+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

В договоре оКазания аудиторских услуг не указывается 2019 год

ДОГОВОР
на оказание аудиторских услуг

г. __________________ «____»_________________ ____ г.

_____________________________________________________________________________,
(наименование организации)
аудиторская фирма, именуемая в дальнейшем «Исполнитель», в лице __________________________________________________________________________,
(фамилия, инициалы, должность)
действующий на основании _____________________________________________________,
(устава, положения, доверенности)
и __________________________________________________________________________,
(наименование организации)
именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице ______________________________________,
(фамилия, инициалы, должность)
действующий на основании ____________________________________________________,
(устава, положения, доверенности)
заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя выполнение следующих работ:
а) проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности Заказчика за период с ______________ по ____________ и составление аудиторского заключения о достоверности этой отчетности, а также письменной информации (отчета) аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
б) оказание сопутствующих аудиту услуг: _________________________ и документальное оформление (перечисления) их результатов.
1.2. Сроки выполнения работы (или отдельных этапов работы): __________________________________.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ

2.1. Проводит аудит бухгалтерской отчетности Заказчика, руководствуясь законодательством РФ, в том числе Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
2.2. Самостоятельно определяет формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий Договора с Заказчиком.
2.3. Имеет право проверять в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличии денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам в ходе аудита и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки.
2.4. Имеет право получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку.
2.5. Имеет право привлекать к участию по выполнению работ, предусмотренных в Договоре, дополнительных аудиторов (специалистов), сторонних консультантов или экспертов.
2.6. Имеет право отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении в случае непредставления Заказчиком необходимой документации.
2.7. Обязан неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательных актов Российской Федерации и других нормативных документов.
2.8. Обязан квалифицированно проводить аудиторскую проверку, а также оказывать иные аудиторские услуги.
2.9. Обязан обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, независимо от продолжения или прекращения отношения с Заказчиком и без ограничения сроков давности.
2.10. Составляет аудиторское заключение и письменную информацию (отчет) аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита на русском языке, все стоимостные показатели выражаются в валюте Российской Федерации.
2.11. Передает руководителю или уполномоченному лицу Заказчика один экземпляр аудиторского заключения в составе вводной, аналитической (отчет) и итоговой частей и один экземпляр заключения в составе вводной и итоговой частей, а также один экземпляр письменной информации (отчета) аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита.
2.12. Передает Заказчику итоговую часть заключения только после официального получения в полном объеме составленной и подписанной бухгалтерской отчетности Заказчика.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА

3.1. Имеет право получать от Исполнителя информацию о требованиях законодательства, касающегося проведения аудита, в том числе об основаниях для замечаний и выводов, сделанных аудитором.
3.2. Имеет право обратиться с соответствующим заявлением в орган, выдавший Исполнителю лицензию на осуществление аудиторской деятельности, для проверки качества аудиторского заключения в порядке, предусмотренном законодательством.
3.3. Обязан создавать Исполнителю условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, давать по запросу Исполнителя разъяснения и объяснения в устной и письменной форме, а также выполнять необходимые копировально-множительные работы.
3.4. Обязан оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
3.5. Не может предпринимать каких-либо действий с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки или оказании сопутствующих аудиту услуг.
3.6. Не может оказывать давление на Исполнителя в любой форме с целью изменения его мнения о достоверности бухгалтерской отчетности Заказчика.

4. СТОИМОСТЬ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Стоимость аудиторских услуг определяется по цене, устанавливаемой соглашением сторон.
4.2. Стоимость аудиторских услуг по настоящему договору составляет ____________________________
____________________________________________________________________________________________.
(прописью)
4.3. Оплату аудиторских услуг Заказчик осуществляет на основании счета, выписываемого Исполнителем.
4.4. Оплата работ производится в следующем порядке: _____% от стоимости работ Заказчик перечисляет на расчетный счет Исполнителя в течение 3 (трех) дней с даты начала работ, ______% от стоимости работ Заказчик перечисляет на расчетный счет Исполнителя в течение 3 (трех) дней после подписания приемосдаточного акта. За каждый день просрочки Заказчик выплачивает Исполнителю пеню в размере ________% от суммы платежа.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

5.1. Каждая из сторон должна выполнять свои обязанности надлежащим образом, в соответствии с требованиями настоящего договора, а также оказывать другой стороне всевозможное содействие в выполнении обязанностей.
5.2. В случае возникновения споров стороны примут все меры для их разрешения путем переговоров.
5.3. В случае если согласие не будет достигнуто путем переговоров, все споры, разногласия и конфликты, возникающие в связи с исполнением настоящего договора, а также в случае его нарушения или расторжения, будут разрешаться ______________
_______________________________________________________________________.
(наименование суда)
5.4. За неисполнение обязательств по настоящему договору Заказчик и Исполнитель несут имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями настоящего договора.
5.5. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если таковое явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
5.6. Во всем, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством, в том числе положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6.1. Объем не подлежащей разглашению информации определяется Заказчиком и согласовывается с Исполнителем отдельным Приложением к договору.
6.2. Стороны обязуются сохранять строгую конфиденциальность информации, полученной в ходе исполнения настоящего договора, и принять все возможные меры, чтобы предохранить полученную информацию от разглашения.
6.3. Передача конфиденциальной информации третьим лицам, опубликование или иное разглашение такой информации могут осуществляться только с письменного согласия другой стороны независимо от причины прекращения действия настоящего договора.
6.4. Ограничения относительно разглашения информации не относятся к общедоступной информации или информации, ставшей таковой не по вине сторон, а также к информации, ставшей известной стороне из иных источников до или после ее получения от другой стороны.
6.5. Исполнитель не несет ответственности в случае передачи информации государственным органам, имеющим право ее затребовать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Все дополнения и изменения к настоящему договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами.
7.2. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания.
Настоящий Договор подписан «___»________________ __ г. в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Место исполнения сделки ____________________________________.
(наименование населенного пункта)

8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
И ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН

8.1. Срок действия Договора _________________.
8.2. Договор может быть расторгнут по желанию одной из сторон с письменным извещением другой стороны за 15 (пятнадцать) дней до даты расторжения.
8.3. Адреса и расчетные счета Сторон:
Заказчик ____________________________________________________________
Исполнитель _________________________________________________________

9. Подписи сторон:
Заказчик _________________
Исполнитель_____________

Оформляем договор с аудитором: на что обратить внимание

Современный бухучет», 2007, N 10

Отношения с экономическим субъектом оформляются, как это предусмотрено Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), путем заключением договора. Но сложившаяся практика и соответствующее правило (стандарт) аудиторской деятельности рекомендуют перед заключением договора направить руководству экономического субъекта письмо о проведении аудита. Смысл данного документа заключается в следующем. Аудиторские услуги — весьма специфическая область, отличающаяся от услуг других видов (например, юридических, консультационных, информационных и т.д.), прежде всего, содержанием обязательств, а также ответственностью сторон при исполнении договора.

Иногда, приглашая аудиторскую организацию для проведения проверки и соглашаясь на достаточно высокую ее стоимость, руководитель экономического субъекта полагает, что взамен он получает право требовать от аудитора «приведения в порядок» его бухгалтерской отчетности при обнаружении нарушений (т.е., по сути, услуг по восстановлению учета).

Не следует путать восстановление бухгалтерского учета и аудиторскую проверку. Результатом аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и предоставление аудиторского заключения, в аналитической части которого рассмотрены существенные упущения в системе ведения бухгалтерского учета и даны рекомендации по их устранению. Бухгалтер должен понимать, что в представленных рекомендациях даются образцы исправления выявленных упущений. В свою очередь бухгалтер обязан проанализировать все имеющие место хозяйственные операции и при наличии аналогичных ошибок внести исправления в отчетность за все отчетные периоды. Только в этом случае можно считать, что бухгалтером внесены исправления в отчетность.

Письмо о проведении аудита

Нередко руководство проверяемых субъектов под аудиторской проверкой понимает исключительно подтверждение аудитором достоверности сведений в налоговых декларациях. А при обнаружении в них ошибок (после того как подтверждена достоверность бухгалтерской отчетности) аудитор, по мнению руководства, должен будет, как страховая фирма, возместить экономическому субъекту все понесенные убытки в виде штрафных санкций и пени.

Некоторые руководители экономических субъектов считают, что если они платят аудитору деньги, то взамен вправе требовать предоставления им аудиторского заключения «определенного» качества (положительного аудиторского заключения). Поэтому еще до заключения договора (или при его заключении) для аудитора очень важно дополнительно разъяснить потенциальному клиенту специфику аудиторской деятельности, разграничение прав и обязательств, а также ответственности сторон при проведении аудита.

Направление клиенту подобного письма помогает избежать возможного неправильного понимания руководством экономического субъекта условий предстоящего договора. Кроме того, при возникновении конфликтной ситуации между экономическим субъектом и аудиторской фирмой и разбирательстве дела в арбитражном суде письмо о проведении аудита (с отметкой экономического субъекта о его получении) может послужить дополнительным аргументом, свидетельствующим о добросовестности аудитора.

В соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, письмо о проведении аудита должно содержать ряд обязательных реквизитов:

  • объект и цель аудиторской проверки;
  • законодательные и нормативные акты, на основании которых будет проводиться аудит;
  • форма отчетности аудиторской организации;
  • ответственность аудиторской организации;
  • наличие аудиторского риска;
  • обязательства экономического субъекта по предоставлению аудиторам свободного доступа к информации и неоказанию на них давления.

Письмо о проведении аудита может служить также сопроводительным письмом к договору на аудиторскую проверку.

Это интересно:  Какими страховыми взносами облагается договор подряда 2019 год

Договор об оказании аудиторских услуг

После отправки письма о проведении аудита (или вместе с ним) аудиторская организация посылает клиенту текст договора на проведение аудиторской проверки, который является договором возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель по заданию заказчика обязуется оказать ему аудиторскую услугу, а заказчик — оплатить ее. Существенными условиями такого договора выступают: предмет договора (суть оказываемой услуги), порядок и сроки оплаты. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности рекомендуют включать в договор в качестве существенных и следующие условия: условия оказания услуг; права и обязанности аудиторской организации; права и обязанности экономического субъекта; ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Безусловно, стороны могут включать в текст договора и другие условия, которые они сочтут для себя существенными, например возможность привлечения сторонних специалистов или порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе оказания аудиторских услуг.

Рассмотрим примерное содержание существенных условий договора.

Предметом договора является проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности заказчика за определенный период.

В разделе договора о порядке и сроках оплаты устанавливается порядок расчета стоимости аудиторских услуг, например:

  • в договоре указывается цена, устанавливаемая соглашением сторон;
  • в договоре приводится цена по соглашению сторон и оговаривается порядок дополнительной оплаты в случае возникновения дополнительных расходов, не учтенных при формировании договорной цены;
  • в договоре фиксируется ориентировочная стоимость аудиторской проверки (или стоимость человеко-дня работы) и предполагается, что окончательная цена будет установлена в дополнительном протоколе (являющемся неотъемлемой частью договора), исходя из фактически осуществленных затрат.

В большинстве случаев заказчиков более устраивает первый вариант, не связанный с дополнительными расходами или увеличением договорной цены. Очевидно, что аудитор может принять этот вариант, если он уверен в том, что объем предстоящих работ определен им верно, а возникновение дополнительных расходов маловероятно. В противном случае аудитору более подходят второй и третий варианты.

В этом же разделе следует оговорить порядок и сроки оплаты, например:

  • 100%-ная предоплата;
  • частичная предоплата (например, 40 — 70%) с оплатой оставшейся части по окончании работ;
  • оплата по завершении работ.

Естественно, что для аудитора более выгоден вариант полной предоплаты, но заказчик на него соглашается редко (иногда по принципиальным соображениям). На практике при проверках небольших фирм аудиторы часто используют последний вариант, при проверках крупных фирм, связанных со значительными затратами, как правило, в договорах предусматривают второй вариант, устраивающий обе стороны.

В разделе об условиях оказания услуг могут быть указаны: цель оказания услуг; объект аудита; этапы проведения проверки (поквартально, по полугодиям, по результатам работы за год); сроки проведения проверки (начало, окончание); ссылки на законодательные и нормативные акты, федеральные и внутрифирменные стандарты, на основании которых будет проводиться аудит; документы, составляемые аудитором по результатам проверки (письменная информация — отчет, аудиторское заключение), порядок и сроки их передачи заказчику.

Права и обязанности сторон

Права и обязанности сторон перечисляются в соответствии с требованиями ГК РФ, Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности), правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При выполнении договора на проведение аудита аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:

  • самостоятельно выбирать формы и методы проведения аудита исходя из действующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации и действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации. Непредставление или какое-либо ограничение доступа к информации со стороны проверяемого экономического субъекта может рассматриваться как ограничение объема аудита;
  • получать у должностных лиц проверяемой организации разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
  • требовать от государственных органов, по поручению которых проводится аудиторская проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости — также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей;
  • получать по письменному запросу, согласованному с проверяемой организацией, информацию от третьих лиц, необходимую для составления аудиторского заключения.

Аудиторская фирма по своему усмотрению вправе совершать в отношении принадлежащей ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным нормативным актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы аудируемых и других лиц. Если по результатам аудиторской проверки будут выявлены нарушения, то аудиторская фирма вправе потребовать устранения недостатков. Аудиторская фирма при выполнении договора может отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении. Это возможно в следующих случаях:

  • непредставления организацией всей необходимой для проверки документации;
  • выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Для проведения проверки аудиторская фирма может привлекать сторонних специалистов (например, экспертов, оценщиков), но лишь с согласия проверяемой организации. В договоре должен быть оговорен срок передачи аудиторского заключения. Если в результате проведенного аудита будут выявлены нарушения, существенно влияющие на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности, а организация откажется их исправить, то аудиторская фирма обязана отразить этот факт в своем заключении.

Что касается прав и обязанностей аудируемых организации, то наиболее существенными из них являются:

  • право на получение аудиторского заключения, подготовленного в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности, в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
  • право быть осведомленной о предполагаемом использовании аудиторской организацией привлеченных сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) и отказаться от их участия с предоставлением аудиторским организациям мотивированных возражений в письменной форме;
  • по своему усмотрению передавать оригиналы или копии своих документов аудиторским организациям, проводящим аудит. Однако организация не имеет права требовать от аудиторской фирмы (индивидуального аудитора) предоставления рабочей документации аудита или ее копий полностью или в какой-либо части, кроме ситуаций, прямо прописанных в законодательстве Российской Федерации;
  • обращаться в уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (Минфин России), а также в исполнительные органы профессиональных аудиторских ассоциаций с заявлениями о нарушениях аудиторскими организациями законодательных и других нормативных актов, а также профессиональных этических принципов аудита.

Ответственность сторон указывается на основании требований ГК РФ, Закона об аудиторской деятельности.

Обратите внимание! Иногда заказчик настаивает на включении в этот раздел обязанности аудитора по возмещению убытков, связанных с начислением налоговыми инспекциями санкций за отчетный период, проверенный аудитором. Заказчику важно знать, что обязанность по возмещению ему убытков предусмотрена для исполнителя ГК РФ при наличии вины исполнителя независимо от того, зафиксирован ли подобный пункт в договоре. Таким образом, если заказчик настаивает, в раздел договора об ответственности сторон может быть включен пункт об обязанности возмещения исполнителем заказчику понесенных последним убытков (штрафов, обоснованно начисленных налоговой инспекцией, обнаружившей существенные ошибки и нарушения в проверенном аудитором периоде), возникших по вине исполнителя. Подобная формулировка не возлагает дополнительной ответственности на аудитора, так как она, по сути, повторяет формулировку ГК РФ.

Заказчик может потребовать возмещения убытков, причиной для которых послужило ненадлежащее исполнение обязательств аудитором (п. 1 ст. 393 ГК РФ). В договорах на оказание аудиторских услуг указывают, что если клиенту из-за неквалифицированной проверки будут начислены штрафы, аудиторская фирма понесет имущественную ответственность за ущерб. На первый взгляд кажется, что проблем возникнуть не должно: или аудиторы постараются, чтобы штрафов не было, или возместят убытки. На самом деле одно только упоминание в договоре о неквалифицированном аудите влечет за собой немало трудностей. Дело в том, что доказать «некачественность» проверки можно только через суд, который привлечет для этого специалистов, например, другую аудиторскую фирму.

У собственников, менеджмента и главных бухгалтеров компаний возникает резонный вопрос: на кого возложить бремя финансовых санкций за проверенные аудиторами периоды?

Одной из форм гражданско-правовой ответственности является уплата неустойки. Неустойкой (штрафом, пеней) признается зафиксированная в законе или договоре денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. Значимое преимущество этого способа — не надо в судебном порядке доказывать, что компании причинены убытки (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Таким образом, в договор на оказание аудиторских услуг надо включить условие о том, что аудиторская организация обязана проверить правильность составления налоговых деклараций, правильность исчисления и уплаты налогов и отразить в отчете допущенные нарушения. Если аудиторы нарушений не обнаружат, но их выявят сотрудники налоговой инспекции, то аудиторская организация будет обязана оплатить неустойку.

Страхование профессиональной ответственности аудитора

Закон об аудиторской деятельности устанавливает, что при проведении обязательного аудита компания обязана страховать риск ответственности за нарушение договора (ст. 13 Закона об аудиторской деятельности). Соответственно, в договоре заказчик и аудиторская компания вправе сами определить понятие и уровень ответственности. На сегодняшний день у многих ведущих российских компаний профессиональная ответственность аудитора застрахована. Лимит ответственности по каждому страховому случаю аудиторская компания устанавливает сама, учитывая статус и возможные риски обслуживаемых предприятий.

Так что будущим клиентам аудиторских организаций будет не лишним поинтересоваться, застрахована ли профессиональная ответственность аудиторов.

Если аудиторская организация страхует свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора, убытки от штрафа будет оплачивать страховая компания. У аудиторов же необходимо поинтересоваться наличием договора страхования и его содержанием.

Признание расходов на аудит в целях налогообложения

Многим организациям, имеющим иностранных учредителей, деловых партнеров за рубежом или же только выходящих на международные рынки, рынок IPO, приходится составлять финансовую отчетность по международным стандартам (МСФО). Именно с помощью финансовой отчетности по стандартам МСФО организация может подтвердить для иностранных партнеров свое устойчивое финансовое положение, надежность в качестве контрагента. Для подтверждения правильности отражения показателей в финансовой отчетности по правилам МСФО проводится аудит по международным стандартам. В связи с этим у организаций возникают вопросы по признанию для целей налогообложения прибыли расходов по составлению финансовой отчетности по стандартам МСФО и по проведению аудита отчетности.

В частности, когда организация составляет отчетность по МСФО для передачи акционеру, который составляет консолидированную отчетность по МСФО, а также по требованию кредитора (зарубежного банка), чиновники считают правомерным учитывать в составе прочих расходов затраты на составление отчетности (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Расходы организации на аудиторские услуги в силу пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Специалисты финансового ведомства считают, что расходы на проведение аудита по правилам МСФО могут признаваться для целей налогообложения прибыли теми организациями, для которых установлена обязанность представлять финансовую отчетность в соответствии с ними. Так, согласно Официальному сообщению Банка России от 02.06.2003 «О переходе банковского сектора Российской Федерации на Международные стандарты финансовой отчетности» с 1 января 2004 г. предусматривается переход всех кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности по МСФО.

Это интересно:  Договор на оКазание услуг по подготовке документов 2019 год

Следовательно, организации, в отношении которых такой обязанности не установлено, расходы на проведение аудита по международным стандартам для целей налогообложения прибыли в составе расходов на аудит не учитывают.

В то же время по рассматриваемому вопросу складывается и иная точка зрения.

Главными критериями, при которых возможно признание расходов для целей налогообложения прибыли, являются экономическая обоснованность расхода, его направленность на получение дохода в будущем (ст. 252 НК РФ). Финансовая отчетность по стандартам МСФО составляется организацией для подтверждения иностранным партнерам своей финансовой устойчивости и надежности. Представление этой отчетности, как правило, предшествует переговорам о заключении крупных контрактов. То есть направленность на получение дохода при этом очевидна.

Статья 264 НК РФ, указывая в перечне прочих расходов расходы на аудиторские услуги, не ограничивает проведение аудита только аудитом по российскому законодательству. НК РФ не содержит запрета на признание расходов на составление бухгалтерской отчетности по правилам МСФО.

  • составление отчетности по МСФО является для налогоплательщика обязательным;
  • ценные бумаги налогоплательщика — акционерного общества обращаются на фондовом рынке;
  • ценные бумаги налогоплательщика обращаются на рынке иностранного государства, что требует представления отчетности по действующим национальным правилам;
  • налогоплательщик исполняет требования иностранного акционера, формирующего консолидированную отчетность;
  • налогоплательщик исполняет требования иностранного кредитора, формирующего консолидированную отчетность.

В случае когда налогоплательщик составлял международную отчетность для других целей, налоговые органы могут отказать в признании затрат. Минфин России подчеркивает, что оплата услуг по составлению международной отчетности, не являющейся для налогоплательщика обязательной, не может быть включена в состав расходов на оплату аудиторских услуг. Данные затраты подлежат налоговому учету как прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Следовательно, Минфин России свою позицию не изменил, для него возможность признания при налогообложении расходов на проведение аудита по МСФО зависит от возможности налогоплательщика доказать наличие обязанности по составлению отчетности по МСФО.

Не стоит забывать, что расходы на проведение аудита по МСФО должны быть обоснованны и документально подтверждены на основании ст. 252 НК РФ.

О некоторых аспектах правового регулирования договора на оказание аудиторских услуг (Роженцова И.А.)

Дата размещения статьи: 14.09.2017

Рассмотрены проблемы правового регулирования договора на оказание аудиторских услуг. Проведен анализ требований нормативно-правовых актов о предмете, сторонах и других существенных условиях исследуемого договора. Актуальность темы обусловлена наличием коллизионных норм гражданского права в сфере оказания аудиторских услуг в нормативных документах, принятых в различные моменты времени. В современных условиях важно защищать права пользователей аудиторских заключений, как наиболее зависимой стороны в обязательстве.

Введение

С момента нормативного закрепления аудита на государственном уровне Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. прошло более двадцати лет, но нормотворческая и правоприменительная практика по аудиту все еще находится на стадии формирования и развития. Многие вопросы правового обеспечения аудиторской деятельности остаются нерешенными.
В действующем Гражданском кодексе РФ отсутствуют понятие аудиторских услуг и трактовка их содержания. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется на основании отдельного Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ), а в ч. 2 ст. 779 ГК РФ только упоминаются аудиторские услуги, в связи с тем что договор на оказание аудиторских услуг должен заключаться в соответствии с нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг».
Тем не менее решение отдельных проблем нормативно-правового регулирования аудита и заключения договора на оказание аудиторских услуг способно коренным образом повлиять на доверие пользователей финансовой отчетности к аудиторам и аудируемым лицам, препятствовать злоупотреблениям в экономической сфере и мошенничествам при подготовке бухгалтерской отчетности.

Аудиторские услуги: понятие, раскрытие в законодательстве

При исследовании вопросов правового регулирования договора на оказание аудиторских услуг целесообразно определить, что подразумевает законодатель под этим термином.
В ст. 1 Закона N 307-ФЗ дается определение аудита как независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о ее достоверности. Кроме того, Закон раскрывает понятие «аудиторская деятельность», определяя ее как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Расшифровки термина «аудиторские услуги» Закон не содержит, при этом сопутствующие аудиту услуги раскрываются в отдельных федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности [17], а перечень прочих услуг, которыми может заниматься аудитор, является закрытым и устанавливается ч. 7 ст. 1 Закона [12].
О.Г. Лазаренкова и Е.Ю. Каргина определяют аудиторские услуги как возмездную деятельность аудитора по независимой проверке финансовой отчетности, тем самым отождествляют понимание аудиторских услуг с аудитом. Аудиторская деятельность при этом носит более широкий характер [10].
М.В. Леус также разграничивает понятия «аудиторские услуги» и «аудиторская деятельность», несмотря на то что и сам аудит как независимая проверка, и прочие услуги проводятся одним и тем же исполнителем, индивидуальным аудитором или аудиторской организацией [11].
К сопутствующим аудиту услугам словарь терминов МСА относит согласованные процедуры и компиляцию финансовой информации, которые, на наш взгляд, следует включить в аудиторские услуги.
Поскольку аудиторская деятельность, кроме непосредственного оказания услуг по аудиту, включает в себя оказание прочих услуг, а также прохождение необходимых процедур по аттестации аудиторов и допуску к осуществлению аудита (вступлению в СРО), мы не можем отождествлять ее с понятием услуги как объекта гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), включающей как возмездные, так и безвозмездные правоотношения [3].
В п. 1 ст. 779 ГК РФ под услугой законодатель понимает совершение определенных действий или осуществление деятельности, тем самым еще более усложняя понимание различий между услугой и деятельностью. Определим аудиторские услуги как профессиональные возмездные действия аудиторской организации или индивидуального аудитора — услугодателя, направленные на достижение определенного нематериального результата, удовлетворяющие потребности заказчика (услугополучателя) и общества в целом в достоверной информации, содержащейся в бухгалтерских отчетах, компилированной информации и аналитических обзорах о финансовом положении аудируемых лиц, а также о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Таким образом, под аудиторскими услугами будем понимать предпринимательскую (возмездную) деятельность аудитора по проведению аудита, обзорных проверок и сопутствующих услуг, регулируемых нормами общего и специального гражданского законодательства по аудиту [19].

Договор на оказание аудиторских услуг: элементы, отличительные особенности и противоречия в правовых нормах

Качество аудиторских услуг по договору

Критерии качества услуг в общем гражданском законодательстве определены недостаточно четко. Согласно ст. 721 ГК РФ качество оказанной исполнителем услуги, а также достигнутого им результата должно соответствовать условиям договора возмездного оказания услуг, а при отсутствии или неполноте условий договора — требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода.
Анализ нормативных актов и практики аудиторских услуг показывает, что качественными будут считаться те аудиторские услуги, которые были оказаны компетентными специалистами в соответствии с требованиями Закона «Об аудиторской деятельности» и действующих профессиональных стандартов.
С 1 января 2017 г. аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита, хотя услуги по договорам, заключенным до 1 января 2017 г., все еще могут оказываться на основании федеральных стандартов аудиторской деятельности.
Качество аудита достигается:
— во-первых, посредством обязательной процедуры аттестации и ежегодного повышения квалификации аудиторов;
— во-вторых, развитой системой внутреннего контроля качества услуг в аудиторской организации, которая должна быть создана в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона N 307-ФЗ, МССК N 1 (до 2017 г. в соответствии с ФПСАД N 34).
Аудиторской организации или индивидуальному аудитору следует установить и применять обязательные процедуры для внутреннего контроля качества проводимых проверок, что с 2017 г. регламентируется Международным стандартом N 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг», введенным в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н.
При этом не стоит забывать, что конечным результатом аудита является аудиторское заключение с выраженным в нем мнением, содержащим профессиональное суждение аудитора о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. В случае ошибочного суждения аудитора пользователи финансовой информации будут введены в заблуждение, следовательно, услугу можно расценивать как некачественную.
Проблема качества аудиторских заключений является одной из главных в практике аудита, которая оказывает влияние на оценку обществом аудиторской деятельности в целом и отдельных аудиторов в частности. Поэтому обеспечение качественных аудиторских проверок является задачей всего профессионального сообщества.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 10 Закона N 307-ФЗ внешний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. С этой целью СРО аудиторов на основании требований п. 7 ст. 10 Закона N 307-ФЗ должны установить правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, в которых должны быть согласованы формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок. По результатам проверок СРО в отношении своих членов могут применять дисциплинарную ответственность в соответствии со ст. 20 Закона.
Однако недостаток внешнего контроля кроется в пп. 1 п. 3 ст. 17 Закона N 307-ФЗ, определяющем требование к минимальному количеству членов саморегулируемой организации, которое выражено в абсолютных величинах. В этой ситуации СРО не заинтересована в строгом контроле, поскольку это может привести к исключению ее членов из саморегулируемой организации и, соответственно, к потере ее собственного статуса [9, с. 69].
Внешние плановые проверки качества аудиторских услуг осуществляются также уполномоченным федеральным органом (Федеральным казначейством РФ), но только в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит, и не чаще одного раза в два года (п. 5 и пп. 2 п. 9 ст. 10).
При этом следует отметить, что уполномоченный федеральный орган может проводить и внеплановые внешние проверки на основании жалоб на действия аудиторов, нарушающие Закон, правила независимости, стандарты или Кодекс этики. В его функции также входит уведомление СРО о принятых по результатам проверок решениях об исключении аудиторской организации из членов СРО, а также о мерах административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Но проблема Заказчика по договору оказания аудиторских услуг или третьих лиц результатом внешних контрольных процедур, например исключением аудитора из СРО, не будет решена. Фактически некачественная услуга уже оказана, аудиторское заключение выдано и последствия (реальные убытки, упущенная выгода и т.д.) наступили.
В этом случае возникает вопрос о применении к аудитору гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору.

Гражданско-правовая ответственность аудитора по договору

Самой сложной и неоднозначной проблемой является вопрос ответственности аудитора по договору оказания аудиторских услуг. Ответственность исполнителя носит двойственный характер, что подразумевает наличие гражданско-правовых и финансово-правовых аспектов.
Особенностью договора на оказание аудиторских услуг от других договоров возмездного оказания услуг является разграничение ответственности по отношению к клиенту и третьим лицам (пользователям финансовой отчетности).
Аудиторское заключение является публичным документом, оно размещается на сайтах организаций и доступно неограниченному кругу пользователей, несмотря на то что адресатом в заключении обычно выступают собственники (учредители) организации. Любое юридическое или физическое лицо, ознакомившись с аудиторским заключением, может принять важные для себя экономические решения. Например, банк выдаст организации кредит, гражданин приобретет акции предприятия и станет акционером. И первый, и второй могут понести убытки, если аудируемое лицо признают банкротом или оно просто станет неплатежеспособным и убыточным, следовательно, не сможет погасить свои обязательства перед кредиторами или акционерами. Убытки, понесенные в результате основанного на аудиторском заключении решения, любой пользователь имеет право предъявить к аудиторской организации на основании п. 1 ст. 393 ГК РФ, заявив иск о некачественном исполнении аудитором своих обязанностей по договору оказания аудиторских услуг и выдаче недостоверного (и даже заведомо ложного) аудиторского заключения. Суд сможет удовлетворить требования истцов, если будут доказаны факты нарушения аудитором требований стандартов, разглашения конфиденциальной информации или выдачи заведомо ложного аудиторского заключения, например нарушения (отклонения) в процессе аудиторской проверки или отсутствие рабочих документов, подтверждающих проведение аудиторских процедур и сбор надлежащих и достаточных доказательств.
Тем не менее на практике доказать, что установленные в стандартах требования к качеству услуг не выполнены, достаточно сложно.
Заметим, что судебная практика по вопросу возмещения аудиторами убытков клиентам в результате некачественно проведенного аудита в последние годы отсутствует. Представляется достаточно проблематичным, равно как и весьма продолжительным по времени, доказывание как самого факта наличия допущенной аудитором ошибки, так и причинно-следственной связи между фактом ошибки и фактом возникновения у клиента или третьей стороны убытков. Следует также помнить, что на основании требований стандартов аудиторы применяют выборочный способ проверки, что существенно ограничивает их ответственность в случае предъявления претензий со стороны аудируемого лица.
К материалам гражданского дела возможно приобщить решение уполномоченного федерального органа или СРО об исключении аудиторской организации из членов саморегулируемой организации аудиторов, но оно лишь косвенно подтверждает некачественную услугу по конкретному договору, поскольку одновременно аудиторы могут работать по нескольким договорам и нарушение может не иметь отношения к аудиторской проверке аудируемого лица, аудиторское заключение которого привело к убыткам у Истца.
Для решения проблемы Истца, по нашему мнению, возможно заявление ходатайства о проведении судебной экспертизы с целью сбора доказательств по арбитражному делу, что позволит судье привлечь эксперта для проверки соответствия рабочих документов, представленных аудитором в суд, требованиям нормативных актов и методикам аудита.
Экспертное заключение позволит проанализировать исполнение аудитором требований Закона и аудиторских стандартов при проведении конкретной проверки, а в случае выявления нарушений — определить действительную величину убытков Истца по причине некачественного аудита. Расходы на выплату вознаграждения эксперту являются судебными расходами и распределяются между сторонами по решению суда.
Важен также другой факт: суды часто признают договор на оказание аудиторских услуг незаключенным или недействительным, если в договоре не согласованы условия о предмете и цене, если не исполнены обязательные процедуры для назначения аудиторской проверки и другие важные моменты. Поэтому у клиента (Заказчика) или аудируемого лица есть способ просто оспорить договор, признать его незаключенным и потребовать возмещения убытков.

Это интересно:  Договор на оКазание услуг по регистрации ооо 2019 год

Заключение

Таким образом, в действующих нормативно-правовых актах отсутствует системное правовое регулирование договора на оказание аудиторских услуг: нет четкого определения сторон и предмета договора, имеются сложности в оценке качества полученных аудиторских услуг со стороны Заказчика, что может привести к спорам между аудиторами, аудируемыми лицами и заказчиками, а также снизить доверие пользователей к финансовой информации.
Тот факт, что в России сложилась смешанная система регулирования аудиторской деятельности (с одной стороны — регламентация норм государственными органами, с другой — непосредственное участие в регулировании, аттестации и контроле профессиональных аудиторских организаций), позволяет постепенно развиваться рынку аудиторских услуг по англо-американской модели. Но при этом стоит помнить об особенностях национальной рыночной экономики, вышедшей из директивной экономики СССР: жесткие рычаги государственного регулирования и огосударствление части организаций, в основном добывающей отрасли. В этих условиях большое значение имеет государственный контроль над аудиторской деятельностью в целом и за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в частности.
Решение названных правовых коллизий на законодательном уровне необходимо для дальнейшего развития аудиторской деятельности, препятствования злоупотреблениям и повышения доверия общества к выдаваемым аудиторским заключениям.

4.4. Договор на оказание аудиторских услуг

Поскольку аудиторская деятельность является предпринимательской, то отношения аудиторской организации (индивидуального аудитора) и экономического субъекта оформляются гражданско-правовым договором — договором возмездного оказания услуг (ДВОУ).

Договор на оказание аудиторских услуг — это официальный документ, регламентирующий взаимоотношениямежду аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее клиентом. По договору исполнитель — аудитор — обязу­ется оказать услуги, т.е. совершить определенные действия, а заказ­чик — аудируемое лицо — оплатить эти услуги. Таким образом, этот документ подтверждает и фиксирует официальное и юридическое согласование интересов двух сторон.

Структура и содержание договора на оказание аудиторских услуг. Договор на оказание аудиторских услуг состоит из следующих разделов: предмет договора (проведение проверки или оказание сопутствующих аудиту услуг); права и обязанности сторон; ответственностьсторон при расторжении договора и условия расторжения договора; порядок сдачи работы; расчеты по договору; дополнительные условия;юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

В договоре указывается: своевременность выполнения работ по договору; сохранность документации; права заказчика во время вы­полнения работ; содействие заказчика; конфиденциальность получен­ной сторонами информации; ответственность аудитора (аудиторской организации) за ненадлежащее качество аудита; приемка заказчиком работы, выполненной аудитором (аудиторской организацией); ка­чество работы; сроки обнаружения надлежащего качества результатовработ; права на результаты интеллектуального творчества. В тексте договора целесообразно оговорить условия, когда аудиторская орга­низация (индивидуальный аудитор) может выдать отрицательное аудиторское заключение или отказаться от его выдачи, а также ука­зать сроки представления клиентом документов для проведения про­верки. Договор считается заключенным с момента его подписания, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным пунктам и условиям договора.

Специфика ДВОУ связана с порядком исполнения договора, оплатой услуг, последствиями невозможности достижения результатов работы, обязательствами сторон при одностороннем отказе от исполнения договора.

В процессе выполнения договора аудиторы должны поддерживать постоянные контакты с руководством проверяемого субъекта хозяйствования. Учитывая значение взаимопонимания аудитора и клиента, этому вопросу посвящен специальный стандарт аудиторской деятельности и ряд статей Кодекса этики аудитора.

Аудитор постоянно знакомит руководство организации с ходом проверки, обращается за дополнительными разъяснениями и знакомит с документами, получаемыми от третьих лиц.

Взаимодействие в процессе проведения проверки предусматривает понимание руководством субъекта мнения аудитора, которое он выражает в заключительном документе.

4.5. Планирование аудиторской проверки

Назначение планирования аудита. Планирование аудита явля­ется начальной стадией проведения аудиторской проверки, котораяначинается до написания письма-обязательства и заключения догово­ра с клиентом. Планирование аудита регулируется федеральным пра­вилом (стандартом) «Планирование аудита» (утверждено постанов­лением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, в ред. постановлений Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532, от 16 ап­реля 2005 г. № 228) и проводится с целью получения необходимой ин­формации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффектив­ности функционирования системы внутрифирменного контроля; определения содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению. Оно позволяет обеспечить эф­фективную и экономически оправданную аудиторскую проверку.

Принципы планирования. При планировании проверки наряду с соблюдением общих принципов аудита должны соблюдаться и его частные принципы, к которым относятся:

комплексность — обеспечение взаимопроверки и согласование всех этапов планирования от предварительного до составления обще­го плана и программы аудита;

непрерывность — установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяй­ствующим субъектам (структурным подразделениям, выделеннымна отдельный баланс);

оптимальность — вариантность планирования для возможного выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита.

Этапы планирования аудита. Специфика деятельности аудиру­емой организации, сложность работы, а также ограниченность проверкиво времени требуют определения четкой последовательности этапов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами.

На основе предварительной проверки аудиторская организация разрабатывает общий план аудиторской проверки, который становится неотъемлемой частью договора, и определяет с согласия заказчика допустимый уровень аудиторского риска, существенности и аудиторской выборки.

Аудиторская организация должна достичь достаточного понимания деятельности проверяемого экономического субъекта в отношении как основной, так и инвестиционной деятельности, прочих (внереализационных) операций.

Для этого необходимо оценить влияние внешних и внутренних факторов.

• факторы, связанные с особенностями экономической деятельности

• нормативные правовые факторы

Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

Общий план аудита это руководство по осуществлению про­граммы аудита. В нем рекомендуется предусмотреть: конкретные об­ласти, подлежащие изучению; формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов, привлекаемых к прове­дению проверки; распределение аудиторов в соответствии с их про­фессиональными качествами и должностными уровнями по конкрет­ным участкам аудиторской проверки; бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; предполагаемые сроки работы группы; инструк­тирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также с положениями общего плана аудита; разъяснение руководителем ауди­торской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур; контроль руководителя за выпол­нением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита.

Программа аудита. Программа аудита составляется на основе общего плана аудита, является его детальным развитием и представ­ляет собой перечень процедур, необходимых для практической реали­зации общего плана аудита. Она включает в себя цели и задачи по каж­дому участку проверки, характер и методы проверки, распределение и закрепление обязанностей между проверяющими аудиторами, сроки выполнения работ, уровень ответственности и оплаты труда аудито­ров, форму и порядок оформления результатов аудита. Фактически программа аудита служит инструкцией для аудиторов и средством контроля качества работы для руководителей аудиторской орга­низации.

Программу аудита составляют в виде программы тестов средств контроля (перечня процедур для сбора информации о функциониро­вании системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета) ипро­граммы аудиторских процедур по существу (перечня процедур для сбо­ра информации непосредственно об оборотах и остатках на счетах). Для процедур по существу аудитор должен определить, какие разде­лы бухгалтерского учета необходимо проверить, и по каждому из них составить программу аудита.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector