АвтоАдвокат, Автоюрист, Независимая экспертиза

г.Рязань, Касимовское шоссе, д.5, оф.302     (4912) 99-02-77

Что такое УТС?

Печать

В последние годы среди автовладельцев, страховых компаний и судов ведутся неумолкающие споры о понятии утраты товарной стоимости транспортного средства.
Кто-то считает, что утрату товарной стоимости необходимо включать в состав убытков, а кто-то вообще считает, что понятия утраты товарной стоимости вообще не существует.
В мировой практике принято включать утрату товарной стоимости в состав убытков. Собственно, что такое ущерб, который терпит автовладелец? Он складывается из прямых затрат, которые он несет в связи с ремонтом автомобиля. К этому плюсуются еще и те потери, которые он несет при продаже автомобиля, с учетом утраты товарной стоимости. Ремонт в полной мере не сможет возвратить транспортному средству то состояние, которое у него было до того, как оно получило повреждения, поэтому при продаже цена такого транспортного средства будет существенно ниже.
УТС представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Таким образом, утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации.

 

Кто должен платить УТС?

Сумма утраты товарной стоимости должна быть выплачена страховой компанией, где застрахована «автогражданка» виновного в ДТП. Несмотря на то, что имеется судебная практика о том, что УТС является реальным ущербом и должна быть выплачена страховой компанией, страховые компании не торопятся в добровольном порядке выплачивать УТС, а вынуждают автолюбителей обращаться в суды.
В основном все суды взыскивают утрату товарной стоимости со страховых компаний, однако, если по автогражданке выплачено 120 тысяч рублей, то УТС обязан будет возместить виновник ДТП из своих средств.
Кроме того, в последнее время сложилась положительная судебная практика по взысканию утраты товарной стоимости по договорам КАСКО, однако в таких случаях все зависит от того, что написано в правилах страхования по КАСКО.

 

Как подсчитать величину утраты товарной стоимости ?

Утрату товарной стоимости определяет эксперт (оценщик) на основании специальных методических руководств в области оценочной деятельности.
Существует несколько методик по определению суммы утраты товарной стоимости, однако в последнее время суды в основном принимают во внимание УТС подсчитанный на основании Методического руководства «Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств» (Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы (СЗРЦЭ).
Согласно указанного руководства, УТС рассчитывается, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа транспортного средства не превышает 35% или с даты выпуска транспортного средства не прошло более 5 лет.

 

УТС в юридических терминах:

Такое толкование норм закона дано в Обзоре судебной практики ВС РФ за 2-й квартал 2005 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005 г., а также в решении ВС РФ от 24.07.2007 № ГКПИ07-658, оставленным без изменения определением кассационной коллегии ВС РФ от 06.11.2007 № КАС07-566.

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
При проведении восстановительного ремонта автомобиля, ему будут возвращены только функции транспортного средства, но не  восстановлена его стоимость как имущества, такое воздействие снизило его качество, поскольку не только ухудшило внешний вид, но и уменьшило его ресурс (срок службы) отдельных деталей и защитных покрытий, нарушив целостность заводской сборки, т.е. причинило истцу реальный ущерб.
Поскольку утрата товарной стоимости представляет собой не подлежащий устранению путем ремонта ущерб, возникший вследствие нарушения целостного состояния автомобиля и, как следствие, снижение его стоимостной характеристики (ценности) на определенную экспертом денежную сумму, невыполнение (отказ) страховой компанией обязательства по возмещению истцу ущерба является необоснованным.
Решением Верховного Суда РФ от 24.07.2007 года № ГКПИ07-658  первый абзац  подпункта «б» п. 63 Правил ОСАГО признан недействующим,  в связи с чем, утрата товарной стоимости транспортного средства, влекущая уменьшение его действительной (рыночной) стоимости вследствие снижения потребительских свойств, относится к реальному ущербу и наряду с восстановительными расходами должна учитываться при определении размера страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего.
Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права истца как владельца транспортного средства и подлежит возмещению со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.