+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Новые апелляционные и кассационные суды с 2019 2019 год

Реформа судебной системы в 2018 году в РФ согласно принятому законопроекту

Центральное место в законодательной базе реформы судебной системы в 2018 году занимают законы «О внесении изменений…» от 29.07.2018 № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 28.11.2018 № 451-ФЗ (далее — закон № 451-ФЗ).

В системе судов общей юрисдикции впервые будут выделены 9 кассационных и 5 апелляционных судов, что исключит рассмотрение дела в одном и том же субъекте Федерации, а зачастую и в том же суде, которым вынесено обжалуемое судебное постановление. По аналогии с системой арбитражных судов дело теперь будет рассматриваться отдельной структурой экстерриториального характера, охватывающей несколько регионов (ст. 23.1 и 23.9 закона «О судах общей юрисдикции в РФ» от 07.02.2011 № 1-ФКЗ).

Решение о начале деятельности новых судов примет Пленум ВС РФ и объявит об этом не позже 01.10.2019. С этого же момента вступят в силу процессуальные нормы, введенные законом № 451-ФЗ.

Отметим, что не все, что было предложено, дошло до финальной стадии. Так, первоначально законопроект о судебной реформе 2018 года содержал предложение об отмене мотивировочной части судебного решения почти по всем категориям дел, однако при детальном рассмотрении было принято решение оставить структуру судебного акта неизменной.

Изменения в кассационное и апелляционное судопроизводство судов общей юрисдикции

Срок подачи жалобы в кассационный суд общей юрисдикции составит 3 месяца со дня вступления в силу оспариваемого судебного акта (ст. 376.1 Гражданского процессуального кодекса). В ВС РФ можно будет направить кассационную жалобу в 3-месячный срок после вынесения определения кассационным судом. На текущий момент общий срок для двух кассаций — 6 месяцев.

Вводится принцип сплошной кассации, т. е. если жалоба формально соответствует предъявляемым требованиям, она будет принята в любом случае. Кассационная жалоба будет направляться в суд 1-й инстанции и поступать оттуда в кассационный суд вместе с делом, которое будет рассматриваться по существу коллегией из 3 судей (за исключением жалоб на решения мировых судей и др., который будут рассматриваться единолично).

Срок на рассмотрение гражданского спора в кассационной инстанции составит 2 месяца со дня поступления жалобы в этот суд с возможностью продления до 4 месяцев (ст. 379.4 ГПК РФ).

Срок на рассмотрение кассационной жалобы по административным делам увеличивается до 2 месяцев.

За областными и равными им судами в результате судебной реформы 2019 года сохранится обязанность по апелляционному рассмотрению не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции, а также дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Отметим, что понятие «подведомственность» из всех процессуальных кодексов исключается и заменяется понятием «компетенция».

Иные новеллы судебной реформы 2018 года в России

К новеллам судебной реформы 2018 года относятся также следующие:

  1. Профессиональное представительство в арбитражном (ч. 3 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса) и гражданском процессе (ст. 49 ГПК РФ). Представителями в суде смогут быть лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юриспруденции. Исключение составляют:
    • патентные поверенные по спорам об охране результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
    • арбитражные управляющие в делах о банкротстве;
    • дела, рассматриваемые мировыми судьями и районными судами;
    • законные представители организаций (в том числе единоличный исполнительный орган).
  2. Возможность передачи дел между судами, переход от одного вида производства к другому. Так, арбитражный суд обязан при необходимости передать дело в суд общей юрисдикции того же субъекта РФ с дальнейшей передачей по подсудности (ст. 39 АПК). Если в суд общей юрисдикции поступает гражданский иск, содержащий административные требования, он может быть рассмотрен по правилам административного судопроизводства, и наоборот (ст. 33.1 ГПК РФ, ст. 16.1 КАС РФ в ред. закона № 451-ФЗ).
  3. Понижение в квалификационном классе как мера ответственности судей. Этот вид ответственности вводится с 01.09.2019 за существенные нарушения закона «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I или Кодекса судейской этики, утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (п. 4.1 ст. 12.1 закона № 3132-I).

Реформа судебной системы в 2019 году

По итогам реформы судебной системы в 2019 году увеличится количество дел, рассматриваемых в арбитражном процессе в порядке упрощенного и приказного производства. Причиной тому послужит увеличение ценового порога. Так, для рассмотрения иска в порядке упрощенного производства для юридических лиц его цена возрастет до 800 тыс. руб., а для ИП составит 400 тыс. руб. (ст. 227 АПК РФ).

Отметим, что изменения не коснутся упрощенного производства в гражданском процессе.

Приказное производство в арбитражном процессе также будет применяться чаще в связи с увеличением ценового порога до 500 тыс. руб. (ст. 229.1 АПК РФ).

Изменения коснулись и деятельности мировых судей в части их компетенции:

  • исключены дела семейно-правового характера (подп. 5 п. 1 ст. 3 закона «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1988 № 188-ФЗ, далее — закон № 188-ФЗ), а также дела об определении порядка пользования имуществом (подп. 8 п. 1 ст. 3 закона № 188-ФЗ);
  • включены дела по спорам о защите прав потребителей при цене иска до 100 тыс. руб. (подп. 6.1 п. 1 ст. 3 закона № 188-ФЗ).
Это интересно:  Апелляционная жалоба в уголовном процессе 2019 год

КАС РФ будет дополнен новыми главами:

  • 27.1 — по вопросам размещения запрещенной информации в интернете;
  • 27.2 — по вопросам экстремистского характера информационных материалов.

Также урегулирован вопрос о месте подачи соответствующего административного иска (чч. 3.1 и 3.2 ст. 24 КАС РФ):

  • по гл. 27.2 — по месту обнаружения или адресу производящей такие материалы организации;
  • по гл. 27.1 — по адресу истца или месту жительства ответчика.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что все нововведения направлены на увеличение прозрачности и открытости судебного процесса, уменьшение коррупционной составляющей, а также повышение самостоятельности, независимости и беспристрастности судебной системы. Также доработаны некоторые вопросы, требовавшие законодательного регулирования.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Новые суды общей юрисдикции. Куда теперь ехать в апелляцию и кассацию?

С 30 июля вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ, в котором предусмотрено создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. Например, на рассмотрение кассационной жалобы, поданной на решение суда Московской области, придется ехать в Саратов. Пока новые суды не начали работать. Решение о начале их деятельности Пленум Верховного суда должен объявить до 1 октября 2019 г.

Компетенция апелляционных и кассационных судов

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу. Также в их компетенции дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

По судебным актам первой инстанции — мирового судьи и районного суда апелляционная инстанция останется прежней. Так, если спор рассматривал мировой судья, то апелляционную жалобу нужно будет подать в районный суд. Затем решение можно обжаловать в кассационный суд общей юрисдикции (первая кассация), а после этого подать жалобу в коллегию Верховного суда (вторая кассация). Если спор по первой инстанции рассматривал районный суд, то апелляционную жалобу нужно подать в коллегию областного суда. Затем действует такой же принцип, как с мировым судьей: жалобу нужно подать в кассационный суд общей юрисдикции (первая кассация), а после этого подать жалобу в коллегию Верховного суда (вторая кассация).

А вот если дело по первой инстанции рассматривал областной суд, то апелляционную жалобу нужно будет подать в новый апелляционный суд общей юрисдикции, а кассационную жалобу — в кассационный суд общей юрисдикции.

Для рассмотрения во второй кассации по-прежнему нужно обращаться в коллегию Верховного суда. Последняя инстанция для всех случаев — Президиум Верховного суда.

Председатели судов

В Законе № 1-ФКЗ продлен возраст заместителей председателя Конституционного и Верховного судов, а также председателя арбитражного суда округа и кассационного суда общей юрисдикции. Вместо 70 лет теперь предельный возраст — 76 лет.

Председатели апелляционных судов общей юрисдикции и кассационных судов общей юрисдикции (за исключением военных судов) назначаются на должность уже со дня вступления в силу Закона № 1-ФКЗ, то есть с 30 июля 2018 г. Но в любом случае всех председателей должны назначить до 15 октября 2018 г.

Председатели апелляционных и кассационных судов смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если уже сейчас (до 30 июля 2018 г.) судья занимал должность председателя два раза подряд, то его все равно могут назначить председателем нового апелляционного или кассационного суда, но лишь на один срок.

Начало работы судов

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее 1/2 от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала их деятельности примет Пленум Верховного суда и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 г.

Всё об уголовных делах

Федеральный закон от 11.10.2018 N 361-ФЗ О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс»

Реформа апелляции , что изменится во второй судебной стадии

Реформа кассации , что изменится в третьей судебной стадии

Реформа надзора , что изменится в надзорной судебной стадии

ДВА ТИПА рассмотрения

I). Сплошное рассмотрение , что понимается под этим термином

II). Выборочное рассмотрение , что понимается под этим термином

Глобальные изменения законодательства

— в нормы Главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса вносятся глобальные изменения (Федеральный закон от 11.10.2018 N 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»).

— при этом, точная дата вступления этих изменений в силу — не определена, запланирована на срок не позднее 1 октября 2019 года (статья 2 Федеральный закон от 11.10.2018 N 361-ФЗ ).

Что будет изменено для апелляции

— реформа затрагивает в основном кассационную стадию, а стадию апелляции она меняет только для уголовных дел областной подсудности (по статьям, указанным в ч.3 31 УПК ).

п.1 ч.2 389.3 на приговор мирового судьи, апелляция подается в районный суд

Это интересно:  Возрождение на апелляционную жалобу по гражданскому делу 2019 год

— приговоры мировых судей — как обжаловались, так и будут обжаловаться в районный суд ( п.2 ч.2 389.3 УПК ).

п.2 ч.2 389.3 УПК на приговор районного суда апелляция в областной суд

— приговоры районных судов — как обжаловались, так и будут обжаловаться в судебную коллегию по уголовным делам областного суда ( п.2 ч.2 389.3 УПК ).

п.3 ч.2 389. 3 УПК на решение областного суда в окружной апелляционный суд

— а вот по делам областной подсудности (по статьям, указанным в ч.3 31 УПК ) стадию апелляции у областных судов забирают себе специально образованные окружные апелляционные суды . Для этого будут организованы пять апелляционных округов ( ч.2 ст. 23.9 N 1-ФКЗ).

Что будет изменено для кассации

— как Вы уже знаете, кассация делится на 3 ступени:

I -я ступень кассации — в кассационный суд общей юрисдикции ( п.1 ч.1 401.3 УПК )

II -я ступень кассации — в Судебную коллегию ВС ( п.2 ч.1 401.3 УПК )

III -я ступень кассации — Председателю Верховного суда ( ч.5 401.10 УПК ).

Изменения затрагивают только I-ю ступень кассации

а) Инстанция кассационного обжалования:

— до изменений — рассмотрение жалобы производилось в суде областного уровня .

— п.1 ч.1 401.3 УПК жалоба подается в кассационный суд округа

— после вступления изменений в силу — рассмотрение жалобы производится в одном из специально окружных кассационных судах . Для этого будут организованы девять кассационных округов ( ч.2 ст. 23.1 N 1-ФКЗ).

б) Куда подается жалоба:

— до изменений кассационная жалоба подавалась напрямую в суд областного уровня .

— ч.2 401.3 УПК жалоба подается через суд первой инстанции

— после вступления изменений в силу — кассационная жалоба подается в суд первой инстанции , который производит все действия технического характера — проверка жалобы, направление копий( 401.7 УПК )

в) И самое важное, КЛЮЧЕВОЕ изменение: теперь на I-й ступени кассации (но только на ней) исчезает барьер первичного изучения.

401.8 УПК действия суда кассационной инстанции при поступлении дела

— теперь все кассационные жалобы будут гарантированно доходить до рассмотрения в судебном заседании, судья кассационного суда обязан передать жалобу на рассмотрение ( 401.8 УПК ).

— то есть, I-я ступень кассации становится сплошной , все кассационные жалобы будут рассматриваться в судебном заседании с участием сторон.

Что будет изменено для надзора

а) До реформы 2019г. лестница инстанций по уголовным делам областной подсудности была такая:

— апелляция — судебная коллегия ВС ( 389.3 УПК )

б) После нововведений стало так:

— первая инстанция — суд областного уровня ( ч.3 31 УПК ),

— апелляция — окружной апелляционный суд ( п.3 ч.2 389.3 УПК )

— кассация — судебная коллегия ВС ( п.2 ч.1 401.3 УПК ) (Внимание: это и есть новация, введенная реформой)

Итого, для надзорной стадии:

— сейчас 3 ступени, станет 4, возникает ступенька кассации ( п.2 ч.1 401.3 УПК )

— сейчас большинство надзорных жалоб просто отказываются передавать на рассмотрение в Президиум ВС ( ч.1 412.5 УПК ), а появится новая кассационная ступенька — которая будет СПЛОШНАЯ.

— на этой ступеньке есть судья будет производить лишь техническую проверку жалобы, после чего обязан передать дело на рассмотрение ( ч.1 401.8 УПК ).

— тонкость (предупреждаю, понять довольно сложно):

ч.1 401.10 УПК жалобы поданные в порядке ч.3 401.3 проходят стадию изучения (то есть, это II-я ступень кассации, которая остается не сплошной). Но в данном случае, жалобы будут подаваться не порядке ч.3 401.3 , а в порядке ч.1 401.3 УПК (то есть сплошная кассация и действует норма ч.1 401.8 УПК ).

Рекомендация: система инстанций для обжалования так витиевато закручена, что понять ее непросто, потому рекомендуем для ознакомления таблицу: 9 судебных кругов уголовного процесса , в ней все максимально понятно разложено по полочкам.

Сплошное и выборочное рассмотрение

— принцип сплошного рассмотрения: если действует этот принцип, то абсолютно любая (апелляционная, кассационная, надзорная) жалоба дойдет до этапа рассмотрения в судебном заседании — с извещением участников, вызовами сторон, выступлениями сторон).

— на стадии кассации за этот принцип отвечает норма 401.8 УПК , она предполагает фактически только один вариант: вынесение постановления о назначении судебного заседания (а второй вариант, возвращение кассационной жалобы для исправления недостатков, это вариант чисто технический).

— выборочное рассмотрение: если действует этот принцип, то сначала судья решает — передавать ли жалобу на рассмотрение или нет. Если действует принцип выборочного рассмотрения — то всего 3-5 % поступивших жалоб будут рассмотрены в судебном заседании.

— на стадии кассации за этот принцип отвечает норма 401.10 УПК , она предполагает два варианта:

а) отказ в передаче кассационной жалобы на рассмотрение.

Примечание: в специальной таблице: 9 судебных ступенек для подачи жалоб при обжаловании судебных решений, мы указали по отношению к каждой ступени ее характер (сплошной или выборочный).

Реальные последствия реформы для осужденных

— важнейший вопрос, который интересует осужденных: как отразится судебная реформа непосредственно на их судьбе ?

— возникает ли у осужденного право обратиться в новую судебную инстанцию (ранее не существовавшую), в окружной кассационный суд ? А что реформа делает с теми жалобами, которые уже были поданы ранее (и на них был отказ), не возобновляется ли вся лестница Ступеней кассации — окружной кассационный суд, Судебная коллегия ВС, Председатель ВС ?

Кого это интересует

Это интересно:  Госпошлина за апелляционную жалобу по уголовному делу 2019 год

— эти вопросы затрагивают, то есть потенциально могли бы коснуться двух категорий осужденных:

а) осужденных, по чьим делам приговоры вступили (и еще успевают вступить) в силу до вступления в силу Федерального закона от 11.10.2018 N 361-ФЗ .

б) осужденных, которые не воспользовались правом на подачу кассационной жалобы и у кого остались неизрасходованные попытки кассационного обжалования (одна из трех попыток ).

— и ответ на эти вопросы очень прост, категоричен и не может никого обрадовать: нет, абсолютно никаких последствий для этих людей реформа не принесет.

Старые дела будут рассматриваются по старому порядку

а) читаем (часть 6 статьи 2 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ ).

«6) Лица, которые не воспользовались правом на обжалование в кассационном порядке судебных решений, вступивших в законную силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, либо осуществили его не в полном объеме, вправе обжаловать такие судебные решения в порядке, предусмотренном ч.3 401.3 УПК (в редакции настоящего Федерального закона).

б) читаем упомянутую ч.3 401.3 УПК «3) Подаются непосредственно в суд кассационной инстанции , правомочный в соответствии с частью 1 настоящей статьи пересматривать обжалуемое судебное решение, и рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 401.10 401.12 УПК «

— обращаю Ваше внимание на фразу «и рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 401.10 401.12 УПК «. О чем идет речь в этих статьях ? В них указан выборочный характер рассмотрения, то есть все по старому.

— то есть, новый порядок, создающий сплошное рассмотрение в кассации будет действовать только в отношении приговоров вступивших в силу ПОСЛЕ того как вступят в силу изменения (точная дата этого события — не определена, запланирована на срок не позднее 1 октября 2019 года (часть 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ ).

а) тем осужденным, чьи приговоры вступили в силу, ожидать нечего. Их положение не изменяется и их жалобы не смогут попасть в новую судебную инстанцию, в окружной кассационный суд . Будучи поданными, в любое время, неважно до или после вступления в силу изменений — они будут рассмотрены в старом, выборочном порядке .

б) единственный практический смысл появится для тех, чьи дела окажутся в том в том узком временном промежутке, когда приговор вынесен, но в силу еще не вступил. Этот промежуток возникнет примерно в период мая по октябрь 2019г. В этот период мы будем вынуждены пойти на меры по затягиванию апелляционной стадии, чтобы кассационная жалоба I-й ступени была рассмотрена не по старым, а по новым правилам.

Апелляционные и кассационные суды появятся в России с 1 октября 2019 года

В России с 1 октября 2019 года появятся апелляционные и кассационные суды. Благодаря им жалобы граждан не будут рассматриваться в том же регионе и тем более в том же суде, в котором дело рассматривалось в первой инстанции. Соответствующий закон Верховного суда РФ Госдума 17 июля приняла в третьем чтении.

Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что кассационные суды расположатся в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове, Владивостоке и Новосибирске.

Поправку о создании в Саратове одного из окружных кассационных судов, который охватит 13 регионов, предложил внести председатель Госдумы Вячеслав Володин, отметив, что саратовская юридическая школа является одной из самых эффективных наряду с московской, санкт-петербургской и свердловской.

Что изменится в судебной системе России

Апелляционные суды запланировали расположить в Калуге, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде, Новосибирске и городском округе Власиха Московской области.

«Создаваемые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции будут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам. Сроки назначения председателей новых судов устанавливаются с момента вступления закона в силу и до 15 октября 2018 года», — отметил Павел Крашенинников.

По его словам, предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции законом увеличен до 76 лет, поскольку они должны иметь судейский стаж и опыт руководства судами. «В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей председателя Верховного суда, заместителей председателя Конституционного суда», — подчеркнул депутат.

Он добавил, что законом унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. Устанавливается, что в судах общей юрисдикции, по аналогии с арбитражными судами, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд.

Если на день вступления в силу этих норм председатели и заместители уже пребывали в должности два или более раз подряд, то они смогут быть переназначены не более одного раза. Новые нормы не распространятся на председателей и заместителей председателей Верховного суда и Конституционного суда.

Статья написана по материалам сайтов: www.eg-online.ru, xn--80acb5ajmepe8k.xn--p1ai, www.pnp.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector