+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Апелляционная жалоба налоговый кодекс 2019 год

1. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

2. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

3. Апелляционная жалоба на решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

4. Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарий к Ст. 139.1 НК РФ

В ст. 139.1 НК установлены сроки для обращения с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа направляет заключение по апелляционной жалобе и копии дополнительных документов, подтверждающих позицию налогового органа, в вышестоящий налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы от заявителя или вышестоящего налогового органа.

Заключение по апелляционной жалобе, направляемое в вышестоящий налоговый орган, должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению, с указанием писем ФНС России, письменных разъяснений Минфина России и судебной практики по данному вопросу (при наличии).

Заключение по апелляционной жалобе нижестоящего налогового органа должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

При подготовке заключения по апелляционной жалобе подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.

При подготовке проекта решения по апелляционной жалобе подразделение досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.

Заключение структурного подразделения налогового органа по апелляционной жалобе представляется в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса или в иной срок, согласованный с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, координирующим деятельность подразделения досудебного урегулирования налоговых споров.

При наличии указанных в п. 1 ст. 139.3 НК РФ обстоятельств для оставления апелляционной жалобы без рассмотрения нижестоящим налоговым органом при направлении апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган представляется позиция по данным обстоятельствам; заключение по существу жалобы не направляется. При необходимости вышестоящим налоговым органом может быть запрошено заключение нижестоящего налогового органа по всем доводам, изложенным в жалобе.

В случае если при рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом установлено, что нижестоящий налоговый орган с заключением по жалобе представил не все документы, подтверждающие позицию нижестоящего налогового органа по каждому доводу заявителя, такие документы вышестоящий налоговый орган вправе запросить по СЭД в процессе рассмотрения жалобы. Запрошенные вышестоящим налоговым органом документы должны быть представлены в установленный им срок.

При получении вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы, подлежащей рассмотрению этим органом, от лица, ее подавшего, подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее копию со всеми материалами в нижестоящий налоговый орган с запросом о представлении заключения, в том числе информации о наличии обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.

В случае установления вышестоящим налоговым органом при рассмотрении апелляционной жалобы нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов налогового контроля, являющихся в соответствии с п. 14 ст. 101, п. 12 ст. 101.4 НК РФ основанием для отмены решения, вышестоящий налоговый орган вправе отменить такое решение и рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего апелляционную жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном ст. ст. 101, 101.4 НК РФ, с участием заявителя и вынести новое решение, предусмотренное п. 3 ст. 140 НК РФ.

В случае если по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение нижестоящего налогового органа отменено вышестоящим налоговым органом полностью или в части, структурное подразделение налогового органа, составившее оспоренный акт, не позднее следующего рабочего дня с даты получения решения вышестоящего налогового органа уведомляет подразделения досудебного урегулирования налоговых споров и урегулирования задолженности об уточненных налоговых обязательствах лица с учетом решения вышестоящего налогового органа.

Вышеуказанное следует из положений п. 2 Письма ФНС России от 26 декабря 2013 г. N СА-4-9/23437@ «Рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений».

Статья 139 НК РФ. Порядок и сроки подачи жалобы

Новая редакция Ст. 139 НК РФ

1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

1.1. При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

3. Вступившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такая жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Комментарий к Статье 139 НК РФ

Применяя правила п. 1 комментируемой статьи, следует обратить внимание на несколько обстоятельств:

а) жалоба — это письменное заявление налогоплательщика, поданное не в суд (иначе бы законодатель употребил термин исковое заявление»), а вышестоящему налоговому органу (или должностному лицу).

О том, что жалоба должна иметь письменную форму, прямо говорится в п. 3 ст. 139 НК РФ. К жалобе могут быть приложены (если лицо, подающее жалобу, сочтет это необходимым) обосновывающие документы (справки, расчеты, акты, протоколы, договоры и т.п.);

б) акт налогового органа (который обжалован) — это не любой акт, а исключительно «ненормативный» (ч. 1 ст. 137 Кодекса): анализ правил ч. 2 ст. 137 Кодекса, п. 2 ст. 138 Кодекса и правил ст. 139 настоящего Кодекса показывает, что нормативные акты налоговых органов могут быть обжалованы лишь в судебном порядке. Примерами акта налогового органа (указанного в п. 1 ст. 139 Кодекса) могут служить решение о взыскании налога, акт налоговой проверки и др.;

в) действия (или бездействие), на которые подана жалоба, могут быть самыми разнообразными (например, действия, совершенные в ходе выездной налоговой проверки по осмотру помещений, по доступу на территорию, по выемке документов, или, скажем, бездействие — невозврат излишне взысканного налога и т.д.); главное, чтобы они были неразрывно связаны с осуществлением налоговыми органами (их должностными лицами) возложенных на них функций;

г) вышестоящий — это любой из вышестоящих налоговых органов вплоть до ФНС;

д) вышестоящим является любое должностное лицо, наделенное полномочиями по контролю над деятельностью должностного лица (действия, бездействие которого обжалованы) и правом принимать решение по существу жалобы;

е) лицо вправе подать жалобу (в вышестоящий, соответственно):

на акт налогового органа — в налоговый орган;

на действия (бездействие) должностного лица — вышестоящему должностному лицу.

В п. 2 комментируемой статьи законодатель устанавливает:

а) по общему правилу жалоба (упомянутая в ст. 139 Кодекса) может быть подана в течение трех календарных месяцев со дня, когда лицо узнало (или должно было узнать) о нарушении своих прав. При этом отсчет начинается со дня, следующего затем, когда налогоплательщик (иное обязанное лицо) узнал (или должен был узнать) о нарушении своих прав (о чем можно судить только на основе анализа конкретных обстоятельств дела);

б) абз. 2 п. 2 ст. 139 Кодекса устанавливает, что упомянутый трехмесячный срок (в случае его пропуска) может быть восстановлен, если:

— лицо (подающее жалобу) ходатайствуете восстановлении пропущенного срока в письменном заявлении, поданном в вышестоящий налоговый орган (либо вышестоящему должностному лицу). В ходатайстве указываются основания, позволяющие (по мнению заявителя) восстановить этот срок;

— срок был пропущен по уважительной причине (например, из-за болезни налогоплательщика, вследствие того, что подаче жалобы мешали обстоятельства непреодолимой силы, и т.д.). О том, является ли причина уважительной, можно судить, только исходя из рассмотрения всех конкретных обстоятельств. Вышестоящий налоговый орган или должностное лицо во всяком случае должны, восстанавливая пропущенный срок или отказывая в этом, письменно обосновать принятое им решение и сообщить о нем лицу, подавшему заявление.

Это интересно:  Гпк возврат апелляционной жалобы 2019 год

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Применяя правила п. 3 комментируемой статьи, нужно учесть:

— письменная форма жалобы (в п. 3 ст. 139 НК РФ) предполагает изложение ее сути в документе. Однако содержание этого документа, равно как и его структура, стиль изложения и т.п., могут быть произвольными;

— к сведениям, которые должны быть указаны в упомянутой жалобе, относятся: дата составления жалобы, вышестоящий налоговый орган (в который подается жалоба) или вышестоящее должностное лицо (на имя которого подается жалоба), сведения о самом лице, подающем жалобу, суть жалобы и просьба лица, подавшего жалобу (например, об отмене ненормативного акта налогового органа, который и был предметом обжалования), с указанием прав, которые, по мнению налогоплательщика, нарушены упомянутыми в ст. 139 НК РФ актом, действиями, бездействием.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее на основании письменного заявления, если вышестоящий налоговый орган (или вышестоящее должностное лицо) еще не принял решение по жалобе. Не имеет значения ни то, что жалоба уже принята на рассмотрение, ни то, что по ней уже произведены определенные проверочные мероприятия (например, получены объяснения, исследованы документы): главное, чтобы решение по жалобе было еще не принято.

Налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) после получения заявления об отзыве жалобы должен в письменном уведомлении (с указанием ИНН налогоплательщика, подавшего жалобу и заявление) сообщить последнему, что решение по жалобе не принято, и она считается отозванной заявителем (ст. 140 настоящего Кодекса).

Правила абз. 2 п. 4 комментируемой статьи говорят о том, что:

1) лицо, отозвавшее ранее поданную жалобу, не имеет права на ее повторную подачу лишь в той мере, в какой:

— новая жалоба подается по тем же основаниям, что и отозванная;

— новая жалоба подается в тот же налоговый орган (тому же должностному лицу), что и отозванная;

2) нет препятствий для повторной подачи жалобы:

— тому же должностному лицу (в тот же налоговый орган), но по другим основаниям;

— по тем же основаниям, но в другой вышестоящий налоговый орган (должностному лицу);

3) лицо не лишено права обратиться с жалобой (исковым заявлением) в суд (даже если она подается по тем же основаниям, по которым была подана отозванная жалоба).

В соответствии с п. 4 ст. 139 Кодекса вторая, третья и т.д. жалобы подаются в том же порядке, что и первая (т.е. с соблюдением ограничений, установленных в абз. 2 п. 4 ст. 139 Кодекса) и в те же три месяца с момента, когда лицо узнало (или должно было узнать) о нарушении своих прав.

Другой комментарий к Ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 139 Кодекса устанавливает порядок и сроки подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

В пункте 1 ст. 139 Кодекса определены органы и лица, которым подаются жалобы:

жалоба на акт налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган;

жалоба на действия или бездействие должностного лица налогового органа подается вышестоящему должностному лицу данного или вышестоящего налогового органа.

Следует отметить, что налоговые органы руководствуются в практической работе Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке, утв. Приказом МНС России от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290 . В частности, в п. 5.1 указанного Регламента установлено, что жалобы налогоплательщиков рассматриваются:

на акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов — вышестоящим налоговым органом;

на действия или бездействие должностных лиц налогового органа — вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа;

на действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера — вышестоящим налоговым органом.

2. Пункт 2 ст. 139 Кодекса устанавливает сроки подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) — три месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Необходимо отметить, что согласно целому ряду положений Кодекса тот или иной документ, направляемый налоговым органом, считается полученным налогоплательщиком (налоговым агентом) по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В частности, это установлено в отношении налогового уведомления (ст. 52 Кодекса), извещения об отмене решения об отсрочке или рассрочке уплаты налога (п. 5 ст. 68 Кодекса), требования об уплате налога (п. 6 ст. 69 Кодекса), акта налоговой проверки (п. 4 ст. 100 Кодекса), решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки (п. 5 ст. 101 Кодекса), акта о нарушении законодательства о налогах и сборах, совершенном лицом, не являющимся налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, и решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов такой проверки (п. 4 и 11 ст. 101.1 Кодекса).

В пункте 2 ст. 139 Кодекса также предусмотрена возможность восстановления срока подачи жалобы в случае его пропуска по уважительной причине. Восстановление срока осуществляется вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом, которому подается жалоба, на основании соответствующего заявления налогоплательщика (налогового агента). Разумеется, в заявлении о восстановлении срока подачи жалобы должны быть указаны причины пропуска срока на обжалование, а также обоснована уважительность этих причин.

Уважительность причин пропуска срока подачи жалобы — категория оценочная. Соответственно, признание причин пропуска срока подачи жалобы уважительными зависит от конкретных обстоятельств подачи жалобы. Представляется, что, безусловно, уважительной причиной пропуска срока для обжалования является факт неполучения документа, который направлен в адрес налогоплательщика и который в соответствии с указанными выше нормами Кодекса считается полученным налогоплательщиком (налоговым агентом) по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Факт неполучения такого документа удостоверяется справкой почтового отделения.

Правила п. 2 ст. 139 Кодекса о сроке подачи жалобы и возможности восстановления срока подачи жалобы в случае его пропуска аналогичны нормам процессуального законодательства:

согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Там же установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом;

в соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Частью 2 ст. 256 ГПК РФ установлено, что пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Статьей 5 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлены следующие сроки для обращения в суд с жалобой: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Там же установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. В ст. 5 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» также определено, что уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных ст. 2 указанного Закона.

Следует отметить, что согласно правовой позиции КС России, выраженной в Определении от 18 ноября 2004 г. N 367-О , само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) — незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, — вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен ст. 6.1 Кодекса (см. комментарий к ст. 6.1 Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 139 Кодекса к жалобе, подаваемой в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), могут быть приложены обосновывающие ее документы.

Как указано в п. 4 Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке, документами, которые могут быть приложены к жалобе, являются:

акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);

акт налоговой проверки;

первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;

иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

3. В пункте 3 ст. 139 Кодекса установлено единственное требование к форме жалобы, подаваемой в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу: жалоба подается в письменной форме.

Представляется очевидным то, что в документе должно быть указано, что это жалоба. В жалобе должен быть указан предмет обжалования — акт ненормативного характера или конкретные действие или бездействие налогового органа или его должностных лиц, а также приведены обстоятельства в обоснование заявляемых требований. Жалоба также должна быть подписана лицом, уполномоченным представлять интересы налогоплательщика (налогового агента) во взаимоотношениях с налоговым органом (см. комментарий к гл. 4 Кодекса).

В пункте 3.1 Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке, которым руководствуются налоговые органы, указано, что жалоба не подлежит рассмотрению налоговым органом (должностным лицом) в следующих случаях:

Это интересно:  Второй апелляционный суд Москва 2019 год

а) пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со ст. 139 Кодекса;

б) отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;

в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26, 27, 28 и 29 Кодекса);

г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);

д) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Пункт 3.2 указанного Регламента предписывает сообщить заявителю жалобы о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения. При этом согласно п. 3.3 Регламента отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.

4. Пункт 4 ст. 139 Кодекса предоставляет налогоплательщику (налоговому агенту), подавшему жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, отозвать эту жалобу.

Отзыв жалобы производится на основании соответствующего письменного заявления, подаваемого в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу, которым была подана жалоба. Отзыв жалобы возможен только до принятия вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом решения по этой жалобе.

Последствием отзыва жалобы, что установлено непосредственно п. 4 ст. 139 Кодекса, является невозможность подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Из этого следует, что налогоплательщик (налоговый агент) при отзыве жалобы не лишается права на подачу повторной жалобы:

в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу, но по другим основаниям, нежели те, по которым подавалась первоначальная жалоба;

по тем же основаниям, по которым подавалась первоначальная жалоба, но в другой вышестоящий налоговой орган или другому вышестоящему должностному лицу, чем те, куда подавалась первоначальная жалоба.

Сроки подачи повторной жалобы согласно п. 4 ст. 139 Кодекса те же самые, что предусмотрены п. 2 комментируемой статьи для подачи первоначальной жалобы: три месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

На подачу повторной жалобы распространяется также и установленная п. 2 ст. 139 Кодекса возможность восстановления срока подачи жалобы в случае его пропуска. Восстановление срока подачи повторной жалобы осуществляется в том же порядке, который установлен для подачи первоначальной жалобы.

Порядок рассмотрения апелляционных жалоб: суды восполнили пробел в НК РФ

Вагина Екатерина Андреевна, заместитель генерального директора
ООО «Аналитическая правовая компания «ФАСТА»

Арбитражные суды полагают, что налогоплательщик имеет право присутствовать при рассмотрении апелляционной жалобы. Если вышестоящий налоговый орган не предоставил ему такую возможность, суд отменит решение, вынесенное по итогам рассмотрения жалобы.

Пробел в НК РФ

До 01.01.2009 налогоплательщики могли самостоятельно выбирать, как обжаловать решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговых проверок: в судебном порядке либо в вышестоящем налоговом органе.

Сейчас налогоплательщик обязательно должен пройти досудебную стадию рассмотрения спора, т. е. подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Это может быть либо апелляционная жалоба на решение, не вступившее в силу, либо «обычная» жалоба, поданная уже после того, как решение вступило в силу.

Порядок обжалования решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки, описывает ст.101.2 НК РФ. Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом, а также полномочия вышестоящего налогового органа регулируются ст.139 и 140 НК РФ. Между тем законодатель, принимая поправки к Налоговому кодексу РФ, не установил конкретную процедуру рассмотрения вышестоящими налоговыми органами апелляционных жалоб налогоплательщиков. В частности, в НК РФ не указано, должен ли вышестоящий налоговый орган извещать налогоплательщика о дате рассмотрения его жалобы.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст.101 НК РФ). Однако Налоговый кодекс РФ не говорит, что это правило распространяется и на случаи, когда материалы проверки рассматривает вышестоящий налоговый орган уже после того, как инспекция вынесла решение о привлечении к ответственности.

Позиция Минфина России

Год назад руководитель ФНС России М. П. Мокрецов подписал письмо, в котором указал на отсутствие в НК РФ четкого порядка производства по досудебному рассмотрению жалоб налогоплательщиков. В письме отмечено, что «зачастую при рассмотрении жалобы необходимо участие сторон налогового спора» 1 . Несмотря на это, никаких изменений в НК РФ в этой части не появилось.

Недавно Минфин России выразил свою позицию по данному вопросу 2 . Он сослался на то, что НК РФ не содержит требования об обязательности привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом. Правда, Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке 3 говорит, что жалобы рассматриваются в присутствии налогоплательщика или его представителя «при достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации». Однако, подчеркивают специалисты Минфина России, данный документ был принят до того, как в НК РФ ввели процедуру апелляционного обжалования. Из этого делается вывод, что обязанность привлечения налогоплательщика к рассмотрению его апелляционной жалобы ни НК РФ, ни каким-либо иным документом не предусмотрена.

Арбитражная практика

В отличие от Минфина России суды толкуют закон в пользу налогоплательщика. Однако единая позиция по данному вопросу не выработана, поэтому юристам следует обратить внимание на различия в подходах разных судов.

Налогоплательщик может присутствовать при рассмотрении жалобы

Инспекция вынесла решение о привлечении организации к ответственности по п.1 ст.119 НК РФ. Организация обратилась в УФНС России с апелляционной жалобой, в которой просила об отмене указанного решения, а также о рассмотрении жалобы при участии представителя налогоплательщика.

УФНС России отказало в удовлетворении апелляционной жалобы без приглашения представителя организации. После этого организация обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения УФНС России в связи с допущенным, по ее мнению, грубым нарушением прав на защиту, гарантированных Конституцией РФ.

Все три судебные инстанции подтвердили правоту налогоплательщика. А когда УФНС России подало жалобу о пересмотре в порядке надзора, ВАС РФ определением от 24.06.2009 №ВАС-6140/09 отказал в передаче дела в Президиум ВАС РФ.

Судьи исходили из гарантированного ст.45 Конституции права каждого на защиту своих прав и законных интересов всеми способами, не запрещенными законом. Кроме того, судьи учли п.7 ст.21 НК РФ, который гарантирует налогоплательщику право давать налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

Судьи признали, что в НК РФ содержится пробел в части определения порядка рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщиков вышестоящим налоговым органом. Поэтому на основании п.7 ст.3 НК РФ судьи истолковали все неустранимые сомнения, противоречия и неясности акта законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.

Стоит особенно отметить, что в данном деле решение вышестоящего налогового органа об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы имело место еще в 2008 г. То есть до того, как апелляционный порядок обжалования стал обязательным. Представляется, что сейчас приведенная выше позиция ВАС РФ в пользу налогоплательщика имеет еще больше оснований. Ведь нарушение налоговым органом прав налогоплательщика в ходе процедуры апелляционного обжалования фактически означает лишение налогоплательщика единственного доступного ему способа защиты своих прав.

Все зависит от вида решения по апелляционной жалобе

В приведенном выше случае налогоплательщик оспорил в суде решение УФНС России, которое представляло собой отказ в удовлетворении апелляционной жалобы.

Обращение в суд с требованием о признании недействительным решения вышестоящего органа, вынесенного по жалобе налогоплательщика на ненормативный акт нижестоящего налогового органа, возможно, только если это решение вышестоящего налогового органа самостоятельно нарушает права налогоплательщика. Пункт 2 ст.140 НК РФ предусматривает закрытый перечень результатов рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом. Он может:

— оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения;

— отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

— отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Суд считает, что решение вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе может нарушить права и законные интересы налогоплательщика, только если имело место изменение акта нижестоящего налогового органа или принятие нового решения.

Если же вышестоящий налоговый орган оставил жалобу налогоплательщика без удовлетворения, принятое решение не влияет на его права и обязанности. Ведь в данном случае вышестоящий налоговый орган не изменяет правового статуса решения нижестоящего органа, не затрагивает прав налогоплательщика и не налагает на него дополнительные обязанности.

Выводы

Судебная практика указывает на то, что порядок рассмотрения апелляционных жалоб вышестоящими налоговыми органами такой же, как и при рассмотрении возражений налогоплательщика на акт и решение налоговых проверок. Если вышестоящий налоговый орган не обеспечил налогоплательщику возможность участвовать в процессе рассмотрения апелляционной жалобы, это является нарушением существенных условий процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности. То есть если вышестоящий налоговый орган не известил налогоплательщика о месте, дате и времени рассмотрения, арбитражный суд может признать решение вышестоящего налогового органа недействительным.

Очевидно, что, несмотря на судебную практику, налоговые органы будут руководствоваться разъяснениями Минфина России, ссылаясь на то, что они обязаны это делать на основании подп. 5 п.1 ст.32 НК РФ.

В то же время арбитражные суды, рассматривая заявления налогоплательщиков об отмене решений вышестоящих налоговых органов, будут руководствоваться позицией ВАС РФ.

Поскольку судебная практика еще не сложилась и позиция высшей судебной инстанции выражена не в постановлении Президиума ВАС РФ, а всего лишь в «отказном» определении, налогоплательщик может столкнуться с некоторыми сложностями. В частности, суды могут указывать, что отказ вышестоящего налогового органа в удовлетворении апелляционной жалобы сам по себе не нарушает права налогоплательщика и не может быть оспорен в суде.

Порядок и сроки подачи жалобы (cт. 139 НК РФ)

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено НК РФ, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Это интересно:  Дополнение к апелляционной жалобе по гражданскому делу 2019 год

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Вступившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такая жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Она может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В жалобе указываются:

  • 1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • 2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  • 3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  • 4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • 5) требования лица, подающего жалобу;
  • 6) способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Положения настоящей статьи применяются также к апелляционной жалобе. (Ст. 139.2 НК РФ).

Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:

  • 1) жалоба подана с нарушением порядка, установленного пунктом 1 статьи 139.2 НК РФ, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;
  • 2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • 3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • 4) ранее подана жалоба по тем же основаниям;
  • 5) до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 НК РФ.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 139 НК РФ. В случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные настоящим Кодексом для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.

Положения настоящей статьи, за исключением положений подпунктов 2 и 5 пункта 1, применяются также к апелляционной жалобе (Ст. 139.3).

В ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) согласно ст. 140 НК РФ лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

  • 1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • 2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  • 3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • 4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
  • 5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.4 НК РФ, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы).

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Согласно ст.142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

Граждане, не имеющие статуса предпринимателя, обжалуют нормативные акты налоговых органов в суды общей юрисдикции.

Статья написана по материалам сайтов: nkodeksrf.ru, www.audit-it.ru, bstudy.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector