+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Договор субподряда по гособоронзаказу образец 2019 год

О том, какого характера соглашение необходимо подписывать между подрядчиком и субподрядчиком в рамках выполнения работ по госзаказу, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Игорь Котыло и Аркадий Серков.

С предприятием в рамках выполнения работ по государственному оборонному заказу был заключен государственный контракт. При этом предприятие получило право привлекать к ведению работ субподрядчиков. Может ли такое предприятие настаивать на заключении с субподрядчиком КОНТРАКТА, а не договора — при том, что текст этого контракта является зеркальным отражением госконтракта, включая требование его обеспечения.

Именование договора субподряда, заключаемого исполнителем государственного контракта, также государственным контрактом» некорректно, однако само по себе не влечет для сторон каких-либо негативных последствий.

Включение в такой договор положений, аналогичных условиям государственного контракта, в целях исполнения которого договор заключается, не обязательно. Однако заказчик по такому договору — подрядчик по государственному контракту, вправе обусловить само заключение такого договора включением таких положений.

Обоснование вывода. Прежде всего отметим, что «контракт» — латинское слово, которое означает то же, что и «договор» по-русски. Поэтому в публицистике, деловом обороте и юридической науке слова «договор» и «контракт» являются синонимами. Вместе с тем в нормативных актах термин «контракт» может использоваться для именования некоторых категорий договоров, чтобы отделить их от прочих. Это касается и выделения нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) государственных контрактов. Так, согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ под государственным контрактом понимается договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд. Практически то же определение дается в ГК РФ, хотя и только применительно к государственным и муниципальным контрактам на поставку товаров (ст. 525 ГК РФ) и на выполнение подрядных работ (ст. 763 ГК РФ). Эти категории договоров регулируются отдельными нормами: параграф 4 главы 30 ГК РФ и параграф 5 главы 37 ГК РФ соответственно, хотя к ним применяются и общие положения о купле-продаже (п. 5 ст. 454 ГК РФ) и подряде (п. 2 ст. 702 ГК РФ) соответственно.

Как видим, главным определяющим условием для квалификации договора как «государственного контракта» является то, что со стороны заказчика он заключается именно государственным заказчиком, к которым согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ относятся получатели федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Соответственно, договор, заключаемый иными лицами, в том числе — подрядчиками по государственному контракту, не может быть квалифицирован как «государственный контракт».

При этом законодательство также не требует именовать какие-либо договоры, включая государственные контракты, определенным образом и не устанавливает каких-либо негативных последствий за «неправильное» наименование документа. Однако в любом случае при рассмотрении спора в судебном порядке суд в силу ст. 431 ГК РФ будет толковать договор исходя из существа возникающих из него обязательств, а не из названия или применяемой терминологии. А из ч. 6 ст. 13 АПК РФ следует, что суд в первую очередь будет применять к договору те нормы, которые прямо регулируют возникающие из него обязательства.

Соответственно, договор, заключенный лицом, не являющимся государственным заказчиком, не будет квалифицирован как государственный контракт, даже если он будет заключаться в целях исполнения государственного контракта, и к нему нормы ГК РФ и Закона N 94-ФЗ о государственных и муниципальных контрактах применяться не будут.

Напомним также, что Закон N 94-ФЗ применяется при размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками, а также бюджетными учреждениями (ч. 2 ст. 1 указанного Закона). Под размещением заказов понимаются действия, совершаемые в соответствии с Законом N 94-ФЗ указанными лицами по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей и заключению с ними соответствующих контрактов или иных гражданско-правовых договоров (ст. 5 Закона N 94-ФЗ). Соответственно, требования, установленные ст. 9 и другими нормами Закона N 94-ФЗ к условиям контрактов, применяются именно только к контрактам и гражданско-правовым договорам, заключенным вышеуказанными лицами в соответствии с этим Законом. К договорам, заключаемым для обеспечения исполнения этих контрактов, эти требования не применяются.

Исключение составляют случаи исполнения государственного оборонного заказа. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» примерные условия государственного контракта (контракта) на выполнение оборонного заказа определяются Правительством Российской Федерации, а согласно пп. «а» п. 7 примерного государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 41, условия этого государственного контракта подлежат включению исполнителем в контракты с соисполнителями.

В остальных же случаях условия договора субподряда, заключенного с целью исполнения государственного контракта, определяются в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. В связи с этим напомним, что согласно принципу свободы договора, закрепленному п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В данном случае законом или иными правовыми актами не предусмотрена обязанность сторон по включению в заключаемый ими договор условий, аналогичных условиям государственного контракта, установленных Законом N 94-ФЗ. Однако, исходя из того же принципа свободы установления договорных отношений, исполнитель государственного контракта — заказчик по договору субподряда вправе предложить потенциальному контрагенту включение в договор субподряда таких условий и отказать от заключения такого договора в случае отказа.

Мы являемся Подрядчиком по договору в рамках Гособоронзаказа.

Открыли отдельный счет. Размер аванса очень маленький, поэтому все работы и закупку материалов ведем за счет собственных средств. Сейчас оформляем договор субподряда на выполнение работ (без материалов). Вопрос: Должен ли Субподрядчик тоже открывать отдельный счет для расчетов с ним? Или мы можем, просто, после окончания всех работ по этому контракту и после поступления окончательного расчета на отдельный счет возместить себе на расчетный счет все свои понесенные расходы и рассчитаться с Субподрядчиком со своего счета? По договору Субподряда расчет с Субподрядчиком производится после полного расчета с нами (Подрядчиком). Спасибо.

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

В соответствии с п.2 «е» ст. 8 перечисление с отдельного счета на возмещение (компенсацию) понесенных головным исполнителем, исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запасов для выполнения ГОЗ возможно только после исполнения государственного контракта, контракта и только при условии отражения данной (возмещаемой) суммы в ГК, контракте.

?Головной исполнитель, исполнитель до заключения ГК, контракта может осуществлять за счет собственных средств опережающие закупки материалов и услуг, нести иные расходы, необходимые для выполнения ГОЗ.

?Возмещение (компенсация) таких расходов (при наличии таково условия в ГК, контаркте) осуществляется после исполнения ГК, контракта при условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности фактических расходов посредством перевода на расчетный счет организации.

?Данная компенсация подтвержденного размера запасов, т.е. расходов, понесенных головным исполнителем, исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения ГОЗ, будет осуществляться при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, т.е. путем фиксации в ГК, контракте размера (суммы) данного запаса.

И почитайте еще

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственном оборонном заказе»

Статья 8. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 159-ФЗ)

Гособоронзаказ: законодательный нонсенс

Осенью прошлого года в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» внесены поправки, которые до сих пор вызывают множество вопросов (порой – недоумение) у поставщиков. Об ошибках и провалах 275-ФЗ пресс-службе BiCo рассказала ведущий научный сотрудник, заведующая кафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук Ольга Беляева.

– Ольга Александровна, давайте для начала охарактеризуем гособоронзаказ, потому что многие поставщики до сих пор думают, что это исключительно танки и пушки. Например, пуговицы и нитки также закупаются в рамках ГОЗ?

– Понятие гособоронзаказа является довольно широким. Например, совсем недавно я столкнулась на практике с такой ситуацией, когда текущий ремонт, уборка, охрана тоже были признаны гособоронзаказом, включены в него. Вообще ГОЗ – это довольно широкая система. Та же еда для солдат – это тоже ГОЗ. Поэтому он не сводится исключительно к вооружению и военной технике. Но вообще ГОЗ – это закупки для нужд армии. В настоящее время заказчик в рамках ГОЗ у нас один – Министерство обороны Российской Федерации.

– В чём главная суть ГОЗ: каковы основные отличия 275-ФЗ от других законов, регулирующих тендерный рынок? Есть ли какие-то принципиальные моменты, которые нужно учитывать поставщикам?

– Я полагаю, что на сегодняшний день принципиальное отличие гособоронзаказа от других законов – это введение жесточайших условий банковского сопровождения. Именно это я считаю самым главным отличием. Сам по себе гособоронзаказ – это неконкурентная среда. Вот это надо понимать чётко. То есть если мы говорим, допустим, о рынке продуктов питания или лекарственном рынке – это конкурентный рынок, он очень насыщенный. А гособоронзаказ – он по существу своему не такой. Во-первых, заказчик по большому счёту один у нас на всю страну и, соответственно, именно он определяет правила игры. Но, как Вы понимаете, у нас немного производителей, например, бронетранспортёров, поэтому рынок этот неконкурентный. В основном, гособоронзаказ – это единственные поставщики, то есть это не тендерная закупка, а именно прямая закупка. Я бы сказала, что это особая характеристика ГОЗ, а законодательное основное отличие – это жесточайшее банковское сопровождение. Оно, конечно, выросло из контрактной системы: понятно, что его не с нуля придумали. Но если сравнить с тем, что предусмотрено в контрактной системе, то нормы, предусмотренные в ГОЗ, – это совершенно разные типы банковского сопровождения.

Это интересно:  Образец договора самозанятого репетитора 2019 год

– Почему понадобился отдельный закон для регулирования в этой сфере? Нельзя ли было уложить всё в рамки того же 44-ФЗ?

– Во-первых, это традиционное специальное регулирование: ныне действующий закон не первый, который посвящён ГОЗ. Я хотела бы подчеркнуть, что сам закон о контрактной системе предусматривает, что он действует на ГОЗ только в части, не противоречащей специальному закону. То есть закон о ГОЗ гармонично встроен в эту систему, потому что нужно понимать, что 44-ФЗ не может охватывать всё (да и не охватывает). Наше законодательство действует в системе: есть Конституция, Гражданский кодекс… Есть закон о контрактной системе, а дальше уже – определённая специфика. Закон о гособоронзаказе применяется как специальный закон перед общими. Это вполне логично, так как речь идёт о безопасности и обороноспособности государства – здесь нельзя обойтись общими нормами. Иными словами, 275-ФЗ как бы конкретизирует некоторые аспекты 44-ФЗ.

– В прошлом году ГОЗ выполнен не на 100%. Как думаете, что мешает выполнять его в полном объёме? Может, дело в несовершенствах законодательства?

– Чтобы дать комплексный ответ, что конкретно мешает выполнять ГОЗ в полном объёме, нужно говорить и о макро-, и о микроэкономических причинах, и об общей ситуации на рынке. Я же могу дать ответ только как юрист. Да, законодательство несовершенно. Законодательство у нас очень нестабильное: постоянно вносится какое-то сумасшедшее количество поправок в законы, 275-ФЗ – не исключение. Несовершенства имеют место быть. Но нужно понимать, что не законодатели являются инициаторами поправок в законодательство. Инициаторами могут быть и все участники ГОЗ, и Министерство обороны. Насколько я знаю, сейчас разрабатывается очередной пакет поправок в закон о ГОЗ, который направлен на оптимизацию его норм. Будем надеяться, что хотя бы некоторые законодательные препоны исчезнут, потому что, ещё раз повторю, мне сложно судить, в чём заключаются конкретные причины неисполнения ГОЗ, потому что это могут быть и действия головных исполнителей, и заказчика, и общие макроэкономические причины. С точки зрения законодательства здесь есть, над чем работать.

– С сентября 2015 года вступили в силу масштабные поправки в законодательство по ГОЗ. В чём их суть? Что принципиально изменилось в ГОЗ с их внесением?

– Начну с того, что в прошлом году 275-ФЗ был очень серьезно модернизирован. Причем особенность заключалась в том, что поправкам, внесённым в закон о ГОЗ, была придана обратная сила. Это нонсенс для современного законодательства, потому что, как известно, закон обратной силы не имеет. Если только иное не сказано в самом законе.

Произошло следующее. Контракты в рамках ГОЗ длительные: это не один год, есть контракты пятилетние, есть ещё больше. Например, трёхлетний контракт на ГОЗ – это абсолютно нормальная ситуация в отличие от обычных контрактов по 44-ФЗ, где в 95% случаев 25 декабря бюджетные ножницы отрезают деньги, соответственно, и контракты, в основном, небольшие по срокам.

Поправки начали действовать с 1 сентября 2015 года. Казалось бы: если у тебя уже заключён государственный контракт на оборонку, то ты можешь его спокойно заканчивать, а новые контракты уже заключать по новым правилам. Нет! Было предусмотрено, что новый закон будет применяться и к тем контрактам, которые были заключены ранее. То есть новые правила вклинивается в уже действующие отношения и их совершенно серьёзным образом меняют. Не говоря уже о том, что новые госконтракты должны заключаться по новым правилам с учётом поправок в закон о ГОЗ.

Поправки эти мне лично напоминают деятельность уважаемых правоохранительных органов: такое ощущение, что всё, что на данный момент придумано для ГОЗ, – это отголоски тех злоупотреблений, которые расследовались и СК, и Росфиннадзором при строительстве всем известных нам объектов. То, что предусмотрено в законе сейчас, по сути говоря, облегчает работу уважаемых следователей – только и всего.

Итак, какой смысл этих поправок? Существует понятие «кооперация головного исполнителя». Головные исполнители – это, в основном, все единственные поставщики, это наши оборонные предприятия. Каждому государственному контракту, который заключается с головным исполнителем, присваивается идентификатор – специальный номер. Далее у головного исполнителя есть исполнитель, у исполнителя – другой исполнитель: то есть получается некий субподряд, цепочка. Но при этом в законе не прописана глубина кооперации, её конец. Так, если начинать с Минобороны, с заказчика, то получается, например, четыре звена, а если с головного исполнителя – уже три. Но парадокс заключается в том, что как бы мы ни читали закон, знаете, кто получается главным сейчас в ГОЗ? Банк, в котором открыт счёт: как банк истолкует закон, так оно и будет. А банки наши в настоящее время толкуют закон таким образом, что кооперация головного исполнителя является бесконечной.

На практике существует много недопониманий на этот счёт. Например, я строю бронетранспортёр – где заканчивается моя кооперация? Один коллега мне ответил, что кончается она в шахте, где руду добывали. А я ему предложила: может, она заканчивается в горном университете, где учили геолога, который нашёл эту руду? Чёткого обоснования в законе нет, поэтому абсурдность ситуации сегодня достигает апофеоза. Потому что получается, что если ты заключил государственный контракт, то все сделки вспомогательного значения, которые ты заключаешь, должен тоже присовокупить к этому государственному контракту. Каким образом: накануне заключения сделки нужно сообщить идентификатор своему контрагенту, а тот дальше по цепочке будет сообщать его всем остальным. Если кто-то, например, продает нитки, то должен понимать, что и он где-то когда-то со своим небольшим договором может вклиниться в ГОЗ. У меня недавно был замечательный случай. Есть обычная фирма, которая занимается техобслуживанием зданий: подкрасить, подмазать, подчистить и т.д. У любой организации, имеющей на балансе здание, всегда есть такая вот фирма, которая по договору занимается техобслуживанием. Эта фирма обслуживает один научный институт, у которого целый комплекс зданий. Всё честно: компания выигрывает аукционы на техобслуживание. Этот научный институт разрабатывает приборы для ГОЗ. И поскольку деньги у него по контракту на оборонку идут теперь по новому закону (ему дают идентификатор, все расчёты только с отдельного счёта, через уполномоченный банк), он всем, кому надо платить, сообщил этот идентификатор, в том числе и фирме, занимающейся обслуживанием его зданий. У института других денег нет: он их получает по ГОЗ, соответственно, тратить на другие услуги он будет тоже эти деньги. Вот так фирма по техобслуживанию попала в гособоронзаказ.

Вхождение в цепочку ГОЗ несёт другое очень тяжёлое последствие: если тебе сообщили идентификатор, то вместе с ним тебе ещё сообщат, что ты должен открыть отдельный счёт в конкретном банке. Вот тут начинается самое интересное. Когда мы первый раз общались с коллегами в рамках конференции по ГОЗ, мы пришли к выводу, что получить деньги на отдельный счёт легко, а вот снять их с отдельного счёта – это самое сложное. Государство сейчас создало такую систему, что деньги, выделенные на оборонку, как бы зависают, остаются на этом отдельном счёте.

В настоящее время у нас 9 уполномоченных банков по ГОЗ на всю страну. Притом, что всего в РФ зарегистрировано около 700 банков! Я бы хотела отметить, что ещё в прошлом году было очень много обращений в Минобороны не только от поставщиков, но и от Ассоциации российских банков, которая просила расширить количество кредитно-финансовых учреждений, так как 9 банков – это очень мало. Но Минобороны не нашло никаких весомых причин для этого, поэтому банков по-прежнему только 9. Как попадали банки в этот список? Одни соответствуют требованиям, которые установлены законом. Другие были назначены специальным распоряжением Правительства РФ. Итак, в рамках ГОЗ контракты могут сопровождать следующие банки: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, «Российский капитал», Банк «Россия», Новикомбанк и ВЭБ.

Когда вам сообщают идентификатор, вам сообщают и банк, в котором открыт счёт. И тут начинается самое сложное. Закон гласит, что каждый участник кооперации открывает отдельный счёт в уполномоченном банке. Идентификатор создаёт заказчик, потом сообщает его головному исполнителю. Головной исполнитель выбирает банк, открывает в нём отдельный счёт. Все остальные, кто попадет в эту кооперацию, уже не имеют права выбирать: им сообщается конкретный банк, в котором они открывают счета. Это приводит иногда к каким-то комичным ситуациям. Например, случай из практики. Исполнитель находится в Крыму. Там есть только один уполномоченный банк из списка – «Россия». Исполнителю сообщают, что отдельный счёт нужно открыть в ВТБ. Всё, без вариантов: нужно ехать в другой регион, чтобы открыть счёт.

Есть ещё одна, скажем так, «обманка» в законе: там сказано, что банковское сопровождение банк осуществляет безвозмездно. Но банковское сопровождение как вид деятельности – это контроль, когда банк не просто выполняет платёжные поручения своего клиента, но и проверяет соответствие документов, верность идентификатора и т. д. Помимо этого существует ещё такое понятие, как расчётно-кассовое обслуживание. Отдельный счёт – тоже счёт. А договор банковского счёта у нас не бесплатный. Банк за то, что он зачисляет и перечисляет деньги своего клиента, имеет право на вознаграждение. Поэтому контроль по закону осуществляется бесплатно, а на всё остальное существуют тарифы.

Сейчас происходит следующее: компании-участники рынка быстро сориентировались – теперь у них два прайса. Один – просто для продажи товаров или услуг, второй прайс – если у покупателя имеется идентификатор. С точки зрения законов рынка это вполне нормально: там, где больше накладных расходов, там и цена выше. И с точки зрения законодательства в этом нет никаких противоречий.

Это интересно:  Договор подряда на монтаж металлоконструкций образец 2019 год

Существуют также ограничения на открытие банковских счетов. Например, предусмотренные налоговым законодательством или законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Есть некоторые ситуации, при которых банк при обращении клиента может отказать в открытии счёта, ссылаясь при этом на другое законодательство, не на 275-ФЗ. На практике мне известны такие случаи, когда компания, являющаяся то ли третьей, то ли четвёртой в кооперации, подаёт документы, например, в Сбербанк, а ей отказывают в открытии счёта. Всё, патовая ситуация! Скажу честно: даже не знаю, как быть при этом.

Всё это ещё раз демонстрирует, что закон и поправки, вступившие в силу, до сих пор несовершенны. Страна большая – банков мало, можно легко оказаться один на один со своей бедой в том же Крыму, например, где нет необходимого банка. Или если тебе отказывают в открытии счёта по каким-то причинам. Например, по закону о противодействии отмыванию доходов нужно раскрывать бенефициарных владельцев, но вы по каким-то причинам забыли это сделать. Или же счёт на картотеке стоит, и банк отказывает в открытии другого счёта. При этом нет толковых разъяснений от Минобороны. Вернее, сами разъяснения есть, но понять в них что-то крайне сложно даже мне, как профессионалу. И это плохо.

– Если существуют такие сложности с отдельным счётом, то может ли исполнитель рассчитываться с контрагентами, например, из собственных средств?

– В законе чётко сказано: все расчёты можно вести только с отдельного счёта. Поставщики заблуждаются, если думают, что смогут расплатиться с контрагентами своими деньгами и будут сидеть и ждать, когда закончится головной контракт, и они смогут получить деньги. Из закона абсолютно не следует, что ты имеешь право в кооперации рассчитываться своими деньгами. Это ещё одна патовая ситуация: деньги есть, я готов платить, а закон предусматривает расчёты только с отдельных счетов. И все эти счета для каждого участника кооперации должны быть в одном и том же банке, который выбрал головной исполнитель.

Многие поставщики нередко задаются вопросом: «Что предпринять, чтобы по госконтракту, который закроется только в 2018 году, получить деньги сейчас?» Этими деньгами можно очень просто закрывать все свои потребности – я называю это «цедить счёт». С этого счёта можно платить зарплату, делать отчисления в пенсионный фонд, ФОМС, платить налоги, можно забрать деньги как согласованный размер прибыли, опережающий запас, расплачиваться по всем тарифным договорам. Можно в том же банке перевести деньги с этого счёта в депозит, чтобы шли проценты. Можно взять в том же банке кредит и погашать тело кредита с этого отдельного счёта. Напрашивается вопрос: а зачем вообще была придумана вся эта система с отдельными счетами? Непонятно. Я считаю, что эта система по 275-ФЗ себя не оправдывает. Лично мне больше нравится система, прописанная в 44-ФЗ, где на банки тоже возложена контрольная функция, также открывается отдельный счёт, но в этом ничего страшного нет, поскольку не создаются препоны в использовании этого счета.

Ещё одна проблема – это расчёты с нерезидентами. С ними можно рассчитываться при одном условии: список нерезидентов, которые будут входить в кооперацию, головной исполнитель должен согласовать с Министерством обороны на уровне замминистра. После подписи список нужно направить в уполномоченный банк. Но это мертвая норма. Отдельный счёт рублевый, заплатить нерезиденту можно только валютой, для чего проводится операция конвертации, а в законе сказано, что покупать валюту с отдельного счёта нельзя. Так что заплатить иностранному поставщику участник кооперации не имеет права.

– А сложно ли вообще поставщику (помимо случайного попадания) войти в цепочку ГОЗ? Нужны ли преференции малому и среднему бизнесу в этой системе?

– А в качестве кого и на какой уровень цепочки? Если на 25, то несложно: можно попасть опять же случайно, как упомянутая мною ранее фирма по техобслуживанию. На 1 уровень цепочки, конечно, не попадёшь: головные исполнители – это «окологосударственные» крупные структуры, никто просто так гособоронзаказы, естественно, не раздаёт. До вступления в силу поправок были ситуации, когда фирма просто могла не знать, что входит в цепочку ГОЗ. Это сейчас все должны друг друга информировать и сообщать идентификатор.

Нужно ли малому и среднему предпринимательству участие в ГОЗ? Почему бы и нет? Это тоже занятость, деньги. Другой момент: нужно ли вообще законодателю оказывать поддержку МСП в ГОЗ? Я считаю, что нет. Есть масса других мер поддержки малого и среднего бизнеса. Если поставщик всё же хочет войти в ГОЗ, то нужно знать, кто заказ исполняет, чтобы обратиться к этому хозяйствующему субъекту с предложением своих услуг или продукции. Причём информация о цепочке кооперации является закрытой: в свободном доступе найти её невозможно, это знает только головной исполнитель и Минобороны. Поддерживать МСП в ГОЗ смысла нет: есть другие меры его поддержки. Это моё мнение.

– Возможен и нужен ли в ГОЗ некий общественный контроль?

– Сам по себе общественный контроль нужен как субсидиарный инструмент. Если государство не может справиться со своими надзорными и контрольными функциями, то нужен общественный контроль. Но пока то, что я вижу в общественном контроле в той же контрактной системе, заставляет только за голову хвататься. Это катастрофический непрофессионализм, на который стали почему-то реагировать наши регуляторы. Как правило, всё основано на незнании, на каких-то популистских высказываниях.

Что могут эти люди проконтролировать в том же ГОЗ? Например, Росатом строит атомный ледокол. Он стоит n-ное количество миллиардов рублей. И вот какие-нибудь девочки или мальчики, которые являются активистами-контролёрами, поставят вопрос о том, нужен ли стране этот ледокол? Или он должен стоить на миллиард дешевле? Или давайте проведём общественные слушания – вдруг это лишние траты на ГОЗ? Контроль не должны осуществлять случайные люди. Сам по себе общественный контроль нужен, так как это восполнение тех функций, которые не может выполнить государство, но на практике пока я наблюдаю критический непрофессионализм активистов. Явление, которое, по сути, должно нести благо, пока является бессмысленным.

– Нет ли у Вас, как эксперта, ощущения, что поправки к 275-ФЗ писались «на коленке», второпях?

– Основная ошибка, причём провальная с точки зрения законодательства, нового подхода в ГОЗ заключается в том, что закон обязывает участников кооперации ко многим моментам. А в основе отношений лежит договор! А договор у нас свободный: заставить кого-то заключить его или открыть отдельный счёт в принципе невозможно. Обязаны выполнять ГОЗ только единственные поставщики российского вооружения и военной техники. Они должны заключать договор под страхом наложения административного наказания. Все остальные делать это не обязаны. Бывает, что овчинка выделки не стоит для поставщика, например, ниток. Зачем ему открывать отдельный счёт, заниматься всей этой волокитой – проще отказаться. Я считаю, это провал системы, потому что никто не учёл, что это не армия, здесь в основе лежат договорные и свободные отношения. Поставщикам дешевле отказаться, чем соблюдать все требования закона.

В 275-ФЗ идея и способ её реализации совершенно потеряли друг друга. Я, кстати, придерживаюсь той точки зрения, что ужесточение законодательного воздействия никогда не даёт желаемого результата. Я многократно об этом говорила. Залог эффективного регулирования – всегда в ослаблении законодательного воздействия. Как бы парадоксально это не прозвучало.

Примерный государственный контракт на выполнение опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу

Тип документа: Контракт

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 50,4 кб

Бланк документа

Скачать образец документа

I. ПРЕДМЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА

II. УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

7. Исполнитель вправе:

а) привлекать по согласованию с Заказчиком на контрактной основе к исполнению настоящего государственного контракта соисполнителей.

В отношении соисполнителей Исполнитель выполняет функции заказчика. При этом условия настоящего государственного контракта подлежат включению Исполнителем в контракты с соисполнителями.

Невыполнение соисполнителем обязательств перед Исполнителем не освобождает Исполнителя от выполнения условий настоящего государственного контракта;

б) запрашивать и получать от Заказчика необходимую для выполнения ОКР информацию, консультативную и иную помощь;

в) требовать возмещения убытков в порядке, установленном пунктом 38 настоящего государственного контракта;

г) приостановить работу по настоящему государственному контракту в случае, если в ходе выполнения ОКР выяснится, что невозможно достигнуть результатов ОКР, установленных требованиями ТТЗ, вследствие обстоятельств, не зависящих от Исполнителя;

д) приостановить выполнение ОКР в случае, если Заказчик не производил оплату более ___ месяцев за выполненные и принятые этапы ОКР.

8. Заказчик вправе:

а) проверять ход и качество выполнения Исполнителем условий настоящего государственного контракта и целевое использование средств, выделяемых для выполнения ОКР;

б) в течение __ дней с момента приемки результатов работы (этапа) предъявлять к Исполнителю обоснованные претензии по результатам выполненной ОКР (этапа ОКР);

в) полностью или частично отказаться от выполнения обязательств по настоящему государственному контракту с возмещением фактических затрат Исполнителя;

г) в случае отступления Исполнителем от условий настоящего государственного контракта назначить срок для приведения результата ОКР (этапа ОКР) в соответствие с указанными условиями;

д) требовать возмещения в соответствии с пунктом 38 настоящего государственного контракта убытков, причиненных по вине Исполнителя;

е) прекращать действие настоящего государственного контракта, если дальнейшее проведение ОКР (этапа ОКР) стало неактуальным.

9. Исполнитель обязан:

а) выполнить ОКР в соответствии с утвержденным Заказчиком ТТЗ и передать Заказчику результаты, в том числе всю разработанную согласно настоящему государственному контракту техническую, конструкторскую и иную документацию, а также изготовленные макеты, стенды, технологическую оснастку, экспериментальные и опытные образцы (партию) изделий в предусмотренный настоящим государственным контрактом срок;

Это интересно:  Как оформить выписку из коллективного договора образец 2019 год

б) согласовать с Заказчиком необходимость использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Исполнителю или третьим лицам;

в) предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего государственного контракта;

г) информировать Заказчика о приостановлении ОКР в __-дневный срок с соответствующими обоснованиями;

е) уведомлять Заказчика в __-дневный срок о каждом полученном при выполнении настоящего государственного контракта результате ОКР (этапа ОКР), способном к правовой охране в качестве объекта интеллектуальной собственности, с обоснованием предлагаемого порядка его использования и формы правовой охраны.

10. Заказчик обязан:

а) принять и оплатить результаты ОКР (этапа ОКР) в соответствии с настоящим государственным контрактом;

б) сообщить Исполнителю в __-дневный срок после поступления от него уведомления о получении при выполнении настоящего государственного контракта способного к правовой охране результата ОКР (этапа ОКР) решение о порядке его использования и форме правовой охраны;

в) возместить Исполнителю фактически произведенные затраты с учетом уровня рентабельности, предусмотренного в контрактной цене ОКР (этапа ОКР), в случае досрочного прекращения работ по настоящему государственному контракту;

г) в случае невозможности достижения результатов ОКР, установленных требованиями ТТЗ, в __-дневный срок рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения ОКР (этапа ОКР) и внести по согласованию с Исполнителем изменения в ТТЗ на проведение ОКР и в ведомость исполнения ОКР либо принять решение о ее прекращении;

д) провести в месячный срок после окончания ОКР (этапа ОКР) государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, созданных при ее выполнении;

е) передавать Исполнителю необходимую для выполнения ОКР информацию, оказывать консультативную и иную помощь.

IV. СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ

11. ОКР (этап ОКР) выполняется в сроки, указанные в ведомости исполнения ОКР.

При этом устанавливаются:

начало ОКР ___________ 20__ г.

окончание ОКР ________ 20__ г.

12. В случае досрочного выполнения ОКР (этапа ОКР) Заказчик вправе осуществить ее приемку. Оплата досрочно выполненной ОКР (этапа ОКР) производится в установленном настоящим государственным контрактом порядке.

13. Досрочное выполнение ОКР (этапа ОКР) по просьбе Заказчика осуществляется в соответствии с дополнительным соглашением о сроке выполнения ОКР (этапа ОКР), которое с момента его подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта.

14. Датой исполнения ОКР по настоящему государственному контракту считается дата утверждения Заказчиком акта приемки последнего этапа ОКР при условии выполнения обязательств по всем этапам, указанным в ведомости исполнения ОКР.

V. ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЕМКИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

17. Заказчик вправе в течение __ дней с момента получения отчетных документов предъявить Исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР) в случае отступления Исполнителем от условий настоящего государственного контракта и согласовать с Исполнителем срок для приведения результатов ОКР (этапа ОКР) в соответствие с указанными условиями.

Замечания и претензии устраняются Исполнителем за его счет, если они не выходят за пределы условий настоящего государственного контракта.

18. Если при приемке опытного образца (партии) изделия или во время испытаний (предварительных, приемочных, межведомственных, государственных) будет обнаружено его несоответствие условиям настоящего государственного контракта, то доработка документации, опытного образца (партии) изделия и повторные испытания производятся Исполнителем за свой счет.

Перечень доработок и сроки их устранения указываются в акте Сторон.

VI. СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

21. Оплата выполненной ОКР (этапа ОКР) производится поэтапно исходя из цен, указанных в протоколе согласования контрактной цены ОКР за вычетом ранее выданного аванса (авансов).

22. Оплата ОКР (этапа ОКР) производится после сдачи Исполнителем и приемки Заказчиком выполненной ОКР (этапа ОКР), оформленной актом приемки.

Счета Исполнителя с приложенными к ним подлинными актами приемки оплачиваются Заказчиком в порядке, установленном нормативными правовыми актами в ____-дневный срок.

23. Проверка фактических затрат в случае приостановки выполнения ОКР (этапа ОКР) или прекращения ОКР (этапа ОКР) проводится Заказчиком в ____-дневный срок после получения от Исполнителя калькуляции фактических затрат с расшифровками.

По результатам проверки Стороны составляют протокол согласования фактических затрат, который с момента его подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта.

25. После утверждения государственного оборонного заказа на очередной год Стороны заключают дополнительное соглашение к настоящему государственному контракту и протокол согласования контрактной цены этапов ОКР (с учетом прогнозных индексов-дефляторов), которые с момента их подписания являются неотъемлемой частью настоящего контракта.

Объемы ассигнований на выполнение ОКР по настоящему государственному контракту могут быть изменены в соответствии с государственным оборонным заказом на очередной год, о чем Заказчик уведомляет Исполнителя в течение __ дней с последующей корректировкой условий настоящего государственного контракта.

Заказчик вправе производить выплату Исполнителю до 50 процентов от установленного настоящим государственным контрактом аванса до утверждения государственного оборонного заказа и заключения дополнительного соглашения к настоящему государственному контракту на очередной год.

VII. ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОКР

Исполнитель обязан по требованию Заказчика безвозмездно предоставить указанному им лицу (лицам) неисключительные права на использование этих результатов;

б) Российской Федерации, от имени которой выступает Заказчик.

Распоряжение от имени Российской Федерации правами на результаты, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР), осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) Исполнителю совместно с Заказчиком.

Порядок использования прав на результаты, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР), определяется отдельным соглашением Сторон, которое с момента его подписания является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта.

VIII. УСЛОВИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Указанные сведения предназначены исключительно для Сторон и не могут быть полностью (частично) переданы (опубликованы, разглашены) третьим лицам или использованы каким-либо иным способом с участием третьих лиц без согласия Сторон.

Условия конфиденциальности, состав и объем сведений, признаваемых конфиденциальными, а также срок их неразглашения определяются настоящим государственным контрактом и при необходимости оформляются приложением к настоящему государственному контракту.

IX. ХРАНЕНИЕ, УПАКОВКА И ОТПРАВКА

ОПЫТНОГО ОБРАЗЦА (ПАРТИИ) ИЗДЕЛИЯ И ДОКУМЕНТАЦИИ

Заказчик возмещает Исполнителю расходы, связанные с хранением опытного образца (партии) изделия с документацией, если эти расходы не были предусмотрены в контрактной цене ОКР.

30. По окончании приемки опытный образец (партия) изделия, подготовленный к сдаче на испытания, упаковывается Исполнителем и опломбировывается пломбами Исполнителя и Заказчика (представителя Заказчика).

Об исправности тары, упаковки, пломб или состоянии незатаренного опытного образца (партии) изделия Исполнитель и Заказчик (представитель Заказчика) составляют акт.

X. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА

XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

36. За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего государственного контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего государственного контракта.

37. В случае неустранения в согласованный Сторонами срок недостатков представленной для сдачи ОКР (этапа ОКР) Исполнитель уплачивает Заказчику неустойку в размере __ процентов контрактной цены ОКР (этапа ОКР), подлежащей исправлению.

38. В случае полного (частичного) невыполнения условий настоящего государственного контракта одной из Сторон эта Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные убытки в части, не покрытой неустойкой.

39. За нарушение Исполнителем срока выполнения ОКР (этапа ОКР) он уплачивает Заказчику неустойку в размере __ процентов контрактной цены ОКР (этапа ОКР) за каждый день просрочки.

40. За нарушение установленных сроков приемки ОКР (этапа ОКР) по настоящему государственному контракту Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере __ процентов контрактной цены выполненной ОКР (этапа ОКР) за каждый день просрочки.

41. За просрочку оплаты принятой ОКР (этапа ОКР) Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере ___ процентов суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.

42. Применение штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения обязательств по настоящему государственному контракту.

43. Общая сумма штрафных санкций по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР) не может превышать установленной контрактной цены ОКР (этапа ОКР).

44. В случае возникновения у Заказчика претензий в связи с привлечением Исполнителем к выполнению ОКР (этапа ОКР) соисполнителей Исполнитель несет ответственность за действия соисполнителей как за свои собственные.

XII. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

45. Стороны не несут ответственности за полное или частичное неисполнение предусмотренных настоящим государственным контрактом обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы.

46. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему государственному контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее __ дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую Сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств.

47. Если обстоятельство непреодолимой силы непосредственно повлияло на исполнение обязательств в срок, установленный в настоящем государственном контракте, срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени действия соответствующего обстоятельства, но не более чем на ___ месяцев.

48. Если обстоятельства непреодолимой силы будут действовать свыше ___ месяцев, то каждая из Сторон вправе расторгнуть настоящий государственный контракт и в этом случае ни одна из Сторон не вправе требовать возмещения убытков.

49. Доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительности является соответствующее письменное свидетельство органов государственной власти Российской Федерации.

XIII. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

XIV. СРОК ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА

51. Настоящий государственный контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по «__»__________ 20__ г.

52. Срок действия настоящего государственного контракта может быть продлен по взаимному согласию Сторон. Условия продления определяются Сторонами не менее чем за __ дней до истечения срока действия настоящего государственного контракта.

XV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

54. Об изменении адреса и банковских реквизитов Стороны уведомляют друг друга в письменной форме в __-дневный срок.

55. Неотъемлемой частью настоящего государственного контракта являются следующие приложения:

тактико-техническое (техническое) задание;

ведомость исполнения ОКР;

протокол согласования контрактной цены ОКР (с приложениями, раскрывающими структуру цены);

соглашение о порядке использования прав на результаты, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР).

XVI. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector