+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Полномочия суда апелляционной инстанции по коап рф 2019 год

По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение;

3) отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле;

4) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса;

5) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 301 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 309 КАС РФ

1. В комментируемой статье определены полномочия суда апелляционной инстанции по административным делам, которые шире полномочий суда апелляционной инстанции по гражданским делам, указанным в ст. 328 ГПК.

Любое из полномочий облекается в процессуальную форму апелляционного определения независимо от того, суд какого уровня выступает в качестве суда апелляционной инстанции (см. ст. 311 КАС).

2. Полномочие суда апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения (п. 1 ст. 309 КАС) реализуется судом апелляционной инстанции в том случае, когда он придет к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным (ст. 176 КАС), при рассмотрении административного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального права, указанных в ч. 3 ст. 310 КАС, не допущено нарушений норм процессуального права, перечисленных в ч. ч. 1 и 4 ст. 310 КАС, либо допущенные нарушения норм процессуального права носят формальный характер, так как не повлекли и не могли повлечь неправильного разрешения административного спора по существу (ч. 5 ст. 310 КАС).

Такое полномочие суда апелляционной инстанции, как отмена либо изменение решения суда первой инстанции и принятие нового решения, может быть реализовано судом апелляционной инстанции как на основании имеющихся в материалах административного дела доказательств, так и с учетом новых доказательств, полученных судом апелляционной инстанции по собственной инициативе либо принятых им по ходатайству лиц, участвующих в деле (п. 2 ст. 309 КАС).

Кроме того, предусмотренные в п. п. 1 и 2 ст. 309 КАС полномочия суда апелляционной инстанции могут быть реализованы в том числе в случае принятия признания административным ответчиком иска, поскольку в силу ч. 3 ст. 46 КАС указанное распорядительное действие может быть осуществлено административным ответчиком в суде любой инстанции (см. комментарий к ст. ст. 46, 157 и 304 КАС).

Это интересно:  Когда подается апелляционная жалоба по гражданскому делу 2019 год

При реализации полномочия отменить решение суда первой инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по административному делу суд апелляционной инстанции должен руководствоваться основаниями, предусмотренными ст. ст. 194 и 196 КАС (п. 4 ст. 309).

В частности, в случае смерти гражданина, являющегося стороной административного дела, если спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции и прекращает производство по административному делу на основании п. 5 ч. 1 ст. 194 КАС.

С учетом того что комментируемая статья не содержит каких-либо ограничений по основаниям прекращения производства по административному делу, предусмотренным ст. 194 КАС, судом апелляционной инстанции может быть реализовано полномочие по отмене решения суда первой инстанции с прекращением производства по административному делу по любому из оснований, указанных в ст. 194 КАС, включая принятие отказа административного истца от иска и утверждение соглашения о примирении сторон (см. комментарий к ст. ст. 46, 137, 157 и 304 КАС).

Не содержит комментируемая статья и каких-либо ограничений по основаниям оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренным ст. 196 КАС, включая новое основание, закрепленное в п. 5 ч. 1 указанной статьи. При этом решение суда первой инстанции также отменяется, поскольку фактически у суда отсутствовали основания для рассмотрения административного дела по существу в связи с неустранением недостатков административного искового заявления.

Полномочие суда апелляционной инстанции об оставлении апелляционных жалобы, представления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 301 КАС, по сравнению с п. 4 ст. 328 ГПК, в котором такое полномочие появилось впервые в российском законодательстве, расширено по кругу оснований, в том числе с учетом наработанной судебной практики, в частности разъяснений, содержащихся в п. п. 40 и 53 Постановления Пленума ВС РФ О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» (см. комментарий к ст. 301 КАС).

3. Новеллой КАС является полномочие суда апелляционной инстанции, предусмотренное п. 3 ст. 309 КАС, согласно которому суд апелляционной инстанции может отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Реализуя данное полномочие, суд апелляционной инстанции с учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 29 КАС может направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием на его рассмотрение в коллегиальном составе, даже если изначально оно подлежало рассмотрению в суде первой инстанции в единоличном составе.

При этом перечень случаев для реализации такого полномочия является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит:

1) административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе (п. 1 ч. 1 ст. 310 КАС);

2) административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (п. 2 ч. 1 ст. 310 КАС);

3) судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС).

Отнесение указанных случаев к основаниям применения судом апелляционной инстанции полномочия по отмене решения суда с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции вполне оправданно, поскольку при установлении таких нарушений, имевших место при рассмотрении административного дела (а не после его рассмотрения), нивелируется ранее осуществленное производство в суде первой инстанции, когда полное и реальное восстановление нарушенных прав лиц, участвующих в деле, а также иных лиц возможно исключительно самим судом первой инстанции, так как указанные лица по тем или иным основаниям были лишены возможности участия в надлежащем рассмотрении административного дела (т.е. лишены права на справедливое судебное разбирательство).

Это интересно:  Особенности предмета доказывания в суде апелляционной инстанции 2019 год

В то же время с учетом этих позиций непонятно, почему в п. 3 ст. 309 КАС не предусмотрен случай, указанный в п. 3 ч. 1 ст. 310 КАС (необеспечение права лиц, участвующих в деле и не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика). Бесспорно, что такое нарушение прав лица, участвующего в деле, свидетельствует о нарушении всех основополагающих принципов судопроизводства, являющихся конституционными, а не только базовых принципов административного судопроизводства.

В связи с этим необходимы соответствующие разъяснения высшей судебной инстанции.

4. Поскольку п. 4 ч. 1, ч. 6 ст. 138 КАС, как и ч. ч. 1 и 6 ст. 152 ГПК, предусмотрена возможность принятия судом первой инстанции в предварительном судебном заседании решения суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления по мотиву только пропуска срока на обращение в суд, то в административном судопроизводстве уместно до соответствующих разъяснений высшей судебной инстанции руководствоваться п. 38 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», согласно которому, если суд апелляционной инстанции придет к выводу о том, что принятое судом первой инстанции в предварительном судебном заседании решение об отказе в удовлетворении иска по причине пропуска установленного законом срока обращения в суд является незаконным и (или) необоснованным, то он отменяет решение суда первой инстанции. В такой ситуации с учетом положений о повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции оно подлежит направлению в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований, поскольку обжалуемое решение суда было вынесено в предварительном судебном заседании без исследования и установления иных фактических обстоятельств дела.

Такое разъяснение не противоречит положениям комментируемой статьи, поскольку в данной ситуации административное дело направляется в суд первой инстанции не на новое рассмотрение, а на рассмотрение по существу, поскольку ранее оно судом первой инстанции и не разбиралось по существу.

5. С учетом того что по большинству категорий административных дел правилами КАС четко регламентируется родовая подсудность и предусмотрена исключительная территориальная подсудность, нарушение которых может быть отнесено к существенным нарушениям норм процессуального права (ч. 4 ст. 310 КАС), высшей судебной инстанцией могут быть даны разъяснения, аналогичные тем, что содержатся в п. п. 36 и 37 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».

Статья 309 РФ. Полномочия суда апелляционной инстанции

Сделано в Санкт-Петербурге

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Это интересно:  Апелляционный орган районного суда 2019 год

Сброс пароля

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Удаление

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Статья 309. Полномочия суда апелляционной инстанции

По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение;

3) отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле;

4) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса;

5) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 301 настоящего Кодекса.

Полномочия суда апелляционной инстанции по коап рф

По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

  • 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
  • 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение;
  • 3) отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле;
  • 4) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса;
  • 5) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 301 настоящего Кодекса.

Статья написана по материалам сайтов: ppt.ru, kodeks.systecs.ru, lugasoft.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector