+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Заключение договора аренды бюджетным учреждением 2019 год

Бюджетные и казенные учреждения распоряжаются недвижимым имуществом только с согласия собственника. Автономному учреждению согласие собственника требуется только в случае, если имущество было закреплено за этим учреждением собственником либо учреждение приобрело имущество на средства, которые собственник выделил на его приобретение.

Договор аренды, заключенный без согласования с собственником, может быть признан недействительным. Кроме того, стороны, заключившие договоры аренды федерального имущества без согласования, могут быть оштрафованы. Административная ответственность за заключение без согласования договора аренды объектов, которые находятся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, устанавливается законами субъектов РФ.

Пример нормы, устанавливающей ответственность за нарушение порядка согласования распоряжения объектами нежилого фонда, которые находятся в собственности субъекта РФ.

Порядок согласования сдачи в аренду недвижимости зависит от того, какое именно учреждение хочет передать имущество в аренду.

Федеральные учреждения согласовывают передачу имущества в аренду с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия учредителя. Он, в свою очередь, обращается за согласованием проекта решения в Росимущество.

Срок принятия решения органом, осуществляющим полномочия учредителя, не установлен. Росимущество должно согласовать проект решения о передаче имущества в аренду в течение 15 рабочих дней.
Перечень документов, необходимых для согласования Росимуществом проектов решений, может устанавливаться актом органа, осуществляющего полномочия учредителя. Если такой акт не принят, для подготовки пакета документов следует руководствоваться Письмом Росимущества от 12.10.2015 N ВГ-02/42355.

Пример правового акта об утверждении перечня документов, представляемых учреждениями в орган, осуществляющий полномочия учредителя, для согласования передачи имущества в аренду.

В особом порядке согласовывают передачу имущества в аренду федеральные учреждения, находящиеся в ведении Росморречфлота (за которыми закреплено имущество, находящееся в границах морских портов), Минобороны РФ, Управления делами Президента РФ. Передача в аренду имущества учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, также имеет особенности.
Госучреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения согласовывают передачу в аренду имущества с соответствующими органами.

Пример правового акта, устанавливающего порядок согласования передачи в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями субъекта РФ.

Как провести торги на право аренды

Имущество государственного или муниципального учреждения передается в аренду по результатам торгов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Если торги не проведены, договор может быть признан недействительным, а должностное лицо, принявшее решение о сдаче имущества в аренду, понесет административную ответственность.

Для организации торгов необходимо:

1. Установить, в какой форме будут проходить торги: в форме аукциона или конкурса.
Перечень видов имущества, в отношении которого может проводиться конкурс, определен ФАС. При этом в отношении такого имущества также возможно провести торги в форме аукциона. В прочих случаях проводится аукцион (п. 18 Разъяснений ФАС РФ от 01.11.2011).
В отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения торги проводятся только в форме конкурса.

2. Определить, кто будет организатором торгов.
Им может быть само учреждение или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования имуществом. Организатор торгов вправе привлечь специализированную организацию, которая будет выступать от его имени (п. 5 Правил проведения торгов на право аренды).

Организатор торгов (даже если привлечена специализированная организация) создает комиссию по проведению конкурсов или аукционов, определяет начальную (минимальную) цену договора, предмет и существенные условия договора, утверждает проект договора, конкурсную документацию, документацию об аукционе, определяет условия торгов и их изменение, подписывает договор.

3. Сформировать конкурсную или аукционную комиссию.
Ее состав и порядок работы указываются в решении организатора торгов.

4. Разработать конкурсную или аукционную документацию.

5. Разместить извещение о проведении аукциона или конкурса и документацию.
Извещение и документацию о проведении торгов организатор размещает на сайте torgi.gov.ru не позднее чем за 30 дней (для конкурса) или 20 дней (для аукциона) до дня окончания приема заявок на участие.

6. Зарегистрировать поданные заявки на участие в торгах, а также в течение одного рабочего дня с даты поступления каждой электронной заявки подтвердить ее получение.

Заявка на участие в аукционе, поданная после окончания срока приема, не рассматривается и возвращается заявителю. В течение пяти рабочих дней с даты подписания протокола аукциона возвращается задаток (если он был).

Конверты с заявками на участие в конкурсе, полученные после окончания срока подачи, могут быть вскрыты для выяснения обратного адреса заявителя. Если заявка подана в электронной форме, к ней открывают доступ. В тот же день все заявки возвращаются. Задаток (если он был) возвращается в течение пяти рабочих дней с даты, когда подписан протокол вскрытия конвертов и открыт доступ к электронным заявкам.
В случае когда на участие в конкурсе или аукционе не подано ни одной заявки, торги признаются несостоявшимися и организатор вправе провести их повторно. Если подана одна заявка, организатор торгов обязан заключить договор с подавшим ее лицом при условии, что она соответствует требованиям документации о торгах. Когда участником торгов признан один заявитель, последствия аналогичны.

7. Вскрыть конверты с заявками.
Для конкурса предусмотрен особый порядок вскрытия конвертов.

8. Рассмотреть заявки на участие в конкурсе или аукционе.
Это необходимо сделать не позднее 20 дней с момента вскрытия конвертов (для конкурса) и не позднее 10 дней с момента окончания приема заявок (для аукциона). При этом ведутся протоколы. По результатам рассмотрения заявок организатор торгов допускает заявителя к участию в конкурсе (аукционе) и признает заявителя участником конкурса (аукциона) или отказывает в допуске.

9. Определить победителя торгов.
Победитель конкурса определяется посредством оценки и сопоставления заявок. Срок проведения этой процедуры составляет не более 10 дней с даты, когда подписан протокол рассмотрения заявок. Победителем аукциона считается лицо, предложившее наибольшую цену.

Как заключить договор аренды

Договор аренды, как правило, заключается с победителем торгов. Организатор торгов должен отказаться от заключения договора, если установлен хотя бы один из следующих фактов:
— проводится ликвидация юридического лица — победителя торгов;
— победитель торгов признан банкротом;
— деятельность победителя торгов приостановлена из-за административного правонарушения;
— победитель торгов предоставил заведомо ложные сведения при подаче заявки на участие в торгах.

В этом случае договор заключается с участником, заявке которого присвоен второй номер.
Типовые условия договора, который заключается при передаче в аренду имущества федерального бюджетного или казенного учреждения, утверждаются Минэкономразвития России. Вместе с тем соответствующий акт на данный момент не принят. Некоторые федеральные органы исполнительной власти установили примерные формы договоров аренды для подведомственных им учреждений. Подобные формы могут разрабатываться также органами власти субъектов РФ и муниципальных образований.

По итогам торгов в договор включаются условия, предложенные победителем конкурса (в случае проведения аукциона — конечная цена).

Организатор торгов передает победителю один экземпляр протокола оценки и сопоставления заявок или протокола аукциона и проект договора в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола.

Как зарегистрировать договор аренды

Договор аренды здания или сооружения регистрируется, если он заключен на год или более.
С заявлением о регистрации может обратиться одна из сторон. За проведение государственной регистрации взимается пошлина. Если заявление подает учреждение, являющееся органом государственной власти или органом местного самоуправления, пошлина не взимается.
К заявлению прилагаются:
1) документы, подтверждающие полномочия представителя.
Если заявление подает руководитель учреждения, то ему необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия без доверенности действовать от имени учреждения (например, решение учредителя о назначении на должность).
Если действует представитель по доверенности, то она должна быть нотариально удостоверена. Исключение — если заявление подается от имени органа государственной власти или местного самоуправления и доверенность представляется на бланке данного органа с печатью и подписью руководителя;
2) договор аренды (не менее двух экземпляров);
3) доверенность, если договор аренды подписан представителем (подлинник и копия).
В любом случае лицо, которое подает документы, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Если заявление о регистрации направляется по почте, прилагается копия этого документа. Следует учесть, что к направляемым по почте документам предъявляются особые требования.
Заявитель по своей инициативе может представить:
— решение собственника о согласовании сделки;
— документ об уплате государственной пошлины;
— учредительные документы либо их копии, удостоверенные нотариусом или заверенные подписью руководителя и печатью учреждения.
Если данные документы не представлены заявителем, государственный регистратор получает содержащиеся в них сведения в порядке межведомственного взаимодействия.
Срок регистрации договора аренды зависит от способа подачи документов. Он составляет, считая с даты приема документов:
— семь рабочих дней при подаче в подразделение Росреестра;
— девять рабочих дней при подаче через МФЦ;
— три рабочих дня при подаче в подразделение Росреестра заявления и документов на основании нотариально удостоверенной сделки;
— пять рабочих дней при подаче через МФЦ заявления и документов на основании нотариально удостоверенной сделки;
— один рабочий день при подаче в электронной форме в подразделение Росреестра заявления и документов на основании нотариально удостоверенной сделки.
Регистрация приостанавливается в определенных случаях, в частности, если комплект документов неполный или они не соответствуют установленным требованиям. Если замечания не будут устранены в течение срока приостановления, регистрирующий орган откажет в регистрации.

Содержание

Заключение договора аренды бюджетным учреждением. Где может быть нарушение?

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», 2012, N 1

Это интересно:  Договор подряда с главным бухгалтером образец 2019 год

Образовательное учреждение в целях организации питания студентов посредством проведения конкурса заключило договор аренды здания столовой с условием о возмещении ему коммунальных расходов по существующим тарифам согласно приборам учета.

Сложившиеся отношения стали предметом проверки со стороны контролирующих органов. Попробуем детально рассмотреть данную ситуацию с правовой точки зрения и ответить на вопрос о соответствии действий образовательного учреждения законодательству РФ.

Порядок заключения договора аренды имущества бюджетным учреждением

Основными договорами, которые предусматривают предоставление имущества в пользование на определенное время, являются договор аренды, ссуды (безвозмездного пользования) и доверительного управления имуществом.

Анализируя вышеприведенную ситуацию, можно сделать вывод, что между образовательным учреждением и арендатором возникли арендные отношения.

В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно п. 4 ст. 9.2 вышеуказанного Федерального закона бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в определенных законом сферах, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах.

В силу п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества определен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.

В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного (муниципального) имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

  • на основании международных договоров РФ (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения данным имуществом, актов Президента РФ, Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу;
  • государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
  • государственным (муниципальным) учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям;
  • некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также других видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях;
  • адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные (муниципальные) образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
  • для размещения объектов почтовой связи;
  • лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
  • в порядке предоставления государственных (муниципальных) преференций;
  • лицу, с которым заключен государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенного в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного (муниципального) контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
  • на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
  • взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным (муниципальным) образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
  • правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в вышеуказанном порядке осуществляется заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного (муниципального) имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным (муниципальным) бюджетным и казенным учреждениям.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67).

Следует отметить, что с принятием Федерального закона от 01.03.2011 N 22-ФЗ заключение договоров аренды в отношении государственного (муниципального) имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.2011 N 677 при одновременном соблюдении следующих требований:

  • арендаторами являются хозяйственные общества, созданные указанными выше учреждениями;
  • деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы);
  • договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.

Таким образом, образовательное учреждение должно было заключить договор эксплуатации движимого имущества столовой только по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения этого договора.

Заключение договора эксплуатации движимого имущества, а не договора аренды в рассматриваемом случае не имеет значения, так как заключенный образовательным учреждением договор подпадает под иной вид договоров, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям.

Кроме того, данную сделку вполне можно признать притворной, то есть совершенной с целью прикрыть другую сделку. В соответствии с п. 2 ст. 170 ГК РФ такая сделка является ничтожной.

Суть спора. По результатам проверки прокурор Красноярского края обратился в арбитражный суд с иском к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования о признании недействительным договора о сотрудничестве между учреждением и ООО «Колизей», поскольку тот заключен с нарушением законодательства РФ.

Однако в ходе контрольных мероприятий было выяснено, что занятия студентов вуза в помещении тренажерного зала проводятся согласно расписанию. В остальное же время ООО «Колизей» оказывает платные услуги, а получаемые денежные средства зачисляются на расчетный счет данной организации. Таким образом, деятельность общества не соответствует целям, указанным в договоре.

При этом факт использования данного помещения для проведения занятий физкультурой со студентами образовательного учреждения не опровергает факт безвозмездного пользования имуществом обществом во второй половине дня. Следовательно, правоотношения ООО «Колизей» и образовательного учреждения отвечают признакам договора безвозмездного пользования.

Позиция суда. Основываясь на материалах дела, суд первой инстанции признал договор о сотрудничестве от 11.01.2011 притворной сделкой, прикрывающей договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом (ст. 170 ГК РФ).

В силу п. 4 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее — Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании) высшие учебные заведения с согласия учредителя (собственника) или самостоятельно, если в соответствии с законодательством РФ они вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договоров имеют право предоставлять научным организациям в пользование движимое и недвижимое имущество, а также использовать на основании договоров движимое и недвижимое имущество, принадлежащее научным организациям на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения. Между такими государственными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.

Это интересно:  Договор переуступки права пользования земельным участком образец 2019 год

Высшие учебные заведения с согласия учредителя (собственника) или самостоятельно, если они вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договора между высшим учебным заведением и медицинским учреждением имеют право предоставлять медицинским учреждениям в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания учащихся и работников высших учебных заведений и прохождения ими медицинского обследования. Между такими государственными некоммерческими организациями и (или) муниципальными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.

Право передачи указанного имущества иным лицам Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании не предусмотрено.

Следовательно, предоставление недвижимого имущества, находящегося у образовательного учреждения на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование обществу (коммерческой организации) по договору о сотрудничестве от 11.01.2011 противоречит ст. 296 ГК РФ, ст. 27 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

В соответствии с ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, может осуществляться только на торгах.

Поскольку доказательства заключения оспариваемого договора о сотрудничестве от 11.01.2011 по результатам проведения торгов не представлены, указанный договор противоречит п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что договор о сотрудничестве, заключенный между образовательным учреждением и обществом, в соответствии со ст. 168 ГК РФ является недействительным, поскольку противоречит требованиям:

  • ст. 296 ГК РФ;
  • ст. 27 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании;
  • п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Договор о сотрудничестве признан ничтожной сделкой, арбитражный суд первой инстанции удовлетворил исковое требование о применении последствия недействительности ничтожной сделки — обязании общества освободить помещение.

О возможности передачи движимого имущества в рамках договора аренды помещения

Данное действие образовательного учреждения не соответствует законодательству РФ по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны содержаться данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор — незаключенным.

В соответствии со ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором.

Исходя из условий договора аренды, заключенного техникумом, можно сделать вывод, что предметом договора аренды являются помещения здания столовой, а целевым назначением указанного имущества является его использование для организации общественного питания студентов.

Договором аренды предусматривается предоставление только нежилых помещений, предоставление иного имущества не предусмотрено.

Согласно ст. 135 ГК РФ принадлежностью является вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением. Принадлежность всегда следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Холодильное, технологическое оборудование и хозяйственный инвентарь вполне могут быть использованы отдельно от предоставленного образовательным учреждением помещения, следовательно, передача такого движимого имущества без указания об этом в договоре аренды может быть признана неправомерной.

Кроме того, в соответствии со ст. 17.1 Закона о защите конкуренции договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям, может быть заключен исключительно по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Следовательно, образовательное учреждение было обязано предусмотреть условие о предоставлении в пользование по договору аренды помещения холодильного, технологического оборудования и хозяйственного инвентаря.

Вышеприведенный анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что процедура предоставления закрепленного за бюджетным учреждением имущества достаточно сложна, поэтому необходимо ее детальное изучение и следование соответствующему законодательству.

alishavalenko.ru

Свежие записи

Свежие комментарии

Рубрики

Договор аренды бюджетной организацией помещения

Еще одной важной особенностью заключения договора аренды с бюджетными образовательными организациями является то, что договор заключается без проведения конкурса и аукциона в случае, если он заключается с созданными образовательной организацией хозяйственными обществами, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы [4, ст.1]. При этом отметим, что после рассмотрения заявки хозяйственного общества администрацией образовательной организации, учредителю данной организации должно быть направлено обращение о согласовании передачи имущества в аренду.

Договоры аренды. как избежать проблем с проверяющими?

Заключение договора аренды бюджетным учреждением. где может быть нарушение?

Договор аренды части нежилого помещения в бюджетном учреждении 2018 года

Заключение договора аренды с образовательными учреждениями имеет ряд особенностей и ограничений. Одной из важнейших особенностей является то, что администрация образовательной организации не в праве заключить договор, не уведомив об этом собственника имущества (государство, субъект или муниципальное образование).
Заключение договора аренды с образовательной организацией имеет также определенные ограничения: договор заключается без проведения конкурсов и аукционов только с хозяйственными обществами, созданными образовательной организацией либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите конкуренции», а именно: заключения договора аренды с медицинскими учреждениями, учреждениями общественного питания, физкультурно-оздоровительными учреждениями (для обеспечения условий учащимся и работником).

Берем в аренду. сдаем в аренду

У арендодателя признается доход от арендной платы и НДС по коммунальным услугам принимается к вычету. В случае когда арендатор возмещает арендодателю расходы на оплату коммунальных услуг сверх арендной платы, арендодатель не осуществляет реализацию услуг и обязан выставить бухгалтерский счет (счет-фактуру нельзя выставлять) на компенсацию свои расходов.

В этом случае отсутствует объект налогообложения прибыли и НДС не возникает. Таким образом, у арендодателя не подлежат вычету суммы НДС по коммунальным услугам в части потребленных арендатором и в книге покупок отражается счет-фактура, выданный снабжающей организацией, только в части потребленных им услуг.

Материалы журнала «консультант свердловская область»

Если расходы на коммунальные услуги включены в сумму арендной платы, то арендодатель обязуется за свой счет производить оплату коммунальных услуг по выставленным счетам-фактурам. Данная сумма включается в состав арендных платежей, размер которых определяется: — в виде фиксированного ежемесячного платежа.

В этом случае арендодатель производит предварительные расчеты среднемесячной стоимости расходов на коммунальные услуги, затем увеличивает на эту сумму ежемесячные арендные платежи, учитывая при этом сезонные колебания цен на услуги; — расчетным путем. В этом случае арендная плата будет состоять из двух частей: фиксированной – за пользование помещением и «плавающей» – за коммунальные услуги.

При этом арендодатель должен определить механизм расчета коммунальных платежей, подлежащих возмещению арендатором (пропорционально занимаемым площадям и т.п.).
В зависимости от того, признано или не признано казенное учреждение администратором по кассовому администрированию дохода бюджета по сдаче в аренду имущества (код 120), определяется соответствующий порядок отражения операций в бюджетном учете. Договор аренды части нежилого помещения в бюджетном учреждении 2018 года В рассматриваемой ситуации часть объекта недвижимого имущества была передана бюджетным учреждением в аренду сроком на 1 год, что несопоставимо со сроком полезного использования данного объекта, поэтому субъект учета вполне обоснованно может принять решение о классификации сданной в аренду части нежилого помещения в качестве объекта учета операционной аренды.Вместе с тем для устранения сомнений в классификации договора должностным лицам учреждения необходимо исключить признаки, содержащиеся в п.
13 СГС «Аренда».

Применение сгс «аренда» в образовательном учреждении

  • Договор аренды части нежилого помещения
  • Материалы журнала «консультант свердловская область»
  • Договор аренды части нежилого помещения в бюджетном учреждении 2018 года
  • Договоры аренды. как избежать проблем с проверяющими? Если казенное учреждение не является администратором по кассовому администрированию дохода бюджета, то используется механизм распределения бюджетных полномочий. В этом случае одно юридическое лицо (казенное учреждение) обязано начислять доход бюджета, а другое юридическое лицо (как правило, дополнительные полномочия возлагаются на главного распорядителя средств бюджета (далее – ГРСБ)) – осуществлять кассовое администрирование дохода бюджета.

    Договор аренды бюджетной организацией помещения

    Гражданского кодекса РФ, право оперативного управления предполагает, что учреждение может распоряжаться имуществом только с согласия собственника данного имущества [1]. На основании п. 10 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенным за счет средств учредителя, выделенных на его приобретение [3].

    В этом заключается одна из важнейших особенностей заключения договора аренды с бюджетной образовательной организацией: директор не может заключать договор аренды без ведома собственника имущества, в данном случае — государства или муниципального образования. Рассмотрим на примере. Администрация машиностроительного колледжа г.

    Берем в аренду. Сдаем в аренду

    Автор: О. Лунина

    Какими нормативными документами регулируются вопросы аренды? Что должно быть указано в договоре аренды? Каков порядок предоставления имущества арендатору? Каковы порядок, условия и сроки внесения арендной платы? Какие требования установлены к содержанию арендованного имущества? Как отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете операции по аренде имущества?

    Общие вопросы арендных отношений.

    Основным документом, регламентирующим вопросы аренды, является Гражданский кодекс (гл. 34).

    В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

    Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

    Это интересно:  Договор цессия переуступка долга образец 2019 год

    Объектами аренды признаются (п. 1 ст. 607 ГК РФ):

    • земельные участки и другие обособленные природные объекты;
    • предприятия и другие имущественные комплексы;
    • здания, сооружения;
    • оборудование;
    • транспортные средства;
    • другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

    Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

    Ограничения по аренде. Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которых в аренду не допускается или ограничивается.

    Так, согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, то заключению договора аренды должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном п. 2 ст. 13 данного закона, оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения выявлена возможность ухудшения указанных условий.

    Не могут сдаваться в аренду земельные участки, изъятые из оборота (п. 11 ст. 22 ЗК РФ).

    Лесные участки могут быть арендованы, если они находятся в государственной и муниципальной собственности и прошли государственный кадастровый учет (п. 2 ст. 72 ЛК РФ).

    Есть и другие ограничения.

    Договор аренды.

    В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ). На это также указано в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73.

    Договор аренды обязательно заключается в письменной форме, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо и срок его действия более года (п. 1 ст. 609 ГК РФ).

    Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ).

    Договор аренды заключается на срок, предусмотренный договором (п. 1 ст. 610 ГК РФ).

    Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (п. 2 ст. 610 ГК РФ).

    Когда срок договора не определен, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества – за три месяца.

    Предоставление имущества арендатору.

    Порядок предоставления имущества арендатору установлен ст. 611 ГК РФ. Согласно ее положениям арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

    Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т. п.), если иное не предусмотрено договором. Если такие принадлежности и документы переданы не были и без них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков.

    Если арендодатель не предоставил арендатору сданное внаем имущество в указанный в договоре аренды срок, арендатор вправе истребовать у него это имущество в соответствии со ст. 398 ГК РФ и потребовать возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением.

    Кроме этого, арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые полностью или частично препятствуют его использованию (п. 1 ст. 612 ГК РФ). Причем ответственность наступает, даже если владелец имущества на момент заключения договора аренды об этих недостатках не знал.

    При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору:

    • потребовать от арендодателя безвозмездного устранения недостатков имущества;
    • потребовать соразмерного уменьшения арендной платы либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества;
    • непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя;
    • потребовать досрочного расторжения договора.

    Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора, может без промедления произвести замену предоставленного арендатору имущества на другое аналогичное имущество, находящееся в надлежащем состоянии, либо безвозмездно устранить недостатки.

    Если удовлетворение требований арендатора или удержание им расходов на устранение недостатков из арендной платы не покрывает причиненных арендатору убытков, он вправе потребовать возмещения непокрытой части убытков.

    Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора или заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества при заключении договора или его передаче.

    Арендная плата.

    Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если в договоре они не закреплены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

    Арендная плата может быть установлена и внесена в денежной и неденежной форме.

    Неденежная оплата может производиться в виде:

    • установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
    • предоставления арендатором определенных услуг;
    • передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или аренду;
    • возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

    Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы.

    Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, закрепленные в договоре, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

    При нарушении сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать досрочного ее внесения, но не более чем за два срока подряд (п. 5 ст. 614 ГК РФ).

    Использование арендованного имущества.

    Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, если условия в договоре не прописаны (п. 1 ст. 615 ГК РФ).

    Получив согласие арендодателя, он может сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Кроме этого, он может передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.

    Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды. К таким договорам применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

    При нецелевом использовании арендованного имущества арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков (п. 3 ст. 615 ГК РФ).

    Содержание арендованного имущества.

    В соответствии со ст. 616 ГК РФ обязанность по проведению капитального ремонта переданного в аренду имущества возлагается на арендодателя. Он должен производить такой ремонт за свой счет, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

    Капитальный ремонт должен выполняться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, – в разумный срок.

    Нарушение арендодателем обязанности по осуществлению капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:

    • произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
    • потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
    • потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

    Поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества обязан арендатор (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

    Образовательное учреждение – арендатор.

    В соответствии с Указаниями № 65н[1] расходы на арендную плату следует отражать по подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ и коду вида расходов 244 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

    По данной подстатье показываются также расходы государственных (муниципальных) учреждений – арендаторов по уплате НДС, исчисленного ими как налоговыми агентами при исполнении обязательства по уплате арендных платежей согласно договору аренды имущества.

    Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества в возмездное пользование, учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». К учету он принимается на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником) (п. 333 Инструкции № 157н[2]).

    В случае заключения с арендодателем отдельных договоров на возмещение ему эксплуатационных и иных расходов, в том числе на оплату услуг связи, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих счетах исходя из их экономического содержания:

    • 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи»;
    • 0 302 23 000 «Расчеты по коммунальным услугам»;
    • 0 302 25 000 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества».

    Типовые операции по принятию к учету арендованного имущества и отражению расходов на арендную плату выглядят следующим образом:

    Казенное учреждение
    (Инструкция № 162н*)

    Бюджетное учреждение
    (Инструкция № 174н**)

    Автономное учреждение
    (Инструкция № 183н***)

    Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, alishavalenko.ru, www.audit-it.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector