, правильности отражения в учете расходных документов;

обоснованности выплат по трудовым договорам;

соответствия рыночному уровню применяемых цен по расходам и доходам, в том числе по скидкам и бонусам покупателям и поставщикам;

ведения учета по обособленным подразделениям.

По итогам проведения второго этапа налогового аудита составляются предварительные рекомендации по внесению изменений и корректировке системы налогового учета в организации для обеспечения большей эффективности ее функционирования, а также документируются все выявленные ошибки и недочеты, исправление которых проверяемая организация будет осуществлять после окончания проверки.

И, наконец, третий этап, завершающий для проверяющей организации: происходит формирование и оформление данных, полученных в ходе проверки, в виде отчетов, актов и заключений для руководства проверяемой организации и заказчика проведения проверки, для чего рассматриваются собранные в процессе второго этапа аудиторские доказательства и оцениваются все конечные данные, после чего информация отправляется ее непосредственным получателям: руководству и заказчику.

Как таковой налоговый аудит не является обязательной процедурой, поэтому в решении вопроса о необходимости его проведения организация обладает достаточной самостоятельностью, ограничить которую способны лишь уже отмеченные в ее истории правонарушения, побуждающие организацию выявить существующие недостатки до предстоящей налоговой проверки и оперативно внести исправления в систему осуществления налогового учета.

Как уже было указано выше, налоговый аудит может осуществляться в качестве отдельной консультационной услуги, но в настоящее время существует тенденция проведения налогового аудита в комплексе аудита общего, когда в договоре, содержащем условия и основные требования к его проведению, отдельно указывается объем необходимой к осуществлению в рамках комплексной проверки работы с налоговой документацией организации. В этом случае проверка затронет лишь отдельные аспекты системы налогового учета, поэтому о снижении указанных выше налоговых рисков в достаточной степени сказать будет нельзя. Именно поэтому важно проводить налоговый аудит в качестве отдельного мероприятия, в противном случае эффективность его проведения как вида контроля деятельности компании будет находиться под угрозой, вызывая закономерный вопрос о необходимости включения в договор общего аудита аудита налогообложения в принципе.

Итак, можно сказать о том, что налоговый аудит не является обязательной процедурой, его проводят по инициативе аудируемого лица в объеме и сроке, установленных в договоре между заказчиком и аудиторской организацией. В основном он пользуется спросом у крупных предпринимателей, осуществляющих несколько видов деятельности и имеющих большие обороты денежных средств. С целью повышения качества процесса проведения аудита налогообложения важно совершенствовать и развивать методику его проведения, так как именно это позволит существенно снизить налоговые риски как для налогоплательщиков, для которых важным является точное определение налоговой базы, так и для государства, в бюджет которого поступают 90% всех налоговых сборов в стране.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, articlekz.com, vuzru.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий