+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Подача апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган 2019 год

Пантюшов Олег Викторович, адвокат, член Адвокатской палаты г. Москвы.

В статье О.В. Пантюшова с учетом позиций Высшего Арбитражного Суда РФ и Конституционного Суда РФ рассматриваются проблемы принятия решения вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика.

Ключевые слова: апелляция, решение по результатам рассмотрения, жалоба налогоплательщика.

Налогоплательщики (плательщики сборов) вправе обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение такового может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

Последствия подачи апелляционной жалобы установлены п. 2 ст. 101.2 НК РФ. Решение вступает в силу после его утверждения вышестоящим налоговым органом, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа. Подача апелляционной жалобы на решение налоговой инспекции о привлечении к налоговой ответственности приостанавливает вступление в силу и откладывает исполнение принятого решения до рассмотрения апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который вынес обжалуемое решение (п. 3 ст. 139 НК РФ). Этот налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Подача апелляционной жалобы непосредственно в вышестоящий налоговый орган не влечет негативных последствий для налогоплательщика. Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящем налоговом органе, оно вступает в силу на следующий день после истечения десятидневного срока на подачу апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Относительно возможности восстановления срока на подачу апелляционной жалобы имеется неясность в налоговом законодательстве. Согласно абзацу второму п. 2 ст. 139 НК РФ возможно восстановление срока для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы, но здесь речь не идет об апелляционной жалобе. Представляется, что это общее положение налогового законодательства о возможности восстановления срока подачи жалобы, которое может быть применено и в случае подачи апелляционной жалобы, в противном случае налогоплательщики оказываются в неравном положении.

Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

Вместе с тем имеется противоположная позиция, которая является ошибочной. Так, А. Демин считает, что «у налоговых органов отсутствуют полномочия восстанавливать срок, пропущенный при подаче апелляционной жалобы, даже если налогоплательщик ссылается на уважительные причины пропуска такого срока» . С. Барташевич соглашается и указывает: «. п. 2 ст. 139 НК РФ не предусматривает возможности восстановления срока подачи апелляционной жалобы вышестоящему налоговому органу, а потому данный срок следует признать пресекательным» .

Демин А.В. Апелляционная жалоба в налоговом процессе // СПС «КонсультантПлюс».
Барташевич С. Процессуальные проблемы судебного оспаривания решений налоговых органов // СПС «КонсультантПлюс».

В НК РФ не установлены реквизиты апелляционной жалобы, а также не определен перечень документов, которые необходимо приобщить к жалобе. Согласно информационному сообщению ФНС России от 15.02.2011 «О документах, которые рекомендуется приложить к жалобе, подаваемой в налоговый орган» к апелляционной жалобе рекомендуется приложить следующие документы:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).
  • нарушение права налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
  • нарушение права налогоплательщика представить объяснения по результатам налоговой проверки.

Кроме того, в абзаце третьем п. 14 ст. 101 НК РФ указано, что основаниями для отмены решения налогового органа могут являться также иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправомерного решения.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 21 сентября 2010 г. N 4292/10 «Порядок рассмотрения жалобы на акты налогового органа», действия или бездействие его должностного лица предусмотрены главой 20 Налогового кодекса, однако обязанность обеспечения присутствия налогоплательщика при рассмотрении жалобы в данной главе также не предусмотрена.

Положения статьи 101 Налогового кодекса, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм главы 20 Кодекса возможность подобного применения не следует».

Решение по апелляционной жалобе принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения. В целях получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящего налогового органа данный срок может быть увеличен, но не более чем на 15 дней. Как видим, максимальный срок рассмотрения апелляционной жалобы составляет 45 дней с момента получения жалобы. Нарушение этого срока не будет основанием для отмены решения. Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 1 февраля 2010 г. N 13065/10, «пропуск срока, предусмотренного данной правовой нормой (пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации — ред.), не препятствует вышестоящему налоговому органу рассмотреть жалобу налогоплательщика и не влечет недействительности решения, принятого по результатам рассмотрения».

Нарушение вышестоящим налоговым органом срока рассмотрения апелляционной жалобы нарушает право налогоплательщика на оперативное принятие решения по жалобе в установленный законом срок, тем самым создавая правовую неопределенность в налоговом споре, а также создает процессуальные трудности налогоплательщику, который не имеет возможности определить начало течения срока для обращения в суд.

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании незаконным решения налоговой инспекции может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Правовая позиция Президиума ВАС РФ выражена в Постановлении от 20 ноября 2007 г. N 8815/07: «В нарушение статьи 140 Кодекса вышестоящий налоговый орган не дал обществу письменный ответ на жалобу в течение месяца.

Следовательно, срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом».

В случае изменения вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа (как вступившего, так и не вступившего в законную силу), именно последнее, с учетом внесенных изменений, будет являться юридическим актом, порождающим права и обязанности налогоплательщика и налогового органа. Новое решение налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы не может ухудшать положение налогоплательщика, в противном случае выхолащивается смысл апелляционного обжалования. Под ухудшением положения налогоплательщика следует понимать увеличение взысканных сумм налоговой недоимки, пени и штрафов по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, так как апелляционная жалоба подается налогоплательщиком и направлена на защиту прав налогоплательщика.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ от 28 июля 2009 г. N 5172/09, «поскольку вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе, он не вправе по итогам ее рассмотрения принимать решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, не взысканных оспариваемым решением налогового органа. Иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении его решения». В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 24 февраля 2011 г. N 194-О-О, «одним из случаев нарушения прав налогоплательщиков является вынесение вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке нового решения, предусматривающего взыскание с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей». Право налогового органа на принятие нового решения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика не ставится под сомнение, высшие судебные инстанции обращают внимание на содержание принятого нового решения. Принятие вышестоящие налоговым органом по итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества решения о дополнительном взыскании с него налоговых платежей фактически будет означать осуществление контрольной функции за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной законодательством, указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июля 2009 г. N 5172/09.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган может прийти к выводу, что налоговый орган неправильно определил обстоятельства дела, вследствие этого имеются основания увеличения размера налоговых начислений. В этой ситуации налоговый орган вправе отменить решение налоговой инспекции и принять решение о проведении повторной налоговой проверки, по итогам которой принять новое решение с учетом установленных новых обстоятельств по делу. Согласно подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться, в частности, вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Она должна быть направлена на установление новых обстоятельств по делу, которые не исследовались при проведении первоначальной проверки. Вышестоящий налоговый орган в процессе проведения повторной налоговой проверки не может заново оценивать обстоятельства дела, которым была уже дана оценка при вынесении решения по результатам первичной налоговой проверки. Предметом контроля вышестоящим налоговым органом могут являться оценка эффективности проведения первоначальной проверки в части выявления нарушений налогового законодательства, а также сделанные в ходе данной проверки выводы об отсутствии таких нарушений.

Это интересно:  Новые требования в апелляционной жалобе 2019 год

Налоговый орган не может злоупотреблять своим правом проведения повторной налоговой проверки, используя данное правомочие с целью создания видимости контрольных мероприятий, преследуя цель дополнительных налоговых начислений: «. повторная выездная налоговая проверка, хотя и оформлена управлением в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 89 Кодекса, фактически таковой не являлась, поскольку была осуществлена с целью доначисления налогов по кругу тех обстоятельств и правонарушений, которые были выявлены в результате первоначальной налоговой проверки» (Постановлении Президиума ВАС РФ от 3 апреля 2012 г. N 15129/11).

В НК РФ не установлены основания, наличие которых предоставляет право вышестоящему налоговому органу принять решение о назначении повторной проверки в целях контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа. В силу этого необходимость назначения повторной проверки вышестоящий налоговый орган определяет самостоятельно на основе анализа принятого по результатам первоначальной налоговой проверки решения. Сущность повторной проверки состоит в том, что вышестоящий налоговый орган заново и в полном объеме проверяет деятельность налогоплательщика за налоговый период, который уже был предметом первичной налоговой проверки.

Вышестоящий налоговый орган при рассмотрении апелляционной жалобы, установив, что при принятии решения по результатам налоговой проверки были допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов первичной проверки, влекущие безусловную отмену принятого решения, обязан отменить данное решение. В этой ситуации вышестоящий налоговый орган должен повторно рассмотреть материалы налоговой проверки, исправить допущенные процедурные нарушения, соблюдая права налогоплательщика и вынести новое решение по делу. Соответствующие полномочия предоставлены вышестоящему налоговому органу п. 2 ст. 140 НК РФ.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Подача апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган

О ПОРЯДКЕ ОБЖАЛОВАНИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН
РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ИНСПЕКЦИЙ

Форма и содержание жалобы

Жалоба подается в письменной форме, адресуется Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области.

Жалоба должна содержать указание на решение (иной документ) или действия инспекции, с которыми не согласен налогоплательщик, обоснование позиции заявителя жалобы и личную подпись налогоплательщика или его представителя. Ксерокопии жалоб или жалобы, переданные по факсу, не подлежат рассмотрению.

Документы, прилагаемые к жалобе

В случае подписания жалобы представителем физического лица (в том числе адвокатом), к жалобе должен быть приложен оригинал нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей полномочия представителя (п. 3 ст. 29 НК РФ).

В случае подписания жалобы от имени юридического лица не руководителем организации, а иным лицом (в том числе адвокатом), к жалобе должен быть приложен оригинал доверенности с печатью организации и подписью руководителя (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ).

К жалобе должны быть приложены документы, на которые ссылается заявитель жалобы в обоснование своих требований, если такие документы не представлялись налогоплательщиком в инспекцию ранее.

Срок подачи жалобы

Решение инспекции о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, может быть обжаловано в апелляционном порядке, то есть путем направления в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ). На указанное решение, не обжалованное в апелляционном порядке, может быть подана жалоба в течение 1 года с момента вынесения решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Все другие решения инспекции (в том числе решения о привлечении или об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, выявленное не в ходе налоговой проверки, а в ходе иных мероприятий налогового контроля), требования об уплате налога, пени, штрафа; налоговые уведомления, иные документы, а также действия инспекции могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Куда подлежит направлению жалоба

Апелляционная жалоба на решение о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, подлежит направлению в инспекцию, вынесшую решение; при этом жалоба адресуется Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области (п. 3 ст. 139 НК РФ).

Срок рассмотрения жалобы

Решение Управления ФНС России по Ярославской области по жалобе принимается в течение 1 месяца со дня получения жалобы, указанный срок может быть продлен на 15 рабочих дней. О принятом решении сообщается заявителю жалобы в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения (ст. 140 НК РФ).

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

  • жалоба не подписана заявителем,
  • представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу,
  • пропущен установленный законом срок подачи жалобы,
  • жалоба подана представителем налогоплательщика и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя,
  • имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе,
  • имеется решение Управления ФНС России по Ярославской области по жалобе того же лица по тому же предмету и основанию.

Особенности обжалования постановлений инспекций по делам об административных правонарушениях

Срок подачи жалобы — десять суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Жалоба направляется в инспекцию, которой вынесено постановление по делу об административном правонарушении и которая обязана в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области (п. 1 ст. 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается заявителю (ст. 30.5, п. 2 ст. 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При несогласии с актом налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля

Жалобы на акт камеральной или выездной налоговой проверки или акт, составленный по итогам иных мероприятий налогового контроля, не подаются. На указанный акт налогоплательщиком могут быть представлены письменные возражения, направляемые в инспекцию, должностные лица которой составили акт. Возражения на акт налоговой проверки подлежат направлению в течение 15 рабочих дней со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ), а на акт по итогам иных мероприятий налогового контроля – в течение 10 рабочих дней со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). При этом в случае направления акта по почте днем его получения считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма.

При несогласии с протоколом по делу об административном правонарушении

Жалоба на протокол по делу об административном правонарушении не подается. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (п. 4 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Разъяснения о процедуре подачи жалобы в налоговые органы

Что необходимо знать гражданину при подаче жалобы?

Ответ: В соответствии с законодательством Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

При подаче жалобы в налоговые органы гражданам рекомендуется:

– подавать ее в пределах срока, установленного законодательством для её подачи, а именно: жалоба на вступившее в законную силу решение подается в течение одного года с момента его вынесения, а апелляционная жалоба – в течение 10 дней с момента его получения; жалоба на иные акты, действия или бездействие налогового органа подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;

Это интересно:  Апелляционная жалоба кас куда подается 2019 год

– в случае подачи жалобы представителем заявителя, его полномочия должны быть документально подтверждены нотариально заверенной доверенностью;

– обязательно подписывать жалобу;

– жалобу подавать именно в тот налоговый орган, который уполномочен ее рассматривать, а апелляционную жалобу подавать через налоговый орган, вынесший решение.

В случае если в обращении запрошены сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то налоговый орган не вправе ее разглашать.

Также жалоба будет оставлена без движения, если у налогового органа имеется информация о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

В каких случаях жалоба, поступившая в вышестоящий налоговый орган, может быть оставлена без рассмотрения?

Ответ: В Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится оснований для оставления жалоб без движения. Однако практика рассмотрения жалоб выявила следующие основания для оставления жалоб без движения:

1. Жалоба подписана не уполномоченным представителем налогоплательщика либо к жалобе не приложен документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего жалобу.

Согласно статье 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Личное участие налогоплательщика не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

В статье 27 Налогового кодекса Российской Федерации дано определение законных представителей налогоплательщика, под которыми понимаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (как правило, директор, генеральный директор). Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (родители, опекуны, попечители).

В статье 29 Налогового кодекса Российской Федерации дано определение уполномоченного представителя налогоплательщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, от имени организации право подписи жалобы имеет лицо, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, как о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При подаче жалобы директором организации документ в подтверждение его полномочий к жалобе прилагать не нужно. В случае подачи жалобы лицом, исполняющим обязанности директора, к жалобе необходимо прилагать заверенную копию документа о возложении обязанностей (как правило, приказ). При подаче жалобы уполномоченным представителем юридического либо физического лица, действующим по доверенности, к жалобе необходимо приложить доверенность. Налоговым кодексом Российской Федерации установлено специальное требование к удостоверению полномочий представителя – физического лица: доверенность должна быть удостоверена нотариально либо в порядке, приравненном к нотариальному.

При отсутствии документа, подтверждающего полномочия на подачу жалобы, жалоба будет оставлена без движения до устранения недостатков налогоплательщиком, о чем последнему сообщается в письменной форме.

2. Жалоба не содержит подписи заявителя либо его представителя. В данном случае отсутствие личной подписи рассматривается как отсутствие волеизъявления заявителя на подачу жалобы, что является основанием для оставления ее без движения до устранения недостатков налогоплательщиком, о чем последнему сообщается в письменной форме.

3. Жалоба не содержит указания на предмет оспаривания. В этом случае невозможно установить, что оспаривает заявитель, соответственно, по существу жалоба не может быть рассмотрена до устранения недостатков налогоплательщиком, о чем последнему сообщается в письменной форме.

4. Жалоба подана налогоплательщиком с нарушением срока для обжалования.

Согласно статье 139 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В течение трех месяцев могут быть обжалованы действия (бездействие) должностных лиц, ненормативные акты налоговых органов (за исключением решений о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности, принятых в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

Жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, подается в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик получил либо должен был получить решение.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Учитывая, что указанные решения вступают в силу по истечении 10 рабочих дней с момента вручения налогоплательщику решения, срок для подачи апелляционной жалобы составляет 10 рабочих дней.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

5. Жалоба подлежит оставлению без движения в случае наличия на момент подачи жалобы вступившего в законную силу судебного акта между теми же сторонами по тому же предмету. В данном случае нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливают принцип приоритета судебной власти в разрешении всех правовых вопросов, в том числе и подлежащих рассмотрению во внесудебном порядке.

Соблюдение со стороны налогоплательщиков требований к надлежащему оформлению жалобы является гарантией рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы в установленные сроки и восстановления нарушенных прав и свобод.

В каком порядке можно обжаловать вступившее в законную силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное налоговым органом по результатам налоговой проверки организации?

Ответ: Если налогоплательщиком не подавалась апелляционная жалоба, то в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса Российской Федерации он вправе подать жалобу на вступившее в законную силу решение налогового органа в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Жалоба в этом случае направляется в вышестоящий налоговый орган. При этом на основании пункта 1 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации данная жалоба будет рассмотрена вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения.

Можно ли до вынесения налоговым органом решения по акту выездной или камеральной налоговой проверки обжаловать этот акт в вышестоящем налоговом органе?

Ответ: В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В данном случае, применительно к статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации, под актом налогового органа понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

С учетом изложенного, акты налоговых проверок, составленные налоговым органом в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам выездных либо камеральных налоговых проверок, не могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

При этом в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик на основании пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации может представить письменные возражения по указанному акту в налоговый орган, проводивший налоговую проверку, в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки.

Это интересно:  Высшим апелляционным судом в англии 2019 год

В какие сроки налогоплательщиком может быть подана апелляционная жалоба?

Ответ: Согласно статье 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации обжалованию в апелляционном порядке подлежит не вступившее в силу решение. Решение считается вступившим в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Таким образом, апелляционная жалоба на решение налогового органа подается до момента вступления в силу обжалуемого решения в налоговый орган, вынесший это решение, то есть в течение 10 рабочих дней со дня получения его налогоплательщиком. Налоговый орган обязан в течение трех рабочих дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Какой документ принимается вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика?

Ответ: В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено два порядка обжалования решений – апелляционный и общий. По результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящий налоговый орган принимает соответствующее решение, при этом по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:

1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

По итогам рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение, действия или бездействие должностных лиц вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

О принятом решении по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, путем направления решения по почте в адрес заявителя в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Будет ли рассмотрена судом жалоба налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если данное решение не обжаловалось им в досудебном порядке?

Ответ: Налоговым кодексом Российской Федерации с 01.01.2009 предусмотрено обязательное досудебное обжалование решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган. Следовательно, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Должен ли налогоплательщик, не согласный с решением вышестоящего налогового органа, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, еще раз в обязательном порядке обжаловать данное решение вышестоящего налогового органа в ФНС России, прежде чем обратиться в суд?

Ответ: В данном случае, если вышестоящий налоговый орган рассмотрел апелляционную жалобу и принял по ней решение, препятствий для обращения в суд нет.

Приостанавливается ли действие решения о привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения в случае подачи налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы на это решение?

Ответ:Согласно пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в случае подачи апелляционной жалобы решение налогового органа вступит в силу только после его утверждения вышестоящим налоговым органом. При этом до принятия вышестоящим налоговым органом соответствующего решения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, начисленные по решению суммы налогов, пени, штрафов налоговым органом взыскиваться не будут.

Взимается ли государственная пошлина при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган?

Ответ: Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган подана жалоба на действия должностных лиц инспекции, выразившиеся в направлении уведомления на уплату транспортного налога, однако до принятия вышестоящим налоговым органом решения по указанной жалобе инспекция урегулировала спорную ситуацию. Может ли налогоплательщик отозвать свою жалобу до принятия вышестоящим налоговым органом по ней соответствующего решения?

Ответ: Пунктом 4 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику, подавшему жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, предоставлено право до принятия решения по этой жалобе отозвать ее на основании письменного заявления. При этом необходимо учитывать, что отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Жалоба на акт налогового органа подается соответственно в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются (он сам её направляет в вышестоящий налоговый орган в течении 3-х дней со дня поступления), по общему правилу в течение 1 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение 1 года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба в ФНС РФ, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган (он сам её направляет в вышестоящий налоговый орган в течении 3-х дней со дня поступления) и может быть подана только на решение налогового органа о привлечении или отказе в привлечении к налоговой ответственности до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Решение вступает в силу по истечении 1 месяца со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Последовательность и сроки совершения событий, происходящих по окончании налоговой проверки, приведены в блок-схеме,

Окончание выездной проверки (дата справки о проведенной выездной налоговой проверке)

Окончание камеральной проверки

Окончание выездной проверки

10 дней 2 месяца

Составление акта налоговой проверки

(по камеральной проверке — только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах)

Вручение акта налогоплательщику.

При уклонении от получения акта он направляется по почте заказным письмом и считается полученным на шестой день считая с даты отправки заказного письма

1 Месяц

Налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменные

возражения по акту в целом или по его отдельным положениям

1 Месяц

Рассмотрение руководителем налогового органа (его заместителем) акта и вынесение решения по нему

Вручение решения налогоплательщику

(при направлении заказным письмом (если его невозможно вручить лично) оно считается полученным на шестой день с даты отправки, а не по истечении шести дней).

1 месяц 1 месяц

Вступление решения в силу

(исключение — решения, принятые ФНС России, вступают в силу с даты вручения налогоплательщику)

Подача апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган. Если вышестоящий налоговый орган не отменит решение, оно вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом

со дня 1 год с момента 3 месяца

вступления вынесения решения

Исполнение решения налоговым органом

Сохраняется право на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган на вступившее в силу решение, не обжалованное в апелляционном порядке

Налогоплательщик вправе обжаловать решение в суд.

Срок для обращения исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении

Статья написана по материалам сайтов: mvf.klerk.ru, www.audit-it.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector