+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Полномочия суда апелляционной инстанции в административном процессе 2019 год

Текст актуализирован: 17.03.2019

По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение;

  • Полезные ссылки.
  • Статистика стоимости услуг адвокатов и юристов в РФ
  • Наша группа в Facebook
  • Наш канал в Telegram
  • Проект
  • О проекте
  • Презентационный букл​ет Праворуба
  • Статистика проекта
  • Пользовательское соглашение
  • Меморандум
  • Наши партнеры
  • Политика обработки персональных данных
  • Развитие
  • Размещение рекламы
  • Наши ссылки и баннеры
  • Визитки адвоката для полиграфии
  • Благотворители
  • Поддержать развитие проекта
  • Помощь
  • Категории пользователей
  • Рейтинг и репутация
  • Как работать на портале
  • Тариф PRO

Обо всех замеченных ошибках при работе сайта просьба сообщать при помощи обратной связи

Рассмотрение административных дел в порядке апелляции по Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (Гамидова Э.Г.)

Дата размещения статьи: 12.12.2017

Институт обжалования судебных решений известен со времен Римской империи, где можно было подать жалобу на решения нижестоящих судов вышестоящим. В России развитие данного института имеет длинную историю. Институт пересмотра решения суда был предусмотрен еще в Судебнике Ивана III. Позже подход к апелляционному производству изменялся. Во времена Петра I в апелляционную жалобу запрещалось включать требования, которые не были рассмотрены судом первой инстанции, жалоба рассматривалась по существу. В дальнейшем сущность апелляционного пересмотра менялась, производство стало ревизионным, апелляционный суд направлял дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции [15]. Тем не менее назначение института апелляции не меняется: проверка обоснованности решений первой инстанции и устранение допущенных ошибок при принятии решения.
Новый этап в развитии апелляционного производства датирован 2012 г., когда в Гражданский процессуальный кодекс были внесены изменения, коснувшиеся порядка апелляционного производства.
Как справедливо отмечают ученые, бесспорным является тот факт, что для пересмотра решений в порядке апелляционного производства для КАС РФ необходим существующий опыт гражданского и арбитражного процессуального законодательства. В этой связи рассмотрение норм пересмотра дел в порядке апелляции по КАС РФ без обращения к нормам АПК и ГПК РФ не представляется возможным. Еще одной проблемой является возможная кодификация гражданского законодательства, т.е. введение единого ГПК РФ. Подобная унификация уменьшит раздробленность норм пересмотра, но даже в таком случае основным направлением будет гражданское процессуальное законодательство. «Гражданское судопроизводство среди этих форм судебной защиты в отличие от иных носит общий и универсальный характер. Такое место и значение гражданской процессуальной формы изначально определяются тем, что из-за неограниченности конституционного права на судебную защиту нельзя исчерпывающим образом определить предмет судебной защиты (деятельности)» [14].
Апелляционного производства касается гл. 34 КАС РФ, которая определяет пересмотр дела в порядке апелляционного производства как одну из форм контроля за деятельностью судов первой инстанции, проверяющую законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции [12].
До введения КАС РФ сравнительно-правовой анализ норм апелляционного пересмотра по ГПК и АПК РФ показывал ряд разногласий. Большинство исследователей сходились на том, что нормы АПК РФ более эффективны и ГПК РФ должен им соответствовать. В частности, это коснулось технического порядка работы судов. В арбитражных судах раньше был предусмотрен порядок ведения заседания посредством конференц-связи, порядок подачи жалобы — посредством заполнения формы на сайте суда в Интернете. Центральными являются вопросы как полномочий суда апелляционной инстанции, так и пределов рассмотрения апелляционной жалобы. Что касается полномочий суда, то ни ГПК РФ, ни АПК РФ не содержат полномочия суда вернуть дело на новое рассмотрение. Примечательно, что КАС РФ такое положение содержит, но в определенных в ч. 3 ст. 309 случаях, а именно: «Если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле» [5]. С чем связано расширение полномочий суда апелляционной инстанции в административном судопроизводстве? На данный вопрос законодатель не отвечает. В Концепции единого ГПК РФ такое полномочие также не содержится. Вопрос о пределах рассмотрения дела тоже решен по-новому. ГПК и АПК РФ при пересмотре дела связаны доводами, изложенными в апелляционной жалобе. КАС, в отличие от них, рассматривает дело в полном объеме и доводами, обозначенными в апелляционной жалобе, не связан.
Полномочия суда апелляционной инстанции в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве стали предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. В Постановлении N 10-П от 21.04.2010 указано, что под правом граждан на судебную защиту понимается создание условий для эффективного судебного разбирательства и это касается именно суда первой инстанции.
Допущенные судом первой инстанции ошибки должны исправляться судом второй инстанции в процедурах, наиболее приближенных к производству в суде первой инстанции. При этом, поскольку право на справедливое разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом предполагает также окончательность и стабильность судебных актов, вступивших в законную силу, и их исполнение, основное бремя пересмотра решений суда первой инстанции переносится на обычные (ординарные) судебные инстанции — апелляционную и кассационную [10].
В Определении от 03.07.2007 N 623-О-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что отсутствие у суда апелляционной инстанции полномочия на исправление имевшего место в ходе предшествующего разбирательства существенного нарушения, повлиявшего на исход дела, которое выразилось в нарушении правил подсудности, искажает саму суть правосудия, смысл судебного решения как акта правосудия [11]. Тем не менее это не было учтено в ГПК и АПК РФ.
Возможно, при принятии КАС РФ законодатель решил исправить ошибки, но тогда налицо разночтения в законодательстве. Либо подобные полномочия должны быть предоставлены суду в гражданском и арбитражном процессах, либо при принятии единого ГПК прописаны уже в унифицированном законодательстве.
В гл. 34 КАС РФ закреплен порядок рассмотрения дела в порядке апелляции. Моделью для разработки апелляционного порядка обжалования в административном судопроизводстве послужило гражданское процессуальное законодательство. Однако КАС закрепил ряд новелл, интересных для рассмотрения.
Различия в порядке апелляционного производства в административно-процессуальном законодательстве носят не только качественный характер, т.е. стремление законодателя усовершенствовать процедуру пересмотра дел, но и в силу специфики административно-процессуальных отношений подчеркивают особенности именно административно-правовых дел.
В гражданском и административном процессуальном законодательстве предусмотрены общий и специальный сроки подачи апелляционной жалобы. Общий срок в данных процессуальных институтах остался без изменений и составляет месяц со дня принятия судом решения. Что касается иных специальных сроков, они также предусмотрены в ГПК, АПК и КАС РФ, но технически эта задача решается по-разному.
Формулировка ч. 2 ст. 321 ГПК РФ представлена следующим образом: «Апелляционные жалобы, представления могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом» [4]. Норма по своему характеру бланкетная. Иной срок установлен, к примеру, в ст. 332 ГПК РФ, где говорится о сроках подачи частной жалобы и представления прокурора.
КАС РФ предусматривает исчерпывающий перечень дел и сроков апелляционного обжалования, установленных для них. Статья 305 КАС РФ устанавливает специальный срок подачи апелляции для отдельной категории дел. Следует отметить, что установление специальных сроков в КАС РФ является обычной практикой. Помимо специальных сроков подачи апелляционной жалобы, такие сроки установлены и в отношении вынесения судом определения об оставлении жалобы без движения (общий срок — пять дней и для отдельных категорий дел — три дня). Сокращенный срок установлен по делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, по делам о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, по делам о психиатрическом освидетельствовании. Специальный срок установлен и в отношении частной жалобы и представления прокурора, сроков рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. Специальный срок как правовой институт в КАС регламентирован четче, чем в ГПК и АПК.
Это объясняется спецификой административных дел, подобная регламентация в ГПК или едином ГПК, при его возможном принятии, не является необходимостью, интереснее решается вопрос о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы. Этот вопрос до появления КАС решался по-разному в ГПК и АПК РФ. В гражданском процессе решение о восстановлении пропущенного срока выносит суд первой инстанции в судебном заседании с извещением заинтересованных лиц. В арбитражном процессе этот вопрос решается судом апелляционной инстанции, но без извещения участвующих в деле лиц. Примечательно, что в АПК предусмотрена бланкетная норма «если иное не предусмотрено настоящим Кодексом» [2]. ГПК содержит оговорку, что неявка извещенных лиц не является препятствием для разрешения данного вопроса.
КАС РФ занял промежуточную позицию. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока решается в суде первой инстанции, по аналогии с ГПК РФ, но без извещения участвующих в деле лиц, по аналогии с АПК РФ. Суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, если посчитает это нужным, учитывая характер и сложность рассматриваемого дела. Нам представляется верным рассмотрение этого вопроса в суде первой инстанции, ведь в случае отказа в восстановлении пропущенного срока стороны смогут обжаловать отказ в суде апелляционной инстанции. Спорно только положение о неизвещении участвующих в деле лиц. «Само по себе проведение судебного заседания без извещения участвующих в деле лиц вызывает недоумение и является по существу не более чем фикцией. Разумеется, по факту никакого судебного заседания проводиться не будет, а судья этот вопрос будет рассматривать у себя в кабинете без соблюдения требований процессуальной формы. И можно догадаться, каково будет количество случаев, когда судья будет вызывать участвующих в деле лиц в судебное заседание для решения вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока» [7]. Вопрос об извещении участвующих в деле лиц должен быть приведен в соответствие. По-разному регулировать этот вопрос в трех Кодексах — значит напрямую нарушать право граждан на эффективную судебную защиту и равноправность участников процесса. В дальнейшем эту норму следует унифицировать и предусмотреть порядок извещения участников в трех Кодексах либо ввести исправления в Концепцию единого ГПК.
Еще одним спорным моментом является вопрос о полномочиях суда апелляционной инстанции. КАС содержит положение о праве суда апелляционной инстанции отменить решение суда первой инстанции и направить административное дело на новое рассмотрение в определенных законом случаях, а именно: если судом было рассмотрено дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, но должным образом не извещенных, и в том случае, если судом был решен вопрос о правах и обязанностях третьих лиц, не привлеченных к участию в деле. Концепция единого ГПК не содержит такого положения, как и ГПК и АПК РФ. В гражданском процессе в случае подобного нарушения судом первой инстанции суд апелляционной инстанции отменяет решение и принимает новое, но не возвращает дело на новое рассмотрение. Этот вопрос широко обсуждался, и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.04.2010 N 10-П подчеркивается невозможность направления дела на новое рассмотрение: «Суд апелляционной инстанции не наделен полномочием направлять дело на новое рассмотрение мировому судье, но ему предоставлено право устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства, с тем чтобы в случае необходимости восполнить неполноту исследования мировым судьей фактических обстоятельств, самостоятельно устранить допущенные им нарушения материального или процессуального закона и, соответственно, принять новое решение» [10].
Несмотря на позицию Конституционного Суда РФ, право направления на новое рассмотрение в суд первой инстанции предусмотрено в рамках административного судопроизводства. Если обратиться к зарубежному опыту, то в некоторых случаях, помимо условия возвращения административного дела, предусмотренного КАС, законы Австрии, Германии, Польши указывают такие причины, как «отсутствие или недостаточность мотивации судебного решения, необходимость осуществления нового процесса доказывания, повторного исследования дела» [3].
На наш взгляд, перечень случаев возвращения дела на новое рассмотрение, помимо указанных в КАС, нужно конкретизировать и расширить. А также в каких случаях возвращение на новое рассмотрение должно быть обязательным, помимо тех, которые указаны в п. 3 ст. 309 КАС РФ, о которых было сказано выше? Возможно было бы добавить такое основание, как недостаточность мотивации судебного решения, так как часто суды из-за технических ошибок могут искажать смысл формулировок решения; если какие-либо доказательства были рассмотрены судом, но не учтены при вынесении решения.
Еще одним моментом, требующим уточнения, является проблема пределов рассмотрения апелляционной жалобы. КАС не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, и рассматривает административное дело в полном объеме, что способствует эффективности рассмотрения. При этом следует различать понятия «пределы рассмотрения» и «объем рассмотрения» спора. Суд апелляционной инстанции не подвергает сомнению обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции: фактическая сторона спора проверяется в пределах заявленных доводов и требований, а проверка с точки зрения нарушения норм материального и процессуального права должна быть полной, т.е. если нарушена норма права, но сторона не жалуется на это, суд все равно принимает меры к исправлению ошибки.
Существовавшая раньше оговорка о том, что суд апелляционной инстанции не выходит за рамки заявленных требований, «в интересах законности исчезла», так как «не отвечает требованиям ясности и четкости содержания правовой нормы, а потому она непонятна ни суду, ни участникам судебного процесса» [7]. Тем не менее важно понимать, что даже при относительной несвязанности суда доводами, изложенными в апелляционной жалобе, сущность апелляционного рассмотрения заключается все же в проверке именно дела, а не полного установления обстоятельств, иначе суд апелляционной инстанции будет дублировать функции суда первой инстанции. «Вместе с тем следует иметь в виду, что суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным (частным) жалобам и представлениям, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции (часть 1 статьи 295, часть 1 статьи 313, статьи 309, 316 КАС РФ), поэтому оглашение им имеющихся в материалах дела письменных доказательств, заключений экспертов, воспроизведение аудио- и видеозаписей осуществляется при наличии необходимости в совершении соответствующих процессуальных действий» [8].
Связанность доводами апелляционной жалобы также различна в контексте трех Кодексов. Получается, что при отправлении административного правосудия участники имеют больше прав и надежд на эффективное судебное разбирательство, чем участники гражданского и арбитражного процесса. Неясно, чем вызваны подобные различия, которые тоже требуется привести к единому знаменателю.
Еще одним спорным вопросом, не раз обсуждавшимся в теории, является двухэтапный порядок подачи апелляционной жалобы. На первом этапе подается заявление о намерении обжаловать судебное решение, на втором — жалоба в установленный законом срок. Срок подачи составляет один месяц со дня принятия судом решения. Деление срока на два этапа позволит ускорить вступление решения суда в законную силу. Это положение стало бы новеллой процессуального законодательства. «Тезис о том, что необходимо взять из ГПК РФ, АПК РФ все лучшее, может быть скорректирован. Помимо выбора лучшей процессуальной нормы можно и нужно задуматься также и о закреплении новых положений» [3].
Новеллой является подход законодателя к подготовке к рассмотрению дела в административном процессе. Суд по своей инициативе или по просьбе лиц, подавших жалобу, истребует доказательства. При этом суд отдельно решает вопрос о мерах предварительной защиты и (или) о приостановлении исполнения судебного решения. Эта стадия в КАС формально выделена (ст. 306 КАС РФ), в ГПК такая стадия в отдельную норму не выделена. Положения о подготовке дела к апелляционному разбирательству содержатся в полномочиях суда первой инстанции после получения апелляционной жалобы, представления (ст. 325 ГПК РФ).
Различие гражданской и административной апелляции коснулось и состава суда, рассматривающего дело. КАС РФ выделяет коллегиальную форму рассмотрения дела, в то время как ГПК РФ рассматривает и коллегиальную форму, и единоличную, предназначая последнюю для рассмотрения дела в районном суде по апелляционным жалобам, представлениям на решения мировых судей.
КАС выделяет практику Пленума Верховного Суда, Президиума Верховного Суда и Конституционного Суда РФ как обязательную при вынесении решения (ч. 3 п. 3 ст. 310 КАС РФ). ГПК и АПК РФ такого положения не содержат. Значит ли это, что законодатель закрепляет позиции высших судов как источник права? Споры об этом ведутся давно. Однако приходим к тому же выводу: если такая позиция закреплена в административном процессе, то она должна официально распространяться и на гражданский и арбитражный процесс. При этом законодательно надо определиться: выделять ли все-таки позицию высших судов как источник права? На практике получается, что для административного производства это законодательно оформленный источник права, а судьи, рассматривающие дела в рамках гражданского и арбитражного процесса, могут не учитывать позицию высших судов. Это приведет к различиям в толковании норм и к их правоприменению, но никак не к унификации. Процессуалисты всегда склонялись к выделению рекомендаций высших судов как к источнику права, и выделение такой позиции в КАС можно рассматривать как положительную тенденцию в решении этого вопроса. «Полагаем, что внесение названного выше изменения в процессуальный закон (в данном случае — административный процессуальный закон) есть шаг законодателя к тому, что римляне называли de lege ferenda («с точки зрения закона, издание которого желательно»), поскольку юридическая действительность, очевидно, подсказывает законодателю следование в этом направлении правового реформирования» [16].
Частичный анализ различий в процессуальных нормах КАС, ГПК и АПК РФ, приведенный нами, показывает, насколько тесно связана эта тема с необходимостью унификации процессуального законодательства. На сегодняшний день различие в процессуальных нормах ведет к неравному положению участников процесса, полномочий судов апелляционной инстанции и к нарушению конституционных принципов правосудия.
Исключение погрешностей в суде первой инстанции полностью невозможно, поэтому важность апелляционной объясняется тем, что она является «правоприменительным циклом административного судебного процесса» [1].
Институт пересмотра судебных актов является важной гарантией эффективного правосудия, поэтому важно, чтобы нормы были максимально унифицированы, безусловно, мы не затрагиваем нормы, отражающие специфику публичных отношений.
КАС закрепил ряд новелл в части пересмотра решений в порядке апелляции. С одной стороны, он базируется на традиционном гражданском судопроизводстве и сохранил его основные институты, с другой стороны, введен ряд новелл, которые будут служить развитию административного судопроизводства.
Нами были проанализированы основные, на наш взгляд, значимые различия в КАС, ГПК и АПК, коснувшиеся пределов рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, полномочий суда, порядка рассмотрения дела, появления новых источников права. Но процесс изменений происходит в одной плоскости и лишь частично затрагивает положения гражданского и арбитражного производства. Нами был поставлен вопрос: каким должен быть основной вектор направленности апелляционного производства? Предполагалось, что базой для развития административного судопроизводства станет гражданское производство. Однако, как нами было уже отмечено, идея взять лучшее из ГПК и АПК РФ и перенести в КАС не должна восприниматься буквально. Нужно решить, каким образом нормы трех Кодексов будут соотноситься между собой. Если КАС, вобрав в себя традиционные нормы гражданского судопроизводства, был законодателем усовершенствован, то до этого уровня должны быть «подтянуты» ГПК и АПК РФ. На сегодняшний день приоритетным вектором развития является административное судопроизводство. Тем более важно в свете соотнесения КАС и Концепции единого ГПК принятие нового кодекса. Унифицировать нормы и привести в соответствие с КАС было бы проще.
Как сказано в Концепции единого ГПК, «ратификация Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливающей международно-правовые стандарты защиты прав человека и основных свобод, в том числе права на справедливое судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, требуют унификации норм гражданского процессуального законодательства и норм арбитражного процессуального законодательства, включая и нормы, регулирующие порядок обжалования судебных постановлений» [6].
Внесение в КАС обязательного обращения суда к практике высших судов говорит о стремлении законодателя не просто создать единую унифицированную судебную систему, а она должна соответствовать международным стандартам правосудия.
«Правоположения, выработанные судебной практикой, — средство самоограничения национальной судебной системы от произвольности судебного усмотрения при вынесении решений с аналогичным составом юридических фактов судебными инстанциями» [13].
Дальнейшее развитие порядка пересмотра дел возможно при устранении всех несоответствий и приведении законодательства в единую унифицированную процессуальную форму с учетом особенностей производств.

Это интересно:  Встречный иск в суде апелляционной инстанции 2019 год

Список литературы

Статья 309. Полномочия суда апелляционной инстанции

По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение;

3) отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле;

4) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса;

5) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 301 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 309 Кодекса административного судопроизводства РФ

В комментируемой статье определены полномочия суда апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции с учетом положений комментируемой статьи вправе:

— оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

— отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение;

— отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции;

— отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

Это интересно:  Где рассматривают апелляционную жалобу 2019 год

— оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу.

Отметим, что в отличие от ст. 328 ГПК РФ в комментируемой статье за судом апелляционной инстанции также закреплено право отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в следующих случаях:

— если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе;

— если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

— если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

По вопросу применения положений ст. 328 ГПК РФ заслуживают внимания разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в п. 40 Постановления от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», согласно которым если при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционные жалоба, представление поданы с пропуском установленного ст. 321 ГПК РФ срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока, суд апелляционной инстанции на основании п. 4 ст. 328 ГПК РФ выносит определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без рассмотрения по существу.

В случае, когда при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционные жалоба, представление не отвечают требованиям ч. 3 ст. 322 ГПК РФ и в суде апелляционной инстанции отсутствует возможность устранения имеющихся недостатков, а также что апелляционная жалоба подана лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного постановления, поскольку обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о его правах и обязанностях, суд апелляционной инстанции на основании ч. 4 ст. 1, абз. 4 ст. 222 и п. 4 ст. 328 ГПК РФ выносит определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без рассмотрения по существу.

Если при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционные жалоба, представление поданы на судебное постановление, не подлежащее обжалованию в порядке апелляционного производства, то суд апелляционной инстанции на основании ч. 4 ст. 1 и п. 4 ст. 328 ГПК РФ выносит определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без рассмотрения по существу .

БВС РФ. 2012. N 9.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 03.07.2013) отмечается, что с учетом назначения суда второй инстанции поступление в суд апелляционной инстанции ко времени рассмотрения дела сведений о смерти лица, подавшего апелляционную жалобу на судебные постановления, вынесенные в порядке искового и особого производства, в том числе и в случае, когда характер спорного правоотношения не допускает правопреемства, не освобождает суд апелляционной инстанции от обязанности рассмотреть апелляционную жалобу и вынести апелляционное определение в пределах полномочий, установленных ст. 328 ГПК РФ, поскольку иное не соответствовало бы общим целям и задачам гражданского судопроизводства, на достижение которых должна быть направлена каждая из составляющих его стадий .

Это интересно:  Апелляционный суд должен был выйти за пределы 2019 год

Полномочия суда апелляционной инстанции в административном процессе

Полномочия суда апелляционной инстанции в административном процессе

Направление дела на новое рассмотрение судом апелляционной инстанции, не предусмотренная ГПК РФ, но применяемая судами мера В числе полномочий суда апелляционной инстанции, не имеется таких полномочий, как возращение дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Однако отсутствие нормы ГПУ, не свидетельствует о том, что суды никогда не возвращают дела на новое рассмотрение. Когда такой возврат происходит, суды применяю комплексное истолкование норм права.

Поэтому возможность возврата на новое рассмотрение, вопреки теории, возможно, нужно лишь правильно мотивировать необходимость такого решения.

Согласно статьям 328 ГПК РФ и 269 АПК РФ судьи могут оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу (представление) без удовлетворения, отменить или изменить решение суда полностью или частично и принять по делу новое решение, отменить решение суда полностью или частично и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части, оставить апелляционные жалобу (представление) без рассмотрения.

Судьи апелляционной инстанции, действующие на основании КАС РФ, могут дополнительно к перечисленным полномочиям направить дело в суд первой инстанции в случае, если оно было рассмотрено незаконным составом суда или по основанию не извещения и не привлечения к процессу лиц, права которых затрагивает решение суда. Судьям в гражданском процессе не предоставлено такого права в результате реформы 2012 года, в арбитражно-процессуальном кодексе такой возможности не было изначально.

Ч. 5 ст. 330 ГПК, ч. 5 ст. 270 АПК РФ предусматривают, что в некоторых случаях суд второй инстанции рассматривает дело как суд первой. В уголовном процессе предусмотрена возможность направления дела на новое рассмотрение со стадии судебного разбирательства или подготовки к нему, а также возвращения дела прокурору — все с отменой приговора, определения, постановления суда первой инстанции. Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 13 от 19.06.2012 в пункте 37 установлено, что при нарушении правил подсудности при рассмотрении дела в первой инстанции оно направляется на новое рассмотрение в «правильный» суд.

В 38 пункте указано, что если в предварительном заседании в иске было неправомерно отказано по основанию пропуска установленного законом срока и в сочетании с основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции (ч. 1 ст. 330 ГПК) суд также отменяет решение и направляет дело на новое рассмотрение.

Если рассматривать судебную практику после 2012 года (когда возможность направить дело на новое рассмотрение была исключена из перечня ст. 328 ГПК РФ), то количество дел, когда суд отменил решение первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение, незначительно, судьи крайне редко выносят такие решения. В таких случаях суд руководствовался нормами постановлений КС РФ и Постановлениями Пленума ВС РФ, аналогией права, а также толкованиями гражданско-процессуального кодекса, разъяснениями сути правовых норм и их взаимосвязей.

Районным судом было вынесено решение, в котором не была установлена рыночная стоимость наследуемого имущества, не было удовлетворено ходатайство о проведении такой экспертизы, суд не учел нормы ГК РФ (ст. 1112). Посчитав, что нет возможности рассмотреть дело по существу в порядке части 2 статьи 328 ГПК РФ, суд постановил отправить дело на новое рассмотрение, несмотря на то, что такой возможности процессуальным законодательством апелляции напрямую не предоставлено.

Мотивировано такое решение нормами ГПК РФ и толкованием взаимосвязи правовых норм. В соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей предусмотренных главой о производстве в суде второй инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Из содержания приведенных норм в их взаимосвязи следует, что рассмотрению дела в апелляционном порядке должно предшествовать первичное рассмотрение дела судом первой инстанции.

При этом суд апелляционной инстанции рассматривает ранее рассмотренное дело с учетом доводов и возражений, представленных сторонами в отношении решения, постановленного по результатам разрешения спора по существу. Рассмотрение спора по существу предполагает определение, исследование и установление судом фактических обстоятельств дела и изложение судом своих выводов об этих обстоятельствах.

Следовательно, отсутствие первичного рассмотрения встречных исковых требований об определении порядка пользования квартирой, включении жилых строений в состав наследства, а также наличие неразрешенного по существу судом первой инстанции ходатайства о назначении экспертизы об определении рыночной стоимости наследственного имущества исключает возможность рассмотрения дела по существу спора в апелляционном порядке, в связи с чем гражданское дело подлежит возвращению в районный суд на новое рассмотрение. В тексте определения, мотивируя свое решение «издалека», суд также ссылался на Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», нормы ГПК РФ, в частности ч. 1 ст. 195 о том, что решение должно быть законным и обоснованным, ч.

4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 об аналогии закона и права.

Решение о взыскании было вынесено на основании приговора мирового судьи о незаконной вырубке леса.

Избежавшие взыскания ответчики возражали по причине пропуска срока исковой давности. В результате ответчики, против которых было вынесено решение, обратились с апелляционной жалобой по основаниям не извещения и пропуска истцом срока исковой давности.

Суд второй инстанции установил, что срок исковой давности не прошел, а исковое заявление было подано вовремя.

Судьи обратили внимание на неправильное применение норм о течении и приостановлении процессуальных сроков и неизвещение одного из ответчиков.

Ленинградский областной суд в итоге решил дело не решать, а предложить суду первой инстанции сделать вторую попытку. В обоснование своей позиции апелляционный суд ссылается на Постановление Конституционного суда РФ, признавшего взаимосвязанные положения части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 ГПК РФ, устанавливающие механизм реализации права апелляционного обжалования решений мировых судей и полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб, не соответствующими Конституции РФ — ч.

1 ст. 19, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 47, ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 123, в той мере, в какой они, в частности, не предусматривают правомочие суда апелляционной инстанции направлять гражданское дело мировому судье на новое рассмотрение в тех случаях, когда мировой судья рассмотрел дело в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, и не извещенных о времени и месте судебного заседания, или разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В данном случае судьи применили аналогию права, на что и указали в определении, поскольку применяемое постановление касалось мирового судьи и районного суда как апелляционной инстанции. Кроме того, использовалась судебная практика (Постановление Конституционного суда РФ), что делает такое решение еще более интересным и даже рискованным с точки зрения возможностей дальнейшего обжалования участниками. Рассмотрев большое количество дел, установлено, что после введения новых правил обжалования в 2012 году количество направлений дел на новое рассмотрение резко сократилось.

Связано это с тем, что законом предусмотрена возможность апелляционного суда выносить новое решение по существу, хоть полностью, хоть частично. Судьи стремятся к сокращению количества отмен и положительных ответов на жалобы по их процессуальным действиям, а также к соблюдению принципа единообразия судебной практики.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, kodexes.gk-rf.ru, zybleva.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector